Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"
Предлагаемый законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" подготовлен в связи с тем, что положения статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 г. N 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" признаны неконституционными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 18-П по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан на то, что на них не распространяются нормы Закона, так как они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" восстанавливает право граждан, выехавших за пределы Российской Федерации до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, на выплату пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, назначенных и выплачиваемых до выезда по законодательству Российской Федерации с момента возникновения данного права, т.е. с даты вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 18-П.
Одновременно уточняется редакция статей 1 и 2 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 г., определяющих порядок выплаты пенсий, имея в виду, что за 6 месяцев вперед, а также за границу должны переводиться только пенсии, назначенные в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой).
Указанное уточнение видов выплачиваемых (переводимых) пенсий связано с тем, что назначение социальных пенсий, в отличие от трудовых пенсий, не зависит от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, следовательно, не может быть обязанностью государства по переводу этих пенсий за границу.
Предлагаемое уточнение соответствует нормам международного права, в частности, статье 24 Соглашения между Европейским Союзом и Российской Федерацией о партнерстве и сотрудничестве, подписанного 24 июня 1994 г. на острове Корфу.
Одновременно законодательно регулируется вопрос о порядке пересмотра сумм пенсий, подлежащих переводу за пределы Российской Федерации, при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения.
В соответствии с новой редакцией статьи 2 корректируется формулировка статьи 4 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 г.
На реализацию законопроекта потребуются дополнительные расходы как из федерального бюджета, так и из Пенсионного фонда Российской Федерации. По предварительным оценкам, дополнительные расходы из федерального бюджета составят около 13,6 млн. рублей, из Пенсионного фонда Российской Федерации - 35,89 млн. рублей в расчете на год. Упомянутые расходы учтены в бюджете Пенсионного фонда России на 1999 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.