Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Устав Агинского Бурятского автономного округа от 23 ноября 1994 г. N 8 (с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 01 января 1999 года, а также от 11 октября 1999 г. N 107-ЗАО, от 04 июля 2000 г. N 146-ЗАО, от 24 октября 2000 г. N 155-ЗАО, от 24 октября 2000 г. N 156-ЗАО, от 28 апреля 2001 г. N 170-ЗАО, от 28 апреля 2001 г. N 179-ЗАО, от 06 июля 2001 г. N 202-ЗАО, от 17 сентября 2001 г. N 209-ЗАО ("Агинская правда" от 06, 08, 10 декабря 1994 г, N 137 от 16 ноября 1999 г., N 85 от 11 июля 2000 г., N 132 от 28 октября 2000 г., N 133 от 31 октября 2000 г., N 51-52 от 08 мая 2001 г., N 57 от 22 мая 2001 г., N 79-80 от 10 июля 2001 г., N 114 от 25 сентября 2001 г.), изложив в следующей редакции:
"Устав Агинского Бурятского автономного округа
Устав Агинского Бурятского автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает правовые основы и полномочия Агинского Бурятского автономного округа.
Устав Агинского Бурятского автономного округа не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Устав Агинского Бурятского автономного округа является Основным Законом Агинского Бурятского автономного округа, имеет прямое действие и применяется на всей территории Агинского Бурятского автономного округа.
Законы Агинского Бурятского автономного округа и иные нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, принимаемые в Агинском Бурятском автономном округе, не могут противоречить настоящему Уставу.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Агинский Бурятский автономный округ - субъект Российской Федерации
1. Агинский Бурятский автономный округ (далее - округ) является равноправным субъектом Российской Федерации.
2. Статус округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и округа в соответствии с федеральным конституционным законом на основе волеизъявления жителей, выраженного на окружном референдуме.
3. Округ имеет символику: герб и флаг, утверждаемые законом округа.
4. Административным центром округа является поселок Агинское. Статус административного центра округа устанавливается законом округа.
5. Округ входит в состав Читинской области. Взаимоотношения между округом и Читинской областью строятся на основе равноправия и сотрудничества, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также договорами между органами государственной власти округа и органами государственной власти Читинской области.
Статья 2. Основные принципы реализации правового статуса округа
Правовой статус округа реализуется на принципах:
а) ответственности за сохранение исторически сложившегося единства народов России и государственной целостности Российской Федерации;
б) самостоятельности осуществления государственной власти на территории округа в пределах своих полномочий;
в) приоритета прав и свобод человека и гражданина, сочетания общечеловеческих и национальных ценностей;
г) равенства всех граждан перед законом;
д) обеспечения развития демократии;
е) соблюдения законности.
Статья 3. Народовластие
1. Единственным источником власти в округе является проживающий на его территории многонациональный народ - граждане Российской Федерации. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Свободные выборы и референдум являются высшим выражением власти народа.
Статья 4. Государственная власть
1. Государственная власть в округе осуществляется в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Органами государственной власти в округе являются:
а) Агинская Бурятская окружная Дума;
б) администрация округа во главе с Главой администрации округа.
3. Система органов судебной государственной власти, действующих в округе, устанавливается Российской Федерацией.
Статья 5. Местное самоуправление
1. В округе признается и гарантируется право населения на местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 6. Территория округа
1. Территория округа является частью единой территории Российской Федерации и определяется в границах на момент подписания Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Читинской области и органами государственной власти округа.
2. Территория округа не может быть изменена без согласия населения округа.
3. Статус и состав административно-территориальных единиц и населенных пунктов округа устанавливаются законом округа.
Глава II. Права и свободы человека и гражданина
Статья 7. Обеспечение прав человека и гражданина
1. В округе гарантируются:
а) защита прав и свобод человека и гражданина, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, образования, вероисповедания, политических убеждений, рода занятий, места жительства;
б) свобода деятельности общественных объединений как основа демократической организации общества;
в) политическое, идеологическое многообразие и многопартийность;
г) равенство всех перед законом.
2. Защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления округа.
Статья 8. Обращения граждан
1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти округа, органы местного самоуправления, должностным лицам.
2. О результатах рассмотрения обращений граждане официально извещаются в срок, установленный законом округа.
3. Порядок обращения граждан регулируется законом округа.
Статья 9. Гарантии избирательных прав граждан
1. В округе гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права граждан и права на участие в референдуме.
2. Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме.
4. Не имеют права избирать, быть избранным, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Порядок назначения, проведения и определения результатов выборов и референдума устанавливается законом округа.
Статья 10. Содействие в удовлетворении культурных и иных запросов лиц, этнически связанных с населением округа и проживающих за его пределами
Органы государственной власти округа вправе оказывать содействие в удовлетворении культурных и иных запросов лиц, этнически связанных с населением округа и проживающих за его пределами, и в этих целях могут заключать договоры и соглашения с субъектами Российской Федерации, а также с организациями и учреждениями иностранных государств.
Статья 11. О языках народов, проживающих в округе
Органы государственной власти округа создают равные условия для сохранения и развития языков народов, проживающих на территории округа в соответствии с федеральным законодательством.
Глава III. Предметы ведения и полномочия округа
Статья 12. Правовые основы определения предметов ведения и полномочий округа
1. Предметы ведения округа определяются исходя из разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами по разграничению предметов ведения и полномочий.
