Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Целями предлагаемых проектов федеральных законов являются:
повышение собираемости налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
образование источника финансирования промышленных предприятий с исключительно целевым использованием - на расширенное воспроизводство;
прямое экономическое стимулирование промышленных предприятий, увеличивающих объемы производства и реализации продукции.
До 1991 года промышленные предприятия имели возможность получать кредиты из банков для пополнения оборотных средств и развития производства под разумно невысокий процент (3-5 процентов годовых).
После 1991 года данный источник финансирования промышленности был ликвидирован.
В 1994-1995 годах в Волгоградской области разработан и внедрен законодательный механизм прямого экономического стимулирования. Сущность механизма состоит в том, что предприятиям в соответствии с областным законом о налоговой системе предоставляются дифференцированные налоговые ставки региональных налогов в зависимости от величины роста объема производства, которые рассчитываются из условия сохранения абсолютной суммы налогов предыдущего года. Понижающие ставки применяются исключительно на прибавочный товарный продукт при условии оплаты налоговых платежей в размере не менее суммы, подлежащей внесению в бюджет и внебюджетные фонды в отчетном налоговом периоде.
Фактически те промышленные предприятия, которые сумели адаптироваться к современным рыночным условиям и увеличивали объем реализации продукции, ежегодно получали беспроцентную "ссуду" сроком на один год. Размер данной "ссуды" целиком и полностью определялся конкретными результатами деятельности промпредприятий в части увеличения производства и реализации товарной продукции. Таким образом был изыскан альтернативный источник финансирования организаций, находящихся на подъеме и практически определяющих доходную часть бюджета Волгоградской области.
Положительные результаты действия указанных налоговых принципов выразилось в остановке падения производства в Волгоградской области и позволяли рекомендовать их использование в Налоговом кодексе Российской Федерации. Постановление Волгоградской областной Думы от 24.09.98 N 84/1142 с обращением к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации об использовании дифференцированных налоговых ставок для дополнительно произведенной и реализованной товарной продукции в части налогов, зачисляемых не только в региональные, но и в федеральный бюджет, поддержали законодательные органы 24-х субъектов Российской Федерации, включая Краснодарский край, Тамбовскую, Амурскую, Брянскую, Тульскую, Калининградскую, Вологодскую, Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Ивановскую, Ярославскую, Астраханскую, Пензенскую, Оренбургскую области, Удмуртскую, Чувашскую республики.
Этот факт позволяет выйти с настоящей законодательной инициативой.
Опасения Министерства финансов Российской Федерации о том, что введение дифференцированных налоговых ставок даст дополнительные возможности для уклонения от уплаты от налоговых платежей безосновательны. Дифференцированные понижающие ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость предлагается применять исключительно на прибавочный товарный продукт и исключительно при условии оплаты налоговых платежей в размере не менее суммы, подлежащей внесению в бюджет и внебюджетные фонды в отчетном налоговом периоде. При этом при увеличении объемов продукции (работ, услуг) процентные ставки уменьшаются, но абсолютные суммы платежей в бюджеты всех уровней непрерывно увеличиваются.
Очевидно, что при выполнении последнего условия предложенный механизм снижения "налогового пресса" даже теоретически не будет уменьшать налоговые поступления в бюджет. Наоборот, у предприятия появляется стимул вовремя проплачивать текущие платежи, иначе даже при условии роста объемов производства они не смогут воспользоваться дифференцированными налоговыми ставками.
Замечание Министерства финансов Российской Федерация о том, что установление дифференцированных налоговых ставок потребует внесения определенных изменений в применяемые в настоящее время предприятиями системы автоматизированного бухгалтерского учета, в целом справедливо.
Однако практический опыт применения дифференцированных ставок в Волгоградской области и в других субъектах Российской Федерации показывает, что данный вопрос не вызывает больших технических сложностей ни у налоговых органов, ни у промышленных предприятий.
Таким образом, принятие настоящих проектов законов позволяет:
увеличить собираемость налоговых платежей в бюджеты всех уровней с предприятий, увеличивающих объемы производства и реализации продукции;
предоставить данным предприятиям дополнительный источник финансирования в виде беспроцентной "ссуды" на годовой налоговый период;
стимулировать рост производства, увеличивать налогооблагаемую базу и доходные части бюджетов всех уровней.
Принятие настоящих проектов законов не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В случае принятия настоящих законопроектов необходимо учесть их при принятии второй части Налогового кодекса.
Прогноз
финансово-экономических последствий реализации проектов федеральных
законов "О внесении дополнения в статью б Закона Российской Федерации
от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
и "О внесении дополнения в статью 6 Закона Российской Федерации
от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
Дифференцирование налога на прибыль в предлагаемом варианте означает, что действующая максимальная ставка налога на прибыль 35 процентов уменьшается на 0,2 пункта за каждый процент роста объема реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года, но не более, чем на 25 процентов от ставки налога на прибыль, то есть минимальная ставка налога на прибыль составляет 26,3 процента при увеличении объема реализации продукции в 1,438 и более раз.
