Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в приложение N 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации"
Необходимость разработки законопроекта "О внесении изменений и дополнений в приложение N 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" вызвана отсутствием в указанном федеральном законе (приложение N 3) раздел "Миграционная политика".
В настоящее время при формировании расходной части федерального бюджета на соответствующий год средства на оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам предусматриваются в разделе 18 "Социальная политика" подразделе "Прочие мероприятия в области социальной политики". Откуда видно, что мероприятия на обеспечение единой государственной миграционной политики осуществляются по остаточному принципу. При ежегодном распределении средств федерального бюджета по разделам бюджетной классификации на фоне пополнения средств пенсионного фонда и решения других социальных проблем мероприятия обеспечения единой государственной миграционной политики остаются не защищенными. Кроме того, интересы беженцев и вынужденных переселенцев, финансируемые по остаточному принципу, сталкиваются в разделе "Социальная политика с интересами других слабо социально защищенных групп населения.
По данным Совета безопасности Российской Федерации, в 1992 - 1998 годах вынужденно возвратились на свою историческую родину свыше 5,5 миллионов российских соотечественников. За этот же период Федеральной миграционной службой России (ФМС России) предоставлен статус беженца или вынужденного переселенца только 1 миллиону 200 тысячам человек. Остальные, оставшись без государственной поддержки, пополняют ряды безработных и бездомных, а более активные объединяются для выживания в общины.
Факты свидетельствуют, что большинство российских соотечественников, возвратившихся в Россию, находятся в отчаянном положении без жилья, работы, средств к существованию. Лишившиеся привычных условий жизни и испытавшие ужас военных конфликтов и межнациональных столкновений, они вынуждены повторно терпеть унижения на своей исторической родине.
По данным проверок Счетной палаты Российской Федерации значительная часть средств федерального бюджета, выделяемых для решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев, до них не доходит.
В решении Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией отмечается, что деятельность органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев не в полной мере отвечает требованиям миграционной ситуации в стране - одного из острейших факторов социальной напряженности в обществе и государстве.
Это является причиной многих негативных явлений, не позволяющих вынужденным переселенцам защищать свои законные права, а государству через использование потенциала вынужденных переселенцев реализовать государственные интересы.
Основанием для разработки настоящего законопроекта являются:
Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации" (ст.16);
Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 2 декабря 1998 года N 3294-П ГД "О деятельности Федеральной миграционной службы России по реализации миграционной политики" рекомендовано Правительству Российской Федерации (п.3).
Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации" (ст.16) определяет обеспечение проведения единой государственной миграционной политики, как приоритетное направление в деятельности Правительства Российской Федерации.
Постановлением Государственной Думы Российской Федерации от 2 декабря 1998 года N 3294 - П ГД рекомендовано Правительству Российской Федерации (п.3) выделять при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 1999 год и соответствующих проектов на последующие годы в расходной части бюджета раздел "Миграционная политика".
Выделение в расходной части федерального бюджета самостоятельного раздела "Миграционная политика" позволит более эффективно осуществлять контроль за выделением, распределением и использованием средств федерального бюджета.
Однако раздел "Миграционная политика" в расходной части федерального бюджета невозможно сформировать без внесения соответствующих изменений и дополнений в приложение N 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".
В законопроекте раздел "2300 Миграционная политика" состоит из 7 подразделов:
2301 Федеральные и региональные миграционные программы.
2302 Органы иммиграционного контроля незаконной миграции.
2303 Учреждения миграционного обеспечения.
2304 Регулирование иностранной рабочей силы.
2305 Государственная поддержка общинно-компактных поселении беженцев и вынужденных переселенцев.
2306 Ликвидация последствии обвальной, стихийной миграции и гуманитарных катастроф.
2307 Прочие мероприятия в области миграционной политики.
В подразделе (2301) федеральною бюджета "Федеральные и региональные миграционные программы" должны отражаться расходы на реализацию программных мероприятий, связанных и не связанных с капитальными вложениями.
Необходимость обеспечения единого подхода к разработке и реализации федеральных и региональных миграционных программ, как элементам единой миграционной политики, вызвана необходимостью учета демографической ситуации и состояния рынков труда регионов, потребности перераспределения миграционных потоков, нагрузки на региональные рынки жилья и потребления, рационального расселения и обеспечения мигрантов.
Указанный подраздел позволит реальным образом подойти к разработке механизма взаимодействия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию миграционных процессов.
Определение и координация в рамках подраздела бюджетных и внебюджетных источников финансирования программ в едином бюджетном разделе, разработка единых методик расчета капитальных и текущих расходов, объемов государственной поддержки и инвестирования программ с учетом развития инфраструктуры и социальной сферы peгионов позволят осуществлять перераспределение финансовых средств исходя из приоритетов и сроков выполнения программ, а также усилить контроль за их реализацией.
К федеральным миграционным программам должны относиться программы, разрабатываемые федеральными органами государственной власти в соответствии с Законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", в том числе:
Федеральная миграционная программа;
Президентская программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев";
другие федеральные целевые программы, предусматривающие решение вопросов переселения граждан и обустройства их в местах нового постоянного проживания.