Предметы совместного ведения Российской Федерации и округа определяются Конституцией Российской Федерации.
2. Полномочия округа определяются исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, и включают:
а) полномочия округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и округа;
б) полномочия округа по предметам ведения округа.
Статья 13. Предметы ведения и полномочия по предметам ведения округа
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации округ обладает всей полнотой государственной власти на территории округа.
2. В ведении округа находятся:
а) принятие и изменение Устава округа, законов и иных нормативных правовых актов округа, контроль за их соблюдением и исполнением;
б) определение административно-территориального устройства округа;
в) установление системы органов государственной власти округа, порядка их организации и деятельности на основании общих принципов организации системы органов государственной власти, формирование органов государственной власти;
г) законодательное регулирование местного самоуправления на общих принципах организации местного самоуправления;
д) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью округа;
е) определение направлений социально-экономического развития округа, утверждение и выполнение программ социально-экономического развития, утверждение и выполнение окружных целевых программ округа;
ж) установление наград округа;
з) осуществление международных и внешнеэкономических связей округа;
и) иные вопросы, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и округа.
Глава IV. Основы экономического развития
Статья 14. Объекты собственности на территории округа
1. Собственность округа является формой государственной собственности в Российской Федерации. Органам государственной власти округа принадлежат полномочия собственника на объекты, переданные в ведение округа в результате разграничения государственной собственности между Российской Федерацией, Читинской областью и округом.
2. Все объекты собственности, в том числе природные ресурсы (земля, ее недра, воды, растительный и животный мир), находящиеся на территории округа, составляют экономическую основу жизнедеятельности населения.
3. В собственности округа в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся:
а) земельные участки, горные отводы, природные объекты;
б) учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств округа, в том числе на долевых началах или переданные другими собственниками;
в) имущество органов государственной власти и управления округа, объекты инженерной инфраструктуры;
г) средства бюджета округа, валютные средства, ценные бумаги и другие хозяйственные активы.
4. Администрация округа осуществляет управление и распоряжение объектами собственности округа в порядке, установленном законом и нормативными правовыми актами округа.
Статья 15. Финансовые ресурсы
1. Финансовые ресурсы округа состоят из:
а) средств бюджета округа;
б) ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации;
в) кредитных ресурсов;
г) валютных средств;
д) иных источников, не запрещенных законом.
2. Для решения федеральных и межрегиональных программ финансовые ресурсы могут быть объединены на договорной основе с федеральными финансовыми ресурсами, финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статья 16. Основные бюджетные права органов государственной власти округа
1. Агинская Бурятская окружная Дума ежегодно принимает законы об окружном бюджете и утверждении отчета об исполнении бюджета.
2. Разработка проекта окружного бюджета на очередной финансовый год, его исполнение осуществляется администрацией округа.
3. Проект окружного бюджета представляется Главой администрации округа с раскрытием статей по объектам и направлениям расходов и доходов.
Статья 17. Доходы бюджета
1. Доходы окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
2. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Статья 18. Расходы бюджета
Формирование расходов окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и округа.
Статья 19. Регулирование бюджетов местного самоуправления
Органы государственной власти округа содействуют сбалансированности бюджетов муниципальных образований путем использования регулирующих доходов, могут оказывать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам и т.д.).
Статья 20. Бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов
1. Бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, расположенных на территории округа, отчеты об их исполнении утверждаются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами округа.
2. Контроль за исполнением бюджетов указанных фондов осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статья 21. Окружной валютный фонд
1. Органы государственной власти округа вправе формировать окружной валютный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Администрация округа может использовать средства окружного валютного фонда в порядке, установленном законом округа.
Статья 22. Кредитно-денежная политика
Органы государственной власти округа в пределах своей компетенции самостоятельно определяют кредитно-денежную политику с целью создания благоприятных условий для финансирования и кредитования социально-экономического развития округа.
Статья 23. Международные и внешнеэкономические связи
Органы государственной власти округа вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами.
Глава V. Агинская Бурятская окружная Дума
Статья 24. Основы статуса Агинской Бурятской окружной Думы
1. Агинская Бурятская окружная Дума (далее - окружная Дума) является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти округа.
2. Окружная Дума состоит из 15 депутатов, избранных населением округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Выборы депутатов окружной Думы проводятся в порядке, установленном законом округа.
3. Депутатом окружной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.
4. Окружная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
5. Окружная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
6. Расходы на обеспечение деятельности окружной Думы утверждаются самостоятельно и предусматриваются в бюджете округа отдельной строкой.
7. Основы деятельности окружной Думы устанавливаются законом округа.
Статья 25. Условия осуществления депутатских полномочий
1. Число депутатов окружной Думы, работающих на постоянной профессиональной основе, устанавливается окружной Думой самостоятельно и не может превышать две пятых установленного числа депутатов окружной Думы.
2. Депутаты окружной Думы обладают неприкосновенностью.
3. Статус депутата окружной Думы регулируется законом округа.
Статья 26. Полномочия окружной Думы
1. Окружная Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами округа.
2. Агинская Бурятская окружная Дума осуществляет:
а) законодательное регулирование по предметам ведения округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и округа в пределах полномочий округа;
б) контрольные функции;
в) иные полномочия, установленные законом округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.
