Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В, Новосельцева С.В,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гафуровой Ю.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 2 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении иска Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска к Глуховой Тамаре Николаевне об обязании устранить нарушения путем приведения тротуара в соответствии с техническими нормами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска обратилось в суд с иском к Глуховой Тамаре Николаевне об обязании устранить нарушения путем приведения тротуара в соответствии с техническими нормами. В обоснование заявленных требований указано, что в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска числится автомобильная дорога общего пользования местного значения по улице Рылеева (идентификационный N 73-22-АДМЗ-775), которая передана Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска в управление Распоряжением администрации г. Ульяновска от 19 января 2012 г. N 38.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" и п.5 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2017 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" определено, что тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. Таким образом, тротуар по ул. Рылеева у дома N 9 в городе Ульяновске является частью автомобильной дороги. В ходе проведенного Управлением административно-технического контроля администрации г. Ульяновска административного расследования установлено, что при строительстве жилого дома N 9 в городе Ульяновске осуществлено благоустройство тротуара тротуарной плиткой с нарушением норм Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуальная редакция СНиП 35-01-2001", а именно: продольный уклон путей движения по которому возможен проезд маломобильного населения, превышает установленные технические нормы (5%) и составляет более 10%.
Мэрией г. Ульяновска 3 сентября 2008 года было выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенным магазином первой необходимости по ул. Рылеева, дом N 9 в Ленинском районе г. Ульяновска N RU 73304000-143 Глуховой Т.Н. Как следует из градостроительного плана земельного участка многоквартирного жилого дома со встроенным магазином товаров первой необходимости, подготовленного на основании Постановления Главы города Ульяновска от 29 сентября 2006 года N 4130, от 13 ноября 2006 года N 4910 и заявления Глуховой Т.Н. от 22 ноября 2006 года, раздел архитектурно - планировочные требования, проектом определено предусмотреть мероприятия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Однако, в ходе строительства вышеуказанного жилого Глуховой Т.Н. в нарушение условий градостроительного плана, был самовольно переоборудован тротуар нарушением норм Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуальная редакция СНиП 35-01-2001". Тротуар, расположенный вдоль многоквартирного жилого дома N 9 по ул. Рылеева в Ленинском районе города Ульяновска был обустроен застройщиком тротуарной плиткой и до настоящего времени находится в ненормативном состоянии. Для устранения имеющих, нарушений необходимо переделать данное покрытие полностью. Выявленные нарушения затрагивают публичные интересы и нарушают права неограниченного круга лиц, маломобильных групп населения.
Истец просил суд обязать застройщика жилого дома N 9 по улице Рылеева в городе Ульяновске Глухову Тамару Николаевну. устранить нарушения п.5.17-5.1.8 норм Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года N798/пр) путем приведения тротуара, расположенного в районе д. N 9 по ул. Рылеева в г. Ульяновске, в соответствие с техническим нормами, в срок до 1 июля 2019 года.
В судебном заседании представитель истца Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска Данилушкина А.В. иск поддержала.
Представитель ответчицы Петрова И.В. с исковыми требованиями не согласилась, заявила ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку обстоятельств по делу и представленных доказательств. В жалобе указано, что срок исковой давности должен исчисляться с момента обследования Управлением тротуара (по адресу: город Ульяновск, ул. Федерации, 9), с 18.06.2018, так как именно Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации город Ульяновска является истцом по данному делу, а не администрация города Ульяновска. Также в жалобе повторяются доводы, изложенные в исковом заявлении.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 и п.5 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" тротуар - это элемент обустройства автомобильных дорог, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Из п.п. 6, 12 ч.1 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" следует, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.5.1.7 Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0 x 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный - 2%.
Как следует из п.5.1.8 СП 59.13330.2016 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.
При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания - не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, - не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.
Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенного Управлением административно-технического контроля администрации г. Ульяновска административного расследования установлено, что при строительстве жилого дома N9 в городе Ульяновске осуществлено благоустройство тротуара тротуарной плиткой с нарушением норм Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуальная редакция СНиП 35-01-2001", а именно: продольный уклон путей движения по которому возможен проезд маломобильного населения, превышает установленные технические нормы (5%) и составляет более 10%.
18 июня 2018 года и 15 ноября 2018 года составлены акты обследования тротуара, расположенного у жилого дома N 9 в городе Ульяновске в котором отображены все вышеуказанные нарушения.
Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок исковой давности необходимо исчислять с даты составления акта обследования тротуара (по адресу: город Ульяновск, ул. Федерации, 9), т.е. с 18.06.2018, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года, со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Мэрией г. Ульяновска ответчику 16 апреля 2009 года, то срок исковой давности необходимо исчислять с этой даты.
Поскольку из материалов проверки, представленных истцом, следует, что именно при строительстве жилого дома N 9 в городе Ульяновске осуществлено благоустройство тротуара тротуарной плиткой с нарушением норм Свода правил СП 59.13330.2016. Следовательно, на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, эти нарушения уже были, а истец (структурное подразделение администрации города) должен был знать о всех допущенных нарушениях и своевременно требовать их устранения. Срок исковой давности истек 16 апреля 2012 года, с настоящим иском истец обратился в суд 28 марта 2019 года. При таких данных, суд первой инстанции обоснованно применил последствия его пропуска.
Как указано выше истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Поскольку уважительные причины для восстановления этого срока истцом - юридическим лицом не приведены, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Мотивы, по которым суд пришел к постановленным выводам, изложены в решении суда в соответствии с требованиями ст. 198 ГПК РФ и в дополнительной правовой аргументации не нуждаются.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 2 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.