Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Необходимость внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" обусловлена принятием Федерального закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 8 января 1997 года N 2-ФЗ с 1 июля 1997 года признаны утратившими силу и не действующими на территории Российской Федерации ряд законов и иных нормативных правовых актов, а другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
Указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части не противоречащей Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (ст.4 Федерального закона от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" должен быть приведен в соответствие с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время отдельные нормы Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" вступают в явное противоречие с нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года (в редакции Федерального закона от 20.04.96 г.) безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам.
Вместе с тем, данная категория граждан согласно пункта 4 статьи 40 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации обязана трудоустроиться самостоятельно, либо встать на учет в органах службы занятости.
Пунктом 3 статьи 42 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Более того, из пособий по безработице должны производиться удержания в соответствии с пунктом 4 статьи 44, а уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течении 15 дней является, согласно части 1 статьи 46 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нарушением порядка н условий отбывания осужденным лицом исправительных работ.
В соответствии со статьей 40 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к исправительным работам, не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы.
Считаем, что органы службы занятости указанным лицам вправе предложить не любую работу, а работу, отвечающую требованиям законодательства Российской Федерации о труде и Конституции Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации и статья 2 КЗоТ Российской Федерации предусматривают, что каждый имеет право на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статья 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определяющая критерии подходящей и неподходящей работы для безработных, не содержит каких-либо определений таковой для лиц, осужденных к исправительным работам.
Лица, осужденные к исправительным работам, относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, также как и лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Но, если по отношению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы, государство определило свою политику в области занятости в статье 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", то по отношению к осужденным к исправительным работам политика государства в области занятости не обозначена.
По нашему мнению, проведение государственной политики в отношении занятости лиц, осужденных к исправительным работам, будет способствовать сокращению числа лиц, получивших наказание в виде лишения свободы, так как занятость указанных лиц будет способствовать не только исправлению осужденного, но и предупреждению совершения им новых преступлений.
И, самое главное, нормы Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" нарушают конституционные права лиц, осужденных к исправительным работам на труд и защиту от безработицы имеющих эти права, как и другие граждане.
На первое января 1999 года на учете УИН Московской области состояло 1825 лиц, осужденных к исправительным работам, из них 20 процентов не трудоустроены (это почти 400 человек), а на учете в органах службы занятости состоят только 29 человек. Остальные являются потенциальными преступниками и могут оказаться в местах лишения свободы.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации"
По данным ГУИН МВД Российской Федерации в 1998 году поставлено на учет в инспекциях по исполнению наказаний без лишения свободы 9805 лиц, осужденных к исправительным работам, из них не работало 17347 человек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 и статьей 4 законопроекта лицу, осужденному к исправительным работам, может быть предложена подходящая работа, включая работу временного характера и общественные работы.
Учитывая то, что потребность во временных работниках велика, направление указанных лиц на работы, носящие временный характер, и на общественные работы позволит уменьшить длительно не заполняемые низкооплачиваемые рабочие места.
Выплата пособия по безработице указанным лицам будет производиться только в случае отсутствия подходящей работы в службе занятости.
При отказе от предложенной подходящей работы лицо, осужденное к исправительным работам, не может быть признано безработным н не получает право на получение пособия по безработице. Поэтому количество лиц, которым служба занятости должна выплачивать пособие по безработице, будет ограничено и составит не более, чем 2 процента от общего числа лиц, осужденных к исправительным работам и не имеющим работы.
Кроме того, большинство лиц, осужденных к исправительным работам, не имели постоянной оплачиваемой работы в течение 26 недель за 12 месяцев, предшествовавших началу их безработицы н поэтому размер пособия по безработице (в случае невозможности их трудоустройства) будет устанавливаться в размере минимальной заработной платы - 83 руб. 49 коп. (ст.30 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации").
Средний размер пособия по безработице указанным лицам предполагается в размере не более 100 рублей.
Исходя из вышеизложенного, дополнительные расходы средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации будут в сумме 415200 рублей.
Расчет:
2% от 17347 чел. равно 346 чел.
346 чел. х 100 руб. х 12 месяцев = 415200 руб.
Основная цель внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", прежде всего, это сохранение мотивации к труду у длительно безработных граждан, активизация деятельности службы занятости по трудоустройству лиц, осужденных к исправительным работам, повышение ответственности самих осужденных за их трудоустройство, так как при отказе от предложенной им службой занятости работы в отношении их может быть изменена мера пресечения.
И самое главное - принятие данного законопроекта позволит восстановить конституционное право лиц, осужденных к исправительным работам, на труд и защиту от безработицы и будет способствовать становлению их на путь исправления.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О занятости населения
в Российской Федерации"
В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона не потребуется признания актов федерального законодательства утратившими силу, их приостановления, изменения и дополнения, либо принятие новых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.