3. К полномочиям окружной Думы относятся:
1) принятие Устава округа и поправок к нему;
2) утверждение окружного бюджета и отчета об исполнении бюджета;
3) утверждение программ социально-экономического развития округа;
4) установление налогов и сборов, отнесенных к ведению округа, а также порядка их взимания;
5) установление порядка выпуска и условий размещения займов, облигаций и лотерей;
6) образование фонда имущества округа, а также регулирование охраны природы и объектов культурного наследия в рамках своих полномочий;
7) установление порядка управления и распоряжения собственностью округа;
8) утверждение окружного земельного фонда;
9) установление правового режима земель территорий приоритетного природопользования и утверждение его границ;
10) установление порядка предоставления земельных участков и их размеров в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
11) регулирование вопросов недропользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
12) утверждение перечня социально значимых для округа объектов, не подлежащих отчуждению;
13) утверждение заключения и расторжения договоров округа;
14) утверждение схемы управления округом и определение структуры администрации округа;
15) установление основ организации и деятельности органов государственной власти округа;
16) установление порядка назначения и проведения выборов и референдума;
17) избрание и освобождение от должности председателя окружной Думы и его заместителей;
18) дача согласия в случаях, установленных федеральным законом и законом округа, на привлечение депутата к административной либо к уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
19) образование, избрание и упразднение постоянных и временных комитетов и комиссий, иных органов окружной Думы, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;
20) утверждение Регламента окружной Думы, внесение в него изменений и дополнений;
21) утверждение структуры, штатов и фонда оплаты труда работников аппарата окружной Думы;
22) утверждение общей суммы расходов на обеспечение деятельности окружной Думы;
23) учреждение средств массовой информации;
24) дача согласия Главе администрации округа на назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц администрации округа, указанных в пункте 1 статьи 41 настоящего Устава;
25) выражение недоверия Главе администрации округа и должностным лицам администрации округа, назначенным с согласия окружной Думы;
26) назначение на должность мировых судей;
27) назначение членов избирательной комиссии округа;
28) избрание представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от окружной Думы;
29) согласование назначенного Главой администрации округа представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от администрации округа;
30) дача согласия совместно с Главой администрации округа Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение на должность прокурора округа;
31) осуществление законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;
32) обращение к федеральным органам государственной власти Российской Федерации;
33) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации и иные суды;
34) внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации;
35) установление административно-территориального устройства округа;
36) утверждение соглашения об изменении границы округа;
37) иные вопросы, отнесенные к ведению окружной Думы.
4. Полномочия окружной Думы осуществляются на заседаниях окружной Думы.
Статья 27. Контрольные функции
Окружная Дума осуществляет контроль за:
а) соблюдением и исполнением законов округа, нормативных правовых актов окружной Думы;
б) исполнением окружного бюджета;
в) использованием внешних заимствований и ассигнований из федерального бюджета;
г) выполнением программ социально-экономического развития округа;
д) соблюдением порядка распоряжения собственностью округа, а также собственностью, переданной в ведение округа.
Статья 28. Структура окружной Думы
В структуру окружной Думы входят:
а) председатель окружной Думы;
б) заместители председателя окружной Думы;
в) постоянные комитеты (комиссии).
Статья 29. Председатель окружной Думы
1. Председатель окружной Думы избирается на заседании окружной Думы в соответствии с законом округа и Регламентом окружной Думы.
2. Председатель окружной Думы организует работу окружной Думы.
3. Председатель окружной Думы подотчетен окружной Думе и может быть отозван путем тайного голосования на заседании окружной Думы.
4. Добровольное сложение председателем своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.
5. Председатель окружной Думы:
а) представляет окружную Думу в федеральных органах государственной власти Российской Федерации, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, представителями зарубежных стран, администрацией округа, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, общественными объединениями, населением, подписывает необходимые документы;
б) созывает заседания, доводит до сведения депутатов о времени проведения и проекте повестки заседания окружной Думы;
в) осуществляет руководство подготовкой заседания и вопросов, вносимых на рассмотрение окружной Думы;
г) председательствует на заседаниях и подписывает решения окружной Думы;
д) координирует деятельность постоянных комитетов, комиссий Думы, депутатских групп;
е) оказывает содействие депутатам окружной Думы в осуществлении ими своих полномочий, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в окружной Думе, избирательных округах;
ж) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе окружной Думы;
з) организует в окружной Думе прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
и) ведает внутренним распорядком окружной Думы в соответствии с Регламентом окружной Думы;
к) руководит работой аппарата окружной Думы, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата окружной Думы;
л) осуществляет прием и увольнение работников аппарата и технического персонала окружной Думы;
м) применяет в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания на работников аппарата окружной Думы;
н) открывает и закрывает расчетные и текущие счета окружной Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
о) является распорядителем кредитов по расходам, связанным с деятельностью окружной Думы;
п) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и округа.
6. По вопросам своей компетенции председатель окружной Думы издает распоряжения.
Статья 30. Заместители председателя окружной Думы
1. Заместители председателя окружной Думы возглавляют постоянные комитеты окружной Думы, выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей и поручения председателя окружной Думы. В случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей один из заместителей временно исполняет обязанности председателя окружной Думы.
2. Заместители председателя окружной Думы избираются из числа депутатов окружной Думы по представлению председателя окружной Думы в порядке, установленном законом округа и Регламентом окружной Думы.
Статья 31. Постоянные комитеты (комиссии)
1. Окружная Дума формирует из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комитеты (комиссии) для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению окружной Думы, для осуществления контрольных функций.
