Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В,
судей Ситьковой О.Н, Киселева Г.В,
при секретаре судебного заседания Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Х.М.М. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Ставрополя,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности С. А.Е. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В, судебная коллегия
установила:
Х.М.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Ставрополя.
В обоснование заявленных требований истец Х. М.М. указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - Х. Н.П. умерла... г, сведения об отце были внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Согласно постановления главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края опекуном над несовершеннолетней Х. М.М. назначена Г.Т.В.
Согласно справки администрации Советского городского округа Ставропольского края N 319 от 22.01.2018 Х.М.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пользуется всеми гарантиями и правами, предусмотренными законодательством РФ.
Х.М.М. направила в Министерство имущественных отношений Ставропольского края заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение ей не предоставлено.
Просила суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Х. М.М,... года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г..Ставрополя. Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 июля 2019 года исковые требования Х.М.М. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищног фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворены. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Х.М.М,... года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям города Ставрополя по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах Ставропольского края. Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности С.А.Е. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что местом жительства Х.М.М. является город Ставрополь, однако в настоящее время в границах указанного города свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют. Вместе с тем, министерством заключены контракты на приобретение 320 жилых помещений в г..Ставрополе путем участия в долевом строительстве жилых домов на территории города Ставрополя для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий Минимущества.
Таким образом, непредоставление минимуществом края Х.М.М. по достижению 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права, что свидетельствует об отсутствии между истцом и ответчиком спора. Принимая решение, обязывающее минимущество края предоставить Х.М.М. жилое помещение, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей социальных гарантий, состоящих на учете для предоставления благоустроенного жилого помещения, заявления которых были зарегистрированы ранее обращения Х.М.М. в минимущество края по данному вопросу.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, проверив по ним законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся доказательств, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Х. М.М. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - Х. Н.П. умерла... года, сведения об отце были внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Согласно постановлению главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края опекуном над несовершеннолетней Х.М.М. назначена Г. Т.В.
4 апреля 2018 года Х.М.М. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, данное заявление зарегистрировано в журнале учета под номером...
В Ставропольском крае сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который Х.М.М. была включена в 2018 году.
В настоящее время Х.М.М. зарегистрирована по адресу:.., достигла совершеннолетия, закрепленного или собственного жилья не имеет.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что государственные полномочия по обязательному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложены на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, однако в отношении Х.М.М. обязанности о предоставлении жилого помещения ответчиком в настоящее время не исполнены.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Х.М.М. жилого помещения, поскольку предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К тому же оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право Х.М.М. на предоставление ей жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопреки доводам жалобы, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции в качестве обоснования возражений на исковые требования. Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 11 июля 2019года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности С.А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.