Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99048645-2 "О традиционных религиозных организациях России"
В 1997 г. был принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", активно поддержанный Русской Православной Церковью и подавляющим большинством депутатов. В преамбуле закона подчеркнута историческая роль Православия и других традиционных религий России, однако никаких правовых последствий из этого не предложено.
Во внесенном ранее в 1997 году проекте "О традиционных религиях" термин "традиционные религии" не был поддержан депутатами. После консультаций с представителями Русской Православной Церкви, патриотической общественности и со специалистами вносим проект федерального закона "О традиционных религиозных организациях России". Термин "традиционные религиозные организации" юридически более точен, чем "традиционные религии", так как отражает не мировоззренческие вопросы, а традиционность бытия конфессиональных институтов на территории нашей Родины. Этот термин многократно использовался Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Концепция законопроекта заключается в следующем:
дается правовое определение нового термина и устанавливаются условия получения соответствующего правового статуса;
определяется процедура получения статуса "традиционной религиозной организации";
устанавливаются условия для принятия последующих законов о религиозных организациях, которые могут быть отнесены к данному статусу;
устанавливаются традиционные для России вероучения, на основании которых по согласованию могут быть разработаны и приняты федеральные законы "О Русской Православной Церкви", "О старообрядческих церквах", "О Духовных управлениях мусульман" и др.
Данная концепция закона позволит:
привести в соответствие реальный статус традиционных религиозных организаций с их правовым статусом и поддержать их в их благородной деятельности;
дать основу для заключения взаимовыгодных соглашений государства с традиционными религиозными организациями;
придать их собственным уставным положениям официальный характер, что необходимо для взаимодействия государственных органов с верующими;
навести порядок в субъектах Российской Федерации, где законодательные собрания и администрации смогут четко определить и установить себе социальных партнеров в лице одной православной епархии, одного духовного управления мусульман и т.д.;
разграничить и вывести за рамки отношений государства с традиционными религиозными организациями так называемых раскольников и сектантов всех мастей и иностранных миссионеров, создающих "альтернативные" церкви, духовные управления, миссии, культурные центры и т.п., подрывающих авторитет традиционных религиозных институтов.
Данный проект федерального закона не противоречит ни Конституции РФ, ни Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года, ни общепризнанным правам человека. Он существенно дополняет действующее законодательство и позволяет возродить подлинную российскую духовность и традиции нашего государства.
Финансово-экономическое обоснование принятия Федерального закона
"О традиционных религиозных организациях России"
Принятие данного Федерального закона не потребует затрат из Федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов, требующих изменения, отмены или дополнения
Для принятия Федерального закона "О традиционных религиозных организациях России" не требуется внесение изменений, отмены или дополнений в действующее законодательство Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, разработки и введения которых потребует
принятие законопроекта "О традиционных религиозных организациях России"
Для принятия Федерального закона не потребуется разработки и введения в действие новых законодательных актов.
В.У.Корниенко
В.А.Лисичкин
В.И.Шандыбин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.