2. В состав постоянных комитетов входят депутаты окружной Думы за исключением председателя окружной Думы.
3. Структура, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов (комиссий) определяются законом округа и Регламентом окружной Думы.
Статья 32. Аппарат окружной Думы
1. Правовое, организационное, материально-техническое, информационное, документальное и иное обслуживание деятельности окружной Думы осуществляет аппарат окружной Думы.
2. Аппарат окружной Думы подчиняется председателю окружной Думы.
3. Статус, полномочия и организация работы аппарата окружной Думы, а также структурных подразделений (управлений, отделов) аппарата окружной Думы регулируются соответствующими положениями, утверждаемыми председателем окружной Думы.
Статья 33. Депутатские группы
1. В окружной Думе могут создаваться постоянные и временные депутатские группы.
2. Порядок образования, полномочия и процедура регистрации депутатских групп определяются законом округа и Регламентом окружной Думы.
Статья 34. Досрочное прекращение полномочий окружной Думы
1. Полномочия окружной Думы могут быть прекращены досрочно:
а) по решению Главы администрации округа;
б) по решению окружной Думы о самороспуске;
в) в случае роспуска окружной Думы в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
2. Досрочное прекращение полномочий окружной Думы влечет прекращение полномочий всех депутатов, кроме председателя окружной Думы, который исполняет свои обязанности до избрания председателя окружной Думы нового созыва.
3. В случае досрочного прекращения полномочий окружной Думы в соответствии с законом округа назначаются и проводятся внеочередные выборы.
Глава VI. Администрация округа
Статья 35. Основы деятельности администрации округа
1. Администрация округа является высшим исполнительным органом государственной власти округа и входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
2. Администрация округа обеспечивает государственное управление на всей территории округа в соответствии со схемой управления округом.
3. Администрация округа состоит из Главы администрации округа, возглавляемого им коллегиального органа, а также подчиненных ему исполнительных органов. Структура и порядок формирования устанавливаются законом округа.
4. Администрация округа обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
5. Финансирование администрации округа и иных исполнительных органов осуществляется за счет средств бюджета округа, предусмотренных отдельной статьей.
Статья 36. Полномочия администрации округа
1. Администрация округа разрабатывает и осуществляет меры по проведению государственной политики комплексного социально-экономического развития округа.
2. Администрация округа:
а) осуществляет полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в пределах своих полномочий;
б) разрабатывает проект бюджета округа, а также проекты программ социально-экономического развития округа;
в) обеспечивает исполнение бюджета округа и готовит отчет об исполнении бюджета округа и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития для представления Главой администрации округа в окружную Думу;
г) управляет и распоряжается собственностью округа, а также собственностью, переданной в ведение округа;
д) вправе предложить органам местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести изданные ими правовые акты в соответствие с федеральным законодательством и законами округа, если указанные акты противоречат федеральному законодательству и законам округа, а также вправе обратиться в суд;
е) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами округа.
Статья 37. Глава администрации округа
1. Глава администрации округа:
а) является высшим должностным лицом округа;
б) возглавляет исполнительную власть округа на принципах единоначалия;
в) избирается населением округа сроком на пять лет путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании;
г) обладает неприкосновенностью.
2. Главой администрации округа избирается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет. Порядок проведения выборов Главы администрации округа определяется законом округа.
Статья 38. Полномочия Главы администрации округа
Глава администрации округа:
1) формирует администрацию округа и организует работу администрации округа;
2) представляет интересы округа в федеральных органах государственной власти Российской Федерации, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств, подписывать необходимые документы;
3) представляет на рассмотрение окружной Думы проекты законов округа о бюджете округа на предстоящий год, об исполнении бюджета округа за прошедший год, об утверждении программ социально-экономического развития округа, схемы управления округом, структуры администрации округа;
4) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении окружного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание окружной Думы;
5) принимает решения по управлению объектами собственности округа, а также объектами, переданными в ведение округа;
6) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания или издания специального постановления, либо отклоняет законы;
7) вправе участвовать в работе окружной Думы с правом совещательного голоса;
8) вправе обжаловать решения окружной Думы в судебном порядке;
9) вправе принять решение о роспуске окружной Думы;
10) вправе требовать созыва внеочередного заседания окружной Думы;
11) осуществляет контроль за положением дел на территории округа, за работой всех органов управления;
12) создает управления, комитеты, отделы и другие структурные подразделения администрации округа, утверждает штатное расписание исполнительных органов;
13) вносит в окружную Думу представления о согласовании назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц администрации округа, указанных в п. 1 ст. 41 настоящего Устава;
14) распределяет обязанности между первыми заместителями и заместителями Главы администрации округа;
15) назначает на должность и освобождает от должности руководителей учреждений и организаций, относящихся к собственности округа, либо переданных в ведение округа;
16) рассматривает отчеты и доклады руководителей исполнительных органов, информацию руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а при необходимости руководителей учреждений и организаций окружной собственности, либо переданных в ведение округа;
17) отменяет постановления и распоряжения руководителей администрации районов, распоряжения и приказы руководителей иных исполнительных органов;
18) входит в соответствующие органы с представлениями о наказании в дисциплинарном порядке вплоть до освобождения от должности руководителей учреждений и организаций ведомственного подчинения;
19) осуществляет прием и увольнение должностных лиц администрации округа, а также применяет дисциплинарные взыскания;
20) имеет право на поощрение, в том числе материальное, любого работника администрации округа;
21) организует мероприятия по повышению квалификации, а также подготовку и проведение аттестации государственных служащих;
22) приостанавливает строительство объектов на землях округа, которое ведется с нарушением утвержденных проектов и планов застройки, экологических, санитарных, строительных норм и правил;
23) обращается в суд или в арбитражный суд с исками к органам государственной власти округа, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям и общественным объединениям;
24) ведет прием населения и обеспечивает контроль за своевременным и объективным рассмотрением обращений граждан;
25) дает согласие совместно с окружной Думой Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение на должность прокурора округа;
26) назначает представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от администрации округа;
27) вправе обратиться к федеральным органам государственной власти Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации;
28) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и округа.
