Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1.
Внести изменения в Закон автономного округа "О защите населения и территорий Агинского Бурятского автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 7 октября 1998 года N 58-ЗАО ("Агинская правда" от 5 ноября 1998 года N 133) в редакции Закона автономного округа от 18 июня 2001 года N 185-ЗАО ("Агинская правда" от 26 июня 2001 года N 72), изложив в следующей редакции:
"Закон
О защите населения и территории
Агинского Бурятского автономного округа от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Настоящий Закон в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" регламентирует с учетом местных условий отношения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территории Агинского Бурятского автономного округа (далее также - автономный округ) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее также - ЧС).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, характеризующаяся наличием опасных факторов, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ЧС различаются:
1) по характеру источника: природные и техногенные;
2) по масштабам: локальные (объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
2. Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, в случае их возникновения.
3. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
ЧС считаются ликвидированными после прекращения воздействия опасных факторов, характерных для данной ситуации, устранения непосредственной угрозы для жизни и здоровья людей, восстановления функционирования системы жизнеобеспечения населения.
Деятельность по восстановлению территорий, зданий, сооружений, производств, пострадавших в результате ЧС и несвязанных с жизнеобеспечением населения, настоящим Законом не регламентируется.
4. Защита населения от ЧС - это совокупность заблаговременных мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения, угрозы его жизни и здоровью от опасности, возникающей в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.
Статья 2. Агинская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Для осуществления на территории автономного округа единой государственной политики по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей от последствий ЧС действует Агинская территориальная подсистема по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Агинская ТПЧС).
2. Агинская ТПЧС входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющую органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Основными задачами Агинской ТПЧС являются:
1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
4. Агинская ТПЧС действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
5. Координационными органами Агинской ТПЧС являются:
1) на региональном уровне (в пределах территории автономного округа) - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации автономного округа;
2) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
3) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
6. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно администрацией автономного округа, органами местного самоуправления и организациями.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации автономного округа, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
7. Постоянно действующими органами управления Агинской ТПЧС являются:
1) на региональном уровне (в пределах территории автономного округа) - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Агинскому Бурятскому автономному округу (далее - ГУ МЧС России по Агинскому Бурятскому автономному округу)
2) на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
3) на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
8. Органом повседневного управления Агинской ТПЧС является единая дежурно-диспетчерская служба администрации автономного округа, которая создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
9. Организация, состав сил и средств Агинской ТПЧС, а также порядок ее деятельности определяются положением о ней, утверждаемым Главой администрации автономного округа.
Статья 3. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуации.
3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Статья 4. Определение границ зон ЧС
Границы зон ЧС определяются назначенными руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительным органом государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Глава II. Государственное управление и полномочия органов государственной
власти автономного округа в области защиты
населения и территорий от ЧС
Статья 5. Полномочия Агинской Бурятской окружной Думы Агинская Бурятская окружная Дума:
1) принимает в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом законы автономного округа и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
3) заслушивает информацию по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 6. Полномочия администрации автономного округа Администрация автономного округа:
1) принимает в соответствии с действующим законодательством нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
2) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
3) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, и обеспечивает их проведение;
4) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
5) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
6) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
7) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
8) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
Статья 7. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации, независимо от форм собственности, обязаны:
1) планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и специального назначения от ЧС;
2) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;
3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС;
4) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;
5) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
6) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
7) представлять в установленном порядке информацию по защите населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
8) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законодательством, могут привлекаться специальные воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории автономного округа, согласно плану взаимодействия с органами военного командования.
Статья 9. Применение сил и средств органов внутренних дел автономного округа для ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел автономного округа применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа.
2. Они принимают участие:
1) в проведении спасательных и других неотложных работ;
2) в обеспечении общественного порядка в районах ЧС;
3) в обеспечении безопасности движения и регулировании движения на автодорогах в районах ЧС;
4) в организации пропускного режима в районах ЧС, оцеплении районов ЧС, охране объектов, материальных ценностей;
5) в выполнении других задач, связанных с ликвидацией последствий ЧС.
Глава III. Права и обязанности граждан автономного округа в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 10. Права граждан автономного округа в области защиты населения и территорий от ЧС
1. Граждане, проживающие на территории автономного округа, имеют право:
1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
2) в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны;
3) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в районах чрезвычайных ситуаций и о мерах необходимой безопасности;
4) обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
5) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
6) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
7) на медицинское обслуживание, получение компенсаций, социальных гарантий за проживание и работу в районах ЧС;
8) на получение компенсаций, социальных гарантий за вред, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
9) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
10) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского 'долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых, гражданам, проживающим на территории автономного округа, устанавливаются федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Статья 11. Обязанности граждан по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане, проживающие на территории автономного округа, обязаны:
1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и автономного округа по защите населения и территорий от ЧС;
2) соблюдать меры безопасности в быту и в повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
3) изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
4) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
5) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС.
Глава IV. Подготовка населения автономного округа
в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Статья 12. Порядок подготовки населения автономного округа в области защиты от чрезвычайных ситуаций
1. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством Российской Федерации.
2. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Статья 13. Информация, пропаганда и гласность в области защиты населения и территорий от ЧС
1. Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения прогнозируемых и возникших ЧС, их последствий, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
2. Органы государственной власти автономного округа, местного самоуправления, организации обязаны достоверно и оперативно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возможных ЧС, о приемах и способах защиты населения от них и их действиях в случае возникновения ЧС.
3. Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
4. Пропаганда и гласность в области защиты населения и территорий от ЧС в автономном округе обеспечивается органами управления, входящими в Агинскую ТПЧС, через средства массовой информации и по иным каналам.
Глава V. Порядок финансирования мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, создание и использование резервов и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 14. Финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Финансирование целевых программ автономного округа по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством автономного округа.
2. Финансирование деятельности постоянно действующих территориальных органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территории автономного округа от ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
3. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
- регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством автономного округа;
- в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
4. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых сил и средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления.
2. В целях обеспечения финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий образовывается окружной бюджетный фонд по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС за счет средств, выделяемых из окружного бюджетного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется в порядке, определяемом администрацией автономного округа.
4. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления.
Глава VI. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 16. Государственная экспертиза в области защиты населениям территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий организуется и проводится ГУ МЧС России по Агинскому Бурятскому автономному округу. В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Государственной экспертизе подлежат все проектные материалы и документация по объектам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 17. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
2. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти автономного округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Агинского Бурятского автономного округа от 1 августа 2005 г. N 553-ЗАО "О внесении изменений и дополнений в Закон... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.