Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 99031355-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
Данный законопроект предусматривает путем изменения статей 4 и 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" исключить из Системы федеральных судов районные суды и отнести их к судам субъектов РФ. Также предлагается заменить при назначении судей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округой положение о необходимости согласования такого назначения с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации нормой о назначении указанных судей из числа кандидатур, представленных органами государственной власти субъекта РФ. Принятие данного закона абсолютно правомерно с точки зрения принципов федеративного устройства Российского государства.
Во-первых, в этом направлении развивается мировая практика применительно к федеративным государствам.
Во-вторых, Конституция РФ определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается самим Основным законом и федеральным конституционным законом (часть 3 статьи 118), то есть отнесение того или иного звена судебной системы к федеральным судам является прерогативой федерального законодателя, реализуемой в форме федерального конституционного закона.
В-третьих, в соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, исходя из основ конституционного строя РФ и общих принципов организации представительных н исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
Суды же, как вытекая из Конституции Российской Федерации (статья 10, часть 1 статьи 11) являются органами государственной власти. Следовательно, отмеченное выше положение части 1 статьи 77 Конституции РФ распространяется и на организацию судов.
Вместе с тем, согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ кадры судебных органов являются предметом совместного ведения федерации и субъектов.
С принятием предлагаемого законопроекта потребуется внести соответствующие изменения в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (проект такого закона вносится одновременно).
Наконец, данный законопроект в случае его принятия, не повлечет какие-либо затраты за счет федерального бюджета.
Принятие данного закона полностью согласуется с Соглашением между органами Государственной властью Российской Федерации и органами Государственной власти Республики Ингушетия о разграничении полномочий сфере обеспечения законности, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, организации деятельности правоохранительных и судебных органов, согласно которому органы Государственной власти РФ проводят согласованную кадровую политику в сфере организации деятельности правоохранительных органов и судов.
Президент Республики Ингушетия |
Р.С.Аушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.