Статья 39. Заместители Главы администрации округа
1. Заместители Главы администрации округа выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Главой администрации округа, выполняют его поручения.
2. Число заместителей Главы администрации округа устанавливается в соответствии со схемой управления округом.
3. Руководители администраций районов по должности являются заместителями Главы администрации округа.
4. В случае отсутствия Главы администрации округа или невозможности исполнения им своих обязанностей, его обязанности временно исполняет один из первых заместителей.
5. При исполнении обязанностей Главы администрации округа первый заместитель не вправе принимать решения о досрочном прекращении полномочий окружной Думы.
Статья 40. Исполнительные органы
1. В соответствии со схемой управления округом и структурой администрации округа образуются исполнительные органы государственной власти округа: администрации районов, коллегиальный орган при Главе администрации округа, управления, комитеты, отделы и иные исполнительные органы.
2. Администрации районов являются территориальными подразделениями администрации округа и осуществляют функции государственного управления на территориях административно-территориальных единиц.
3. Коллегиальный орган является совещательным и осуществляет деятельность на общественных началах. Состав, полномочия, порядок организации деятельности коллегиального органа определяются Главой администрации округа.
4. Структура, порядок формирования и полномочия управлений, комитетов, отделов и иных исполнительных органов утверждаются Главой администрации округа.
5. Исполнительные органы, возглавляемые единоличными руководителями, используют коллегиальные начала в деятельности путем создания коллегий и советов при руководителях. Коллегии и советы являются совещательными органами.
Статья 41. Назначение и освобождение руководителей исполнительных органов
1. Первые заместители Главы администрации округа, руководители исполнительных органов по финансам, имуществу, социальной защите населения назначаются на должность и освобождаются от должности Главой администрации округа с согласия окружной Думы.
2. В случае отклонения окружной Думой представленных кандидатур Глава администрации округа подбирает новых кандидатов на указанные должности.
3. Заместители Главы администрации округа, руководители управлений, комитетов, отделов администрации округа назначаются на должность и освобождаются от должности Главой администрации округа самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4. Первые заместители, заместители Главы администрации, руководители исполнительных органов слагают свои полномочия перед вновь избранным Главой администрации округа.
Статья 42. Аппарат администрации округа
1. Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Главы администрации округа осуществляет аппарат администрации округа.
2. Порядок организации работы аппарата администрации округа регулируется Положением об аппарате администрации округа, утверждаемым Главой администрации округа.
Статья 43. Досрочное прекращение полномочий Главы администрации округа
1. Полномочия Главы администрации округа прекращаются досрочно в случае:
а) отставки по собственному желанию;
б) отставки в связи с выражением ему недоверия окружной Думой;
в) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;
г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
ж) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
з) утраты им гражданства Российской Федерации;
и) его смерти.
2. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Главы администрации округа от должности влечет за собой отставку администрации округа.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Главы администрации округа в соответствии с законом округа назначаются и проводятся внеочередные выборы.
Глава VII. Правовая система округа
Статья 44. Система нормативных правовых актов округа
1. Правовую систему округа составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов, Устав округа, законы округа и иные нормативные правовые акты округа.
Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на территории округа.
2. В систему нормативных правовых актов округа входят Устав округа и законы округа, нормативные правовые акты окружной Думы, администрации округа.
Законы и иные нормативные правовые акты округа не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия закона или иного правового акта округа федеральному закону действует федеральный закон. При этом правовой акт округа приводится в соответствие с федеральным законом.
Статья 45. Порядок принятия нормативных правовых актов
1. Устав округа и поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов окружной Думы.
2. Законы округа принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов окружной Думы.
3. Постановления окружной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов окружной Думы. Постановления окружной Думы о выражении недоверия Главе администрации округа, должностным лицам администрации округа, о самороспуске окружной Думы, принятии отклоненного Главой администрации округа закона в прежней редакции принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
4. Проект закона рассматривается окружной Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии закона, о принятии либо отклонении проекта закона оформляется постановлением окружной Думы.
Статья 46. Акты окружной Думы
К правовым актам окружной Думы относятся: постановления, Регламент, положения, распоряжения председателя окружной Думы.
Статья 47. Акты администрации округа
К правовым актам администрации округа относятся: постановления, положения, распоряжения и приказы.
Статья 48. Обнародование законов и иных нормативных правовых актов
1. Законы округа, принятые окружной Думой, подписываются Главой администрации округа и обнародуются в течение четырнадцати календарных дней со дня подписания.
2. Законы округа вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено в самих законах.
3. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
4. Нормативные правовые акты, не указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, вступают в силу с момента подписания, если иное не установлено в самих актах.
