Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О медико-криминалистической регистрации и идентификации в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации"
к проекту федерального закона "О медико-криминалистической регистрации и идентификации в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации".
В начале февраля 1995 года в г.г.Ростове-на-Дону, Владикавказе и Моздоке оказались невостребованными около 300 неопознанных тел военнослужащих. Перед экспертным составом 124 Судебно-медицинской лаборатории СКВО была поставлена задача идентифицировать всех погибших в кратчайший срок. Возник основной вопрос - с чем сравнивать? Банк данных сравнительного материала для идентификации обезличенных тел отсутствовал. Никто и никогда в Вооруженных Силах Российской Федерации не задавался целью единообразного документирования, сбора и хранения на материальных носителях признаков, по которым можно экспертным путем идентифицировать личность военнослужащих в случае их гибели и обезличивания. Поэтому экспертами лаборатории были выработаны научно-методические подходы и рекомендации организационного характера для практического осуществления идентификационных работ на основе использования минимального объема идентифицирующей информации, содержащейся в картах призывников, личных делах и медицинских документах военнослужащих. Рекомендации экспертов легли в основу директивных документов Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. С момента их выхода начался сбор доступного сравнительного материала в соответствии с предложенным перечнем.
В результате в период с 1 февраля 1995 года по 14 сентября 1998 года 124 СМЛ с массивом неопознанных тел, доставленных из района боевых действий в Чеченской республике, была проделана следующая работа:
Исследовано |
Установлено В разработке |
Всего 994(100%) 570(57%) 424(43%)
из них:
- военнослужащих 835(100%) 540(65%) 295(35%)
- гражданских 159(100%) 30(19%) 129(81%)
Между тем, отпечатки пальцев, представленные только на четверых пропавших без вести (Р.Тулин, С.Дергабузов, С.Антоненко, Е.Полымов), - дали возможность установления их личности в считанные минуты. Это - исключение, объяснение которому в том, что данные военнослужащие до призыва прошли процедуру дактилоскопирования в порядке уголовного законодательства. В остальных случаях Комиссии при Президенте Российской Федерации по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести пришлось организовать доставку в 124 СМЛ СКВО сравнительного материала для производства дорогостоящей молекулярно-генетической экспертизы кровного родства. В частности, пришлось направить запросы в отношении 2600 военнослужащих в 68 регионов РФ, а затем организовать взятие образцов крови у родственников 680 из них в 54 регионах РФ.
Дешевле и значительно эффективнее было бы предусмотреть вероятность такой ситуации и еще на начальном этапе воинской службы (или, в крайнем случае, при направлении контингентов в зоны военных действий) собрать на материальных носителях и заложить на хранение сравнительный материал для идентификации на случай возможной гибели и обезличивания военнослужащих. Таким сравнительным материалом являются карты признаков внешности военнослужащего, полная дактилоскопическая информация, образцы крови для идентификации методами молекулярно-генетической экспертизы
С 1 января 1999 года вступает в силу Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Практическая значимость этого закона для целей идентификации обезличенных погибших в ходе военных действий исследована в 124 СМЛ (СЭ и МИ) СКВО. Сравнительный анализ идентифицируемой информации в виде сохранности у погибших гребешковой кожи только на пальцах рук и гребешковой кожи в целом (пальцы рук, ладони, подошвы, пальцы ног) показал:
В зимних условиях получение отображений гребешковой кожи технически осуществимо:
только пальцев рук - в 62% случаев;
гребешковой кожи в целом - в 70% случаев.
В летних условиях получение отображений гребешковой кожи технически осуществимо:
только пальцев рук - в 38% случаев;
гребешковой кожи в целом - в 62% случаев.
Вне зависимости от годовой сезонности получение отображений гребешковой кожи технически осуществимо:
только пальцев рук - в 39% случаев;
гребешковой кожи в целом - в 51% случаев.
Между тем, в законе указано, что под дактилоскопической информацией следует понимать "информацию об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и его личности". Следовательно, при пересечении потоков идентифицируемой и идентифицирующей информации, законодательно ограниченной только отпечатками пальцев рук, имеется теоретически допустимый шанс установления личности в 39% случаев. Принимая во внимание многолетний опыт ФБР, свидетельствующий о неизбежности 30%-ного технического брака при формировании дактилоскопического банка данных, прогноз результативности дактилоскопии, как метода выбора идентификации личности, снижается до 27%.
Таким образом, анализируемый Федеральный закон, являющийся "законом одного метода", искусственно ограничивающий возможности самого метода, может только частично удовлетворить устремление на максимальное исчерпание экспертных возможностей для установления личности военнослужащих, погибших в условиях боевых действий.
Немаловажно, что часть вторая статьи 12 и части первая, третья статьи 13 закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" предусматривают обязательность передачи в МВД дактилоскопических регистрационных данных личного состава всех силовых структур. В этом положении усматривается закладка механизма ущемления прав человека в отношении всех военнослужащих с перспективой тотальной обязательной дактилоскопической регистрации дееспособного мужского населения страны.
Расширение возможностей установления личности за счет использования комплекса медико-криминалистических регистрационных данных на соответствующих материальных носителях:
картах признаков внешности военнослужащего;
дактилоскопических картах с отображениями особенностей папиллярных узоров ладоней, пальцев рук, подошв, пальцев ног человека;
образцах крови для идентификации методами молекулярно-генетической экспертизы.
