Проект федерального закона
"Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций
оборонной промышленности"
Досье на проект федерального закона
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) и порядка применения процедур банкротства в отношении организаций оборонной промышленности, в том числе ракетно-космической промышленности, и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (далее - организация-должник).
2. Настоящий Федеральный закон распространяется также на организации - должники, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и (или) выполняющие государственный оборонный заказ.
Принадлежность организации-должника к организациям, указанным в абзаце 1 настоящей статьи, должна быть подтверждена заключением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности.
3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" применяется к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) организаций-должников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
4. Организации, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) организации-должника организации - субъекта естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также организации, включенной в перечень акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
5. Организации - субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельными (банкротами) организаций-должников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, а также организаций, включенных в перечень акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Статья 2. Признаки банкротства
Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе его права требования по обязательствам, за исключением пятидесяти процентов балансовой стоимости имущества мобилизационного назначения, определенного в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Виды имущества, относящиеся к имуществу мобилизационного назначения, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 3. Арбитражные управляющие.
1. Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, соответствующее требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и имеющее опыт работы на руководящих должностях в организации, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, а также получившее лицензию арбитражного управляющего и соответствующий документ на право управления организацией-должником, выданный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности.
2. Кандидатуру арбитражного управляющего арбитражному суду представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности.
Порядок и сроки представления кандидатуры арбитражного управляющего арбитражному суду определяются Правительством Российской Федерации.
3. Порядок назначения арбитражным судом арбитражного управляющего, предусмотренный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", применяется в случаях, когда федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности, не представлена кандидатура арбитражного управляющего.
Статья 4. Лица, участвующие в деле о банкротстве
Лицами, участвующими в деле о банкротстве организации-должника, наряду с лицами, указанными в статьях 31 и 133 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", признаются:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности;
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации-должника по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Принятие заявления о признании организации-должника банкротом.
1. Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
2. Лицо, обращающееся в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника банкротом, обязано направить копию такого заявления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности.
3. Дело о банкротстве организации-должника возбуждается арбитражным судом при условии представления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности. кандидатуры временного управляющего либо истечения срока представления такой кандидатуры, а также представления заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности, о принадлежности организации-должника к организациям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
4. Судья арбитражного суда принимает заявление кредитора при условии представления им доказательств, подтверждающих невозможность удовлетворения требований кредитора в порядке, установленном законодательством, вне процедур банкротства.
К заявлению кредитора прилагается решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших имущественные требования кредитора к организации-должнику.
Статья 6. Порядок применения процедур банкротства
1. Арбитражный суд может приостановить рассмотрение дела о банкротстве организации-должника и продлить на срок до трех месяцев процедуру наблюдения на основании ходатайства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование деятельности в соответствующих отраслях промышленности, для экспертной оценки стоимости имущества мобилизационного назначения организации-должника.
2. При рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников, применяются правила о банкротстве градообразующих организаций, установленные параграфом 2 главы VIII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с особенностями, установленными статьями 7 - 10 настоящего Федерального закона.
3. В случае продления срока внешнего управления до 10 лет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан предоставить соответствующее поручительство на сумму недополученных организацией-должником средств из федерального бюджета в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа (работ).
Статья 7. Обязанности внешнего управляющего
Помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 74 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", внешний управляющий обязан в течении одного месяца с момента своего назначения разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности в соответствующих отраслях промышленности, план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение.
Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения организацией-должником договоров, связанных с обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 8. Распоряжение имуществом мобилизационного назначения
1. Имущество организации-должника, относимое к имуществу мобилизационного назначения, в период внешнего управления не может быть отчуждено.
2. При наличии в составе конкурсной массы организации-должника имущества мобилизационного назначения конкурсный управляющий уведомляет федеральный орган, уполномоченный принимать решение о передаче мобилизационного задания (заказа), о признании арбитражным судом организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Орган, уполномоченный принимать решения рассматривает вопрос о передаче мобилизационного задания (заказа) другим организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Имущество мобилизационного назначения организации-должника, может быть продано в составе имущественного комплекса, предназначенного для выполнения одного или нескольких мобилизационных заданий (заказов) в объеме, установленном договором (контрактом) на выполнение мобилизационного задания (заказа). Указанное имущество подлежит продаже по конкурсу с обязательным условием заключения покупателем данного имущества с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти договора (контракта) на выполнение соответствующего мобилизационного задания (заказа).
4. В случае, если для выполнения мобилизационного задания (заказа) необходимо наличие специального разрешения (лицензии), имущество мобилизационного назначения может быть продано исключительно на закрытых торгах с участием организаций, обладающих такими разрешениями (лицензиями).
Статья 9. Имущество мобилизационного назначения, оставшееся после погашения требований кредиторов
Порядок отчуждения имущества мобилизационного назначения, оставшегося после погашения требований кредиторов, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Недействительность сделки организации-должника
Сделка по отчуждению имущества организации-должника, совершенная в нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона внешним управляющим или организацией-должником после возбуждения дела о банкротстве и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании организации-должника банкротом, является недействительной.
Статья 11. Меры по восстановлению платежеспособности должника
Меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в статье 85 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", применяются со следующими особенностями:
продажа имущества организации-должника, относимого к имуществу мобилизационного назначения, не допускается;
перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого технологического комплекса организации-должника, не допускается;
иные меры по восстановлению платежеспособности организации-должника могут применяться, если они не приводят к прекращению деятельности организации-должника по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Статья 12. Меры по предупреждению банкротства организаций-должников
При наличии признаков банкротства организаций-должников Правительство Российской Федерации принимает меры по погашению задолженности, образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа, а в части непогашенной задолженности организации-должника проводит ее реструктуризацию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 13. Вступление в силу и порядок применения Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве после вступления его в силу независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании организации-должника банкротом.
В случае если заявление о признании организации-должника банкротом принято до вступления в силу настоящего Федерального закона и при этом отсутствуют установленные им признаки банкротства, производство по делу о банкротстве организации-должника прекращается.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.