Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Сабитова И.Н,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Бикмуллиной Татьяны Геннадьевны на решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Бикмуллиной Татьяны Геннадьевны к муниципальному казенному учреждению "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" о признании распоряжения незаконным отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" Гильфанова Б.К, высказавшегося против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бикмуллина Т.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением с муниципальному казенному учреждению "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального района г.Казани" (далее - Администрация Советского района г.Казани) об оспаривании распоряжения главы администрации Советского района г.Казани от 28 августа 2018 года N1781р об отказе в перерегистрации Бикмуллиной Т.Г. и ее семье в составе трех человек, в том числе дочери Бикмуллиной Н.И. и сына Маслова С.В, в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Заявленные требования мотивированы следующим.
12 января 2016 года между БикмуллинойТ.Г, членами ее семьи и некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - НО "ГЖФпри Президенте Республики Татарстан") заключен договор социальной ипотеки...
28 августа 2018 года административным ответчиком вынесено распоряжение N1781р, которым административному истцу отказано в перерегистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан на основании того, что совокупный уровень обеспеченности жильем на члена семьи составляет 18,83 кв.м, что превышает минимальный уровень обеспеченности жильем.
Бикмуллина Т.Г. просила признать распоряжение от 28 августа 2018 года N1781р незаконным и обязать административного ответчика восстановить административного истца и членов семьи на соответствующем учете.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Бикмуллина Т.Г. подала апелляционную жалобу на решение суда от 20 мая 2019 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а его выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Административный истец Бикмуллина Т.Г. в суд не явилась.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 статьи 31 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Частью 2 статьи 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в подпункте "а" пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела видно, что распоряжением Администрации Советского района г.Казани от5 августа 2014 года N1666р БикмуллинаТ.Г. с семьей в составе 3-х человек, в том числе дочь БикмуллинаН.И. и сын МасловС.В, зарегистрированные в квартире общей площадью 42,3 кв.м по адресу: г.Казань, "адрес", приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Указанная квартира передана в общую долевую собственность БикмуллинойТ.Г, Бикмуллиной Н.И, ЖандаровойЭ.И. и МасловаС.В. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 4 мая 2006 год в общую долевую собственность с 1\4 долей в праве собственности за каждым; произведена государственная регистрация права, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 5 августа 2006 года внесена соответствующая запись.
Распоряжением Администрации Советского района г.Казани от28 августа 2018 года N1781р административному истцу Бикмуллиной Т.Г. семьей в составе 3 человек отказано в перегистрации на основании пункта 18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N190 на основании части 2 статьи 51 ЖК РФ в связи с тем, что уровень совокупной обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 18,3 кв.м и соответственно превышает учетную норму.
Совокупный уровень обеспеченности общей площади на человека административным ответчиком были определен с учетом принадлежащей дочери административного истца Бикмуллиной Т.Г, Жандаровой Э.И, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 66,0 кв.м, распложенную по адресу: Республика Татарстан, г. "адрес"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащие Жандаровой Э.И, Бикмуллиной Н.И. и Маслову С.В. доли в праве собственности на жилые помещения подлежат учету при расчете обеспеченности жилыми помещениями при определении их нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о том, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи Бикмуллиной Т.Г. превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму обеспеченности жильем на одного человека, и в связи с этим пришел к выводу о правомерности оспариваемого распоряжения от 28 августа 2018 года и отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 1 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" определено, что настоящий Закон регулирует отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств.
В целях реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", создания единой системы учета для приобретения жилых помещений по социальной ипотеке постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N190 утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (далее - Правила и порядок), которые определяют правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).
В соответствии с пунктом 2.2 Правил и порядка нормой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки является размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.
Пунктом 2.3 Правил и порядка совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав определен как суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В силу пункта 3 Правил и порядка норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
Пунктом 5.1 Правил и порядка установлено, что общеобязательным основанием постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, является в частности обстоятельство совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.
Согласно пункту 10 Правил и порядка в постановке на учет отказывается в частности в случае представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в п. 7.1 настоящих Правил и порядка.
Право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" возникает с момента включения семей в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"), о чем специализированная организация (некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") письменно извещает органы местного самоуправления, организации и заявителей в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях (пункт 17 Правил и порядка).
Согласно пункту 18 Правил и порядка право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка.
Решение суда отвечает указанным правовым положениям.
Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Соответственно решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводам административного истца о том, что Жандарова Э.И. не является членом семьи Бикмуллиной Т.Г, судом первой инстанции дана соответствующая оценка, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
Как правильно указал суд первой инстанции, состав семьи БикмуллинойТ.Г. в силу жилищного законодательства состоит из двух дочерей ЖандаровойЭ.И, БикмуллинойН.И. и сына МасловаС.В, поскольку последние зарегистрированы в квартире по адресу: г.Казань, "адрес" в связи с чем доли принадлежащих им жилых помещений при определении нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма должны быть учтены при расчете обеспеченности жилыми помещениями.
На основании части 8 статьи 219 КАС РФ суд также правильно сослался на пропуск административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения в суд с административным исковым заявлением в суд.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании ее заявителями норм материального права.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 мая 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Бикмуллиной Т.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.