5. Официальным опубликованием закона округа, иного нормативного правового акта считается публикация его полного текста в газете "Агинская правда".
Статья 49. Ответственность за невыполнение нормативных правовых актов округа
1. Настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты округа обязательны к соблюдению и исполнению на территории округа.
2. Глава администрации округа и окружная Дума вправе вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за несоблюдение и неисполнение законов округа, решений окружной Думы и актов окружной администрации.
Представление должно быть рассмотрено соответствующим органом не позднее пятнадцати дней со дня его получения.
3. Несоблюдение Устава и законов округа, а также неисполнение законов и иных нормативных правовых актов влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке, в размере от двух до двадцати минимальных размеров оплаты труда, если размеры штрафа по отдельным правонарушениям не установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 50. Право законодательной инициативы
1. Право внесения проектов нормативных правовых актов округа в окружную Думу принадлежит депутатам окружной Думы, Главе администрации округа, представительным органам местного самоуправления, прокурору округа.
2. Право законодательной инициативы принадлежит также окружному суду и избирательной комиссии округа по вопросам их ведения.
3. Законодательная инициатива осуществляется в форме внесения проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также поправки в законопроекты, принятые окружной Думой в первом чтении.
4. Проекты нормативных правовых актов окружной Думы, исходящие от государственных и общественных органов и организаций, не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в окружную Думу через субъекты права законодательной инициативы.
5. Порядок внесения проектов нормативных правовых актов округа определяется законом округа.
Глава VIII. Взаимодействие органов государственной власти округа
Статья 51. Взаимодействие окружной Думы и администрации округа
1. Окружная Дума и администрация округа в своей работе основываются на разделении компетенции, взаимодействуют в пределах своих полномочий на основе Конституции Российской Федерации, федеральных нормативных правовых актов, настоящего Устава и других нормативных правовых актов округа.
2. Постановления Главы администрации округа направляются в окружную Думу в течение трех дней после подписания. Окружная Дума вправе обратиться к Главе администрации округа с предложением о внесении изменений в указанные акты или их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
3. Глава администрации округа вправе обратиться в окружную Думу с предложением о внесении изменений и дополнений в постановления окружной Думы либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.
4. Проекты нормативных правовых актов округа о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств, и другие проекты нормативных правовых актов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет окружного бюджета, рассматриваются окружной Думой по представлению или при наличии заключения Главы администрации округа. Заключение представляется Главой администрации округа в срок не позднее пятнадцати календарных дней после поступления проекта закона на заключение.
Введение Главой администрации округа новых структурных подразделений, требующих дополнительных бюджетных расходов на их содержание, производится с согласия окружной Думы.
5. Осуществляя взаимодействие с окружной Думой, Глава администрации округа вправе:
а) участвовать в закрытых и открытых заседаниях окружной Думы;
б) требовать созыва внеочередного заседания окружной Думы;
в) предлагать вопросы в повестку дня заседаний окружной Думы;
г) вносить на рассмотрение окружной Думы проекты законов округа и проекты постановлений окружной Думы;
д) выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки заседания окружной Думы;
е) делегировать на заседания окружной Думы представителей администрации округа с правом выступления.
6. Проекты нормативных правовых актов округа и другие предложения, внесенные Главой администрации округа как срочные, рассматриваются окружной Думой в первоочередном порядке.
7. На заседаниях постоянных комитетов (комиссий) окружной Думы вправе присутствовать, выступать, предлагать поправки и проекты решений представители администрации округа по поручению Главы администрации округа.
8. На заседаниях исполнительных органов вправе присутствовать, выступать, предлагать поправки и проекты решений депутаты окружной Думы либо по поручению окружной Думы или председателя окружной Думы работники аппарата окружной Думы.
9. Споры между окружной Думой и администрацией округа, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым нормативным правовым актам и иным вопросам, решаются путем создания согласительных комиссий на паритетной основе. При отсутствии согласия в решении возникших проблем рассмотрение спора может быть передано в суд.
Статья 52. Гласность деятельности органов государственной власти округа
1. Окружная Дума и администрация округа регулярно обязаны информировать население о своей деятельности, о положении дел в округе.
2. Окружная Дума и Глава администрации округа имеют право вносить на обсуждение населения отдельные вопросы социально-экономического развития округа, проекты законов округа, постановлений окружной Думы и Главы администрации округа. При принятии решения учитывается мнение большинства граждан, принявших участие в обсуждении.
3. Окружная Дума и ее постоянные комитеты (комиссии) организуют парламентские слушания по вопросам социально-экономического развития округа, по проектам законов округа, представляющим широкий общественный интерес. Порядок проведения парламентских слушаний регулируется законом округа и Регламентом окружной Думы.
4. Глава администрации округа и руководители исполнительных органов обеспечивают гласность работы администрации округа, организуют обсуждение актуальных вопросов на совещаниях, коллегиях, а также на собраниях граждан по месту их работы и жительства.
5. Председатель окружной Думы и Глава администрации округа ежегодно представляют отчет о деятельности окружной Думы и администрации округа перед населением.
Статья 53. Взаимодействие органов государственной власти округа с федеральными органами
1. Органы государственной власти округа строят взаимоотношения с территориальными подразделениями федеральных органов, расположенными на территории округа, на основе сотрудничества и координации действий с учетом самостоятельности каждого органа в решении вопросов их компетенции.