Организация сбора на материальных носителях медико-криминалистической информации от лиц, поступивших на действительную военную службу, перед принятием воинской присяги или заключением контракта. Организация закладки медико-криминалистической информации на материальных носителях на хранение в специально отведенном месте, оптимальном с точки зрения использования.
Однако вышеперечисленные потребности военной экспертной практики имеют своим содержанием формирование и использование всеобъемлющего банка данных медико-криминалистического характера. Беспрецедентно затрагиваются права практически всего дееспособного мужского населения страны. Учитывая это, необходимы:
законодательное решение вопросов о том, что является медико-криминалистической информацией, регистрацией и идентификацией, каков режим ее получения, хранения, использования и уничтожения;
законодательные решения гарантий конфиденциальности и гарантий от несанкционированного доступа к банку идентификационных материалов в формах:
установления особого режима хранения, доступа и использования медико-криминалистической информации;
создания организационной структуры Федерального уровня - Службы медико-криминалистической регистрации и идентификации Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для ведения комплекса работ по идентификации и обеспечению означенного режима функционирования и защиты банка данных;
создания закона с примерным названием "О Службе медико-криминалистической регистрации и идентификации Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации", в котором должны быть прописаны статус, структура, рабочие функции, особый режим доступа к медико-криминалистической информации, запрет передачи на хранение или использование данной информации какой-либо иной службе или ведомству;
внесение поправок в закон о дактилоскопической регистрации в духе соответствия нормам охраны прав человека.
Представленный проект федерального закона позволил бы определить границы частной жизни в целом и гарантии невмешательства в нее государства, ведомств, юридических и физических лиц и решить острейшую социальную проблему, связанную с идентификации погибших военнослужащих.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О медико-криминалистической регистрации
и идентификации в Вооруженных Силах
и других войсках Российской Федерации"
Исходя из представленной экспертной оценки вероятных затрат на медико-криминалистическую регистрацию одного военнослужащего (приложение N 1), затраты федерального бюджета могут составлять от 20 до 24 млн. рублей в год. Однако, в входе дальнейшего обсуждения законопроекта с учетом полученных предложений авторы готовы рассмотреть поправки к закону о поэтапном введении регистрации военнослужащих, исходя из выполняемых задач и места службы, чтобы уменьшить нагрузку на федеральный бюджет.
Практика деятельности 124 СМЛ СКВО показывает, что реальные затраты на идентификацию по существующей системе почти, в 10 раз превышают затраты по предлагаемой в законопроекте схеме (приложение N 2).
Приложение N 1
Расчет стоимости регистрации на 100 человек
N п/п |
Перечень материалов | На 100 человек | Цена в рублях по состоянию на 15 декабря 1998 |
I. | Расходные материалы | ||
1 | Регистрационный пакет, в том числе: - пластиковый конверт с клейкой лентой для транспортировки и хранения образцов крови; - "Регистрационная карточка"; - упаковка с силикагелем; - упаковка пластиковая |
100 шт | 207 9 180 6 9 |
2 | Вата | 100 граммов | 10 |
3 | Марля | 25 метров | 100 |
4 | Спирт | 50 граммов | 6 |
5 | Игла-скарификатор | 100 шт. | 100 |
6 | Мыло туалетное 100 граммов | 10 шт | 30 |
7 | Бланки Форм | 1000 листов | 180 |
8 | Файлы полиэтиленовые | 100 шт | 50 |
9 | Папка для хранения файлов (8 см) | 2 шт | 130 |
10 | Ручка | 5 шт | 10 |
11 | Краска типографская | 100 граммов | 10 |
12 | Клей | 1 упаковка | 2 |
13 | Скипидар | 2 кг | 20 |
14 | Упаковочная бумага для пакетов | 100 граммов | 3 |
II. | Табельное расходное имущество | ||
15 | Валик фотографический | 2 шт | 50 |
16 | Валик дактилоскопический | 2 шт | 20 |
17 | Валик диаметром 5-6 см, длиной 20-25 см |
2 шт | 10 |
18 | Лупа | 1 шт | 65 |
Итого: |
1000 рублей |
Приложение N 2
Расчет стоимости индентификации по одному человеку
из практики 124 СМЛ СКВО
8.688 рублей
1. Расходы на длительное депонирование тел погибших
в том числе:
- аренда рефрижераторных секций
с 01.01. 1995 по 01.10.1998 года 2078000 рублей
с 01.10.1998 по 01.01.1999 года 1500000 рублей
- ГСМ
1995 год 7002 рублей
1996 год 15756 рублей
1997 год 24511 рублей
1998 год (1-й квартал) 3551 рублей
1998 год (2-4-й квартал) 10000 рублей
- обслуживание секций 10000 рублей
2. Проживание и содержание субъектов
опознания (родственников погибших) в
период оформления и завершения этапа
идентификации: 6000 рублей
в том числе:
гостиница 2000
питание 1000
проезд 3000
3. Идентификация одного тела 2000 рублей
4. Дополнительные исследования 1000 рублей
5. Заработная плата персонала на
одного идентифицированного 10000 рублей
6. Разработка 1000 рублей
7._______________________________________________________________________
8._______________________________________________________________________
Итого:_______________________________________ 28,738 рублей
Сопоставительная таблица затрат по существующей
системе и предлагаемой системе
1. Регистрация 10 50 /на одного человека/.
2. Идентификация 2000 2000
3. Проживание 1000 6000
4. Доп. исследования 1000 28.738/3010 = -9,5
5. Разработка 1000
6. Хранение 8688
7. Заработная плата 10000
Итого 3010 28738
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.