Государственным заказчиком - координатором федеральных миграционных программ предлагается определить Министерство экономики Российской Федерации.
Государственным заказчиком федеральных миграционных программ в части строительства жилья и возведения социальных объектов предлагается определить Государственный комитет по строительству и архитектуре Российской Федерации.
Государственным заказчиком федеральных миграционных программ в части распределения жилья среди беженцев и вынужденных переселенцев предлагается определить Федеральную миграционную службу России.
Государственными заказчиками федеральных миграционных программ могут быть также другие федеральные органы государственной власти в части реализации функций закрепленных за этими органами.
Государственными заказчиками региональных миграционных программ могут быть федеральные органы государственной власти в части реализации функций закрепленных за этими органами органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В подразделе (2302) федерального бюджета "Органы иммиграционного контроля незаконной миграции" должны отражаться расходы, направляемые на реализацию мероприятий, связанных с проблемой незаконного въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации.
В условиях существования "прозрачных" российских границ с государствами - бывшими республиками СССР, ослабления контроля за транзитными пассажирами, возросло число иностранных граждан и лиц без гражданства, нелегально въезжающих в страну с нарушением установленных правил и пытающихся использовать ее территорию для определенных целей.
Расходы, предусматриваемые на эти цели в федеральном бюджете, не должны затрагивать интересов обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, а должны быть направлены на формирование системы иммиграционного контроля в стране, сопоставимой с системой налогового и таможенного контроля.
В подразделе (2303) федерального бюджета "Учреждения миграционного обеспечения" должны отражаться расходы, направляемые на реализацию мероприятий, связанных с содержанием центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, пунктов первичного приема лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, медико-реабилитационных центров, стационарных заведений социального обслуживания одиноких инвалидов и пенсионеров по старости из числа вынужденных переселенцев, фонда временного жилья и других учреждений миграционного обеспечения.
В подразделе (2304) федерального бюджета "Регулирование иностранной рабочей силы" должны отражаться расходы, направляемые на реализацию мероприятий, связанных с привлечением иностранной рабочей силы для работы на территории страны и оказанием помощи в трудоустройстве и обучении российских граждан за рубежом.
Подраздел является внебюджетным государственным фондом, осуществляющим свою деятельность за счет поступлений от лицензирования деятельности по привлечению в Россию иностранной рабочей силы.
В подразделе (2305) федерального бюджета "Государственная поддержка общинно-компактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев" должны отражаться расходы, направляемые на реализацию мероприятий, связанных с государственной поддержкой переселенческих объединений и организаций при общинном обустройстве в средних, малых городах и в сельских населенных пунктах.
По экспертным оценкам в России существует более 4 тысяч переселенческих объединений и организаций. Большинство из них являются неформальными общинами, но более тысячи общин имеют правовой статус в форме общественного объединения, различных некоммерческих обществ, жилищных товариществ и кооперативов. Однако только не более 100 из них получают государственную поддержку.
При оказании помощи вынужденным переселенцам, проживающим в общинно-компактных поселениях, имеют место: некомплексный подход при планировке и застройке поселков; отсутствие механизмов объединения усилий и средств различных министерств и ведомств, других хозяйствующих субъектов, международных и российских общественных организаций, самих переселенцев. Это не дает желаемого результата при решении проблемы вынужденной миграции и приводит к распылению и омертвлению капитальных вложений.
В подразделе (2306) федерального бюджета "Ликвидация последствий обвальной, стихийной миграции и гуманитарных катастроф" должны отражаться расходы, направляемые на реализацию внепрограммных мероприятий, связанных с решением проблем гуманитарного и иного характера по преодолению последствий обвальной и стихийной миграции населения, в том числе преодоление последствий Осетине - Ингушского конфликта, компенсационные выплаты семьям погибших и лицам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской республике и другие подобные мероприятия, носящие долговременный чрезвычайный характер.
В подразделе (2307) федерального бюджета "Прочие мероприятия в области миграционной политики" должны отражаться расходы, направляемые на реализацию внепрограммных мероприятий внутренней миграции, подлежащих приоритетному государственному регулированию.
В составе общего потока внутренних мигрантов необходимо выделить те категории лиц, переезд которых вызван последствиями политических и социально-экономических реформ, природными и техногенными катаклизмами, иными экстраординарными причинами. К этим лицам прежде всего относятся переселенцы из районов природного и экологического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, переселяющиеся в связи с военной реформой, представители репрессированных народов, возвращающиеся к местам прежнего проживания, переселенцы с севера и другие.
Эти миграционные межрегиональные потоки требуют государственного регулирования, которое позволит минимизировать негативные последствия, связанные с переселением указанных категорий населения, а также обеспечит оказание им содействия в обустройстве и адаптации на новом месте жительства.
Принятие данного законопроекта восполнит пробелы в законодательстве и позволит урегулировать отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и переселенческими объединениями (организациями), снять возникшую социальную напряженность в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.