2. Территориальные подразделения федеральных органов, суды, прокуратуры создаются и действуют в округе в соответствии с федеральным законодательством.
3. В случае, если органы государственной власти округа считают, что принятые акты министерств и ведомств Российской Федерации не соответствуют действующему федеральному законодательству, органы государственной власти округа вправе:
а) направить письменное несогласие по реализации соответствующего акта министерства или ведомства Российской Федерации и представление в Правительство Российской Федерации о необходимости отмены этого акта;
б) в случае не отмены данного акта соответствующим министерством или ведомством Российской Федерации либо подтверждения Правительством Российской Федерации правомочности акта, указанный акт может быть обжалован в соответствии с действующим федеральным законодательством.
4. Администрация округа вправе заключать соглашения с федеральными органами исполнительной власти:
а) о передаче части своих полномочий либо о принятии на себя части их полномочий;
б) об участии в формировании и реализации на территории округа федеральных государственных программ;
в) о совместном решении иных задач, представляющих взаимный интерес.
5. Органы государственной власти округа вправе в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением об использовании согласительной процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти округа, органами государственной власти Читинской области и органами государственной власти округа, а также между представительным и исполнительным органами государственной власти округа.
6. Окружная Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
7. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти округа.
8. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации округ представляют депутаты, избранные в соответствии с федеральным законом.
9. Администрация округа вправе учреждать своим решением постоянное представительство при Правительстве Российской Федерации. Положение о постоянном представительстве утверждается постановлением Главы администрации округа.
Глава IX. Ответственность органов государственной власти округа
Статья 54. Ответственность окружной Думы и администрации округа
1. Окружная Дума, Глава администрации округа несут ответственность в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
2. Ущерб, причиненный учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам в результате принятия противоречащих федеральному законодательству решений окружной Думы и актов администрации округа, их органов и должностных лиц, а также совершения иных неправомерных действий, связанных с исполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме на основании решения суда за счет собственных средств окружной Думы, администрации округа и их органов.
3. Окружная Дума и администрация округа, их органы, возместившие ущерб, имеют право предъявить регрессный иск должностному лицу в размере выплаченной суммы, если иной размер не установлен федеральным законодательством.
Статья 55. Выражение недоверия Главе администрации округа, другим должностным лицам администрации округа
1. Группа депутатов окружной Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов окружной Думы вправе внести в окружную Думу мотивированное предложение о выражении недоверия Главе администрации округа, должностным лицам администрации округа, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Главой администрации округа с согласия окружной Думы.
2. Окружная Дума вправе выразить недоверие Главе администрации округа в случае:
а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам округа, если такие противоречия установлены на основании решения соответствующего суда, и если Глава администрации округа не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов округа, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
3. Решение окружной Думы о недоверии Главе администрации округа принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов окружной Думы и влечет за собой немедленную отставку Главы администрации округа и возглавляемой им администрации округа. В случае отставки администрация округа продолжает действовать до формирования новой администрации округа.
4. Решения о выражении недоверия первому заместителю Главы администрации округа, руководителям органов администрации по финансам, имуществу, социальной защите населения влечет немедленное освобождение указанных лиц от должности.
Статья 56. Право Главы администрации округа на решение о досрочном прекращении полномочий окружной Думы
Глава администрации округа вправе принять постановление о досрочном прекращении полномочий окружной Думы в случае принятия окружной Думой Устава, закона округа или иного нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу округа, если такие противоречия установлены решением соответствующего суда, и если окружная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Глава X. Местное самоуправление
Статья 57. Основы организации местного самоуправления
1. Местное самоуправление в округе - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.
2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории округа в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
3. Принципы организации, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии устанавливаются и регулируются законами округа в соответствии с нормами муниципального права, установленного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 58. Органы местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в соответствии с законодательством о местном самоуправлении и уставом муниципального образования.
2. В систему органов местного самоуправления входят представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления обладают правами юридического лица.
3. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность гласно, под контролем населения на основе демократических принципов.
4. Органы местного самоуправления могут наделяться законом округа отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государственным органам округа.
Статья 59. Уставы муниципальных образований
1. Полномочия муниципальных образований, порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления и иные вопросы местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований на основе общих принципов, установленных законом округа в соответствии с федеральным законодательством.
2. Уставы муниципальных образований принимаются представительными органами местного самоуправления либо населением муниципального образования и подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законом округа в соответствии с федеральными законами.
Глава XI. Система избирательных комиссий
Статья 60. Система избирательных комиссий
1. В округе действуют следующие избирательные комиссии:
- избирательная комиссия округа;
- территориальные (районные) и муниципальные избирательные комиссии;
- окружные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
2. Окружные избирательные комиссии образуются в соответствии с законом округа.
3. При проведении референдума избирательная комиссия округа действует в качестве комиссии референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 61. Избирательная комиссия округа
1. Избирательная комиссия округа состоит из четырнадцати членов, действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
2. Избирательная комиссия округа формируется сроком на четыре года в соответствии с законом округа.
3. Председатель избирательной комиссии округа, заместитель председателя избирательной комиссии округа, секретарь избирательной комиссии округа избираются из состава избирательной комиссии тайным голосованием.
4. Избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, Главы администрации округа, депутатов окружной Думы, в органы местного самоуправления, а также по проведению референдума Российской Федерации и референдума округа.