Понижающие ставки налога на прибыль применяются исключительно при условии оплаты налоговых платежей в размере не менее суммы, подлежащей внесению в бюджет в отчетном налоговом периоде.
В этом случае для любого уровня рентабельности дифференцирование налога на прибыль не уменьшает доходную часть бюджета.
С целью пояснения в качестве конкретного примера в таблице 1 приведены расчетные данные для уровня рентабельности производства 20 процентов с укрупненным шагом роста объемов производства.
Таблица 1
Объем производства (усл.денежных ед.) |
Ставка налога на прибыль (в %) |
Прибыль предприятия (усл.денежных ед.) |
Поступления в бюджет (ус. денежных ед.) |
Дополнитель- ные средства, остающиеся в распоряжении предприятия (усл. денеж- ных ед.) |
100 110 120 130 140 143,8 150 160 .... 200 300 |
35 33 31 29 27 26,3 26,3 26,3 26,3 26,3 |
20 22 24 26 28 28,8 30 32 40 60 |
7,00 7,26 7,44 7,54 7,56 7,57 7,89 8,42 10,52 15,78 |
0 0,44 0,96 1,56 2,24 2,51 2,61 2,78 3,48 5,22 |
Дифференцирование налога на добавленную стоимость в предлагаемом варианте означает, что действующая максимальная ставка налога на добавленную стоимость 20 процентов уменьшается на 0,1 пункта за каждый процент роста объема реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года, но не более, чем на 25 процентов от ставки налога на добавленную стоимость, то есть минимальная ставка налога на добавленную стоимость составляет 15 процентов при увеличении объема реализации продукции в 1,5 и более раз.
Понижающие ставки налога на добавленную стоимость применяются исключительно при условии оплаты налоговых платежей в размере не менее суммы, подлежащей внесению в бюджет в отчетном налоговом периоде.
С целью пояснения в таблице 2 приведены расчетные значения параметров с укрупненным шагом роста объемов производства.
Таблица 2
Объем производства (усл.денежных ед.) денежных ед.) |
Ставка НДС (в %) |
Поступления в бюджет (усл.денежных ед.) |
Дополнительные средства, остающиеся в распоряжении предприятия (усл. |
100 110 120 130 140 150 160 ..... 200 300 |
20 19 18 17 16 15 15 15 15 |
20,0 20,9 21,6 22,1 22,4 22,5 24,0 30,0 45,0 |
0 1,1 2,4 3,9 5,6 7,5 8,0 10,0 15,0 |
Из вышепредставленных материалов следует, что в случае реализации предлагаемой законодательной инициативы поступления в бюджет не уменьшаются.
Одновременно появляется возможность до 25 процентов дополнительных налоговых поступлений с дополнительно произведенной и реализованной товарной продукции целевым образом направлять на расширенное воспроизводство.
В условиях отсутствия дешевых кредитных ресурсов и резкого уменьшения государственных и иностранных инвестиций реализация данной законодательной инициативы позволяет организовать новый источник финансирования отечественной промышленности.
Примечание.
1. В случае установления максимальной ставки налога на прибыль 30 процентов дифференцирование налога на прибыль целесообразно применять следующим образом: максимальная ставка налога на прибыль 30 процентов уменьшается на 0,16 пункта за каждый процент роста объема реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года, но не более, чем на 25 процентов от ставки налога на прибыль, то есть минимальная ставка налога на прибыль составляет 22,5 процента при увеличении объема реализации в 1,469 и более раз.
2. В случае установления максимальной ставки налога на добавленную стоимость 15 процентов дифференцирование налога на добавленную стоимость целесообразно применять следующим образом: максимальная ставка налога на добавленную стоимость 15 процентов уменьшается на 0,08 пункта за каждый процент роста объема реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года, но не более, чем на 25 процентов от ставки налога на добавленную стоимость, то есть минимальная ставка налога на добавленную стоимость составляет 11,25 процента при увеличении объема реализации в 1,469 и более раз.
3. При выполнении условий дифференцирования, описанных в пунктах 1 и 2 Примечания при росте объема производства поступления в бюджет в абсолютных суммах будут непрерывно увеличиваться несмотря на процентное снижение налоговых ставок.
Перечень
законов и иных нормативно-правовых актов, изменения которых потребует
принятие закона "О внесении дополнений в статью 6 Закона Российской
Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"
и проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 6 Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций".
1. Закон Российской Федерации от 06.02.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
2. Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
3. Инструкция Государственной налоговой Службы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
4. Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Член Совета Федерации |
Н.К.Максюта |
Член Совета Федерации |
В.И.Приписнов |
Депутат Государственной Думы |
М.А.Таранцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.