Глава XII. Социальная политика
Статья 62. Воспитание, образование, наука и культура
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления округа способствуют укреплению семьи и выполнению воспитательных задач, осуществляя комплекс мер по охране нравственности, здоровья детей, профилактической работе с неблагополучными семьями, по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних, гарантируют и защищают права материнства, отцовства и детства.
2. Ответственность за содержание, обучение и воспитание детей, а также за их здоровье возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.
3. В округе гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального начального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантируется право на создание альтернативных, в том числе негосударственных образовательных учреждений.
4. Органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают и поддерживают учреждения и организации образования, науки и культуры, связанные с интеллектуальным, культурным и профессиональным развитием населения.
5. В округе законодательно определяется минимально гарантированный размер средств и нормативы отчислений на финансирование сферы образования, науки и культуры из бюджета округа.
6. Контроль за качеством и эффективностью системы образования осуществляют соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, попечительские советы.
7. Учреждениям образования, науки и культуры независимо от их организационно-правовой формы предоставляется право выбора учебных планов и программ, финансово-хозяйственная самостоятельность в рамках, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
8. В соответствии с федеральным законом в округе действуют средства массовой информации, свободные от цензуры.
9. Средства массовой информации в соответствии с федеральными законами и законами округа несут ответственность за недостоверную информацию, ущемляющую права и достоинства юридических и физических лиц.
Статья 63. Охрана здоровья населения и окружающей природной среды
1. В округе гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в окружных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за счет средств окружного бюджета и бюджетов местного самоуправления, страховых взносов, других поступлений.
2. В округе финансируются окружные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию окружной, муниципальной, частной систем здравоохранения, системы социального и медицинского страхования граждан, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. В округе обеспечивается государственный контроль за соблюдением законодательства по охране окружающей среды всеми организациями и учреждениями независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
4. Исполнительные органы государственной власти округа и органы местного самоуправления обязаны регулярно и своевременно информировать граждан об экологической обстановке.
Статья 64. Социальная защита населения
1. Органы государственной власти округа и органы местного самоуправления:
а) принимают правовые акты, регулирующие вопросы в области занятости населения в условиях рыночных отношений;
б) с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют программы занятости населения.
2. Органы государственной власти округа с учетом мнения органов местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы социальной защиты населения, предусматривая:
а) предотвращение снижения реальных доходов слабозащищенных слоев населения и сокращения масштабов бедности за счет реализации системы адресной социальной помощи;
б) финансовое обеспечение и предоставление инвалидам, ветеранам войны и труда, другим социально незащищенным группам населения, а также гражданам, которым по вине государства нанесен моральный, материальный и физический ущерб, соответствующих льгот и услуг, определенных законодательством.
3. Органы государственной власти округа в соответствии с федеральными законами предоставляют льготы юридическим и физическим лицам, деятельность которых направлена на социальную защиту населения, создание дополнительных рабочих мест.
Глава XIII. Законность и правопорядок
Статья 65. Политика в сфере законности, правопорядка
1. В округе реализуется единая политика Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью, разрабатывается и осуществляется собственная политика по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан.
2. Личная безопасность граждан, защита их имущества, общественный порядок, борьба с преступностью обеспечиваются органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В соответствии с федеральным законодательством в округе действуют органы федеральной службы безопасности.
Статья 66. Судебная власть
1. Судебная власть в округе осуществляется федеральными судами и мировыми судьями, входящими в единую судебную систему Российской Федерации.
2. Окружной суд, районные суды округа являются судами общей юрисдикции Российской Федерации. Судьи федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Полномочия, организация и порядок деятельности федеральных судов устанавливаются федеральными законами.
3. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции округа, назначаются окружной Думой. Полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются законом округа в соответствии с федеральным законом.
Статья 67. Прокурорский надзор
1. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, законодательства, а также исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Прокурор округа назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти округа и подчиняется непосредственно Генеральному прокурору Российской Федерации.
3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры округа определяются федеральным законом.
Статья 68. Независимость органов правосудия и прокурорского надзора
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами действующие на территории округа судебные органы и органы прокуратуры независимы от органов государственной власти округа, органов местного самоуправления и руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 69. Взаимодействие органов государственной власти округа и органов правосудия, прокурорского надзора
1. Законы и иные нормативные правовые акты округа могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты округа, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу могут быть опротестованы прокурором округа. Протест прокурора рассматривается в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
3. Органы государственной власти округа сотрудничают с органами правосудия и прокурорского надзора в пределах своих полномочий.
Глава XIV. Заключительные положения
Статья 70. Внесение изменений, дополнений и пересмотр основных положений Устава округа
Изменения, дополнения и пересмотр Устава округа осуществляются в случае:
а) внесения поправок и пересмотра основных положений Конституции Российской Федерации;
б) приведения Устава в соответствии с федеральным законодательством;
в) поступления предложений о внесении поправок и пересмотре Устава от Главы администрации округа, группы депутатов окружной Думы численностью не менее одной трети от установленного числа, не менее одной трети представительных органов местного самоуправления.
Статья 71. Ответственность за нарушение настоящего Устава
Государственные и общественные органы, учреждения и организации, должностные лица, граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории округа, обязаны соблюдать настоящий Устав и за его нарушение несут ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 49 и главой IX настоящего Устава".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Агинского Бурятского автономного округа от 1 ноября 2002 г. N 291-ЗАО "О внесении изменений и дополнений в Устав... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.