Закон Агинского Бурятского автономного округа
от 1 августа 2005 г. N 559-ЗАО
"Об окружной целевой программе "Социально-экономическая поддержка
сельских жителей Агинского Бурятского автономного округа
на 2005-2008 годы"
12 декабря 2005 г., 26 июля, 28 ноября 2006 г., 17 июля 2007 г.
Принят окружной Думой 1 августа 2005 г.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 23 октября 2007 г. N 796-ЗАО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
Глава администрации округа |
Б. Жамсуев |
1 августа 2005 г.
N 559-ЗАО
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2006 г. N 709-ЗАО в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт окружной целевой Программы
"Социально-экономическая поддержка сельских жителей Агинского Бурятского
автономного округа на 2005-2008 годы"
(утв. Законом Агинского Бурятского автономного округа
от 1 августа 2005 г. N 559-ЗАО)
12 декабря 2005 г., 26 июля, 28 ноября 2006 г., 17 июля 2007 г.
Наименование Программы |
"Социально-экономическая поддержка сельских жителей Агинского Бурятского автономного округам на 2005 - 2008 годы" (далее - Программа) |
Дата утверждения Программы |
|
Заказчик Программы |
Администрация Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ) |
Основные разработчики Программы |
Департамент экономического развития и прогнозирования округа |
Цель Программы |
Повышение уровня жизни сельского населения, обеспечение его занятости и повышение трудовой мотивации. Содействие закреплению молодежи в сельской местности. |
Задачи Программы Сроки реализации Программы |
Формирование в сельской местности благоприятных и удобных для населения финансово - кредитных, нормативно-правовых и организационных условий для осуществления самостоятельной трудовой деятельности малого предпринимательства и хозяйственных инициатив. Создание государственной, кооперативной и иной систем заготовок и реализации продукции личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов, материально-технических поставок под их нужды, поставок кормов, молодняка сельскохозяйственных животных, системы зооветеринарного обслуживания животноводства, местной переработки сельхозпродукции и дикоросов, сельского туризма, развитие сельскохозяйственной кооперации. 20052008 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Департамент экономического развития и прогнозирования округа, Департамент сельского хозяйства и природных ресурсов округа, отделы экономики и управления госимуществом администраций районов, администрации муниципальных образований, Фонд поддержки малого предпринимательства, ГУП "Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа" (далее - продовольственный фонд), районные потребительские общества, кредитные кооперативы, сельхозкооперативы и другие участники. |
Ожидаемые результаты реализации |
В результате осуществления мероприятий Программы должны произойти следующие изменения: 1) повысится правовой статус личных подсобных хозяйств и урегулируются их взаимоотношения с сельскохозяйственными предприятиями; 2) улучшится доступ личных подсобных хозяйств к земельным, материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам. В результате чего: 1) возрастет обеспеченность личных подсобных хозяйств семенным и посадочным материалом, молодняком скота и птицы, сельскохозяйственной техникой, оборудованием и инвентарем, ветеринарным обслуживанием, комбикормами, минеральными и органическими удобрениями и др.; 2) расширятся возможности владельцев личных подсобных хозяйств для получения микрокредитов на развитие своих хозяйств, в т.ч. товарных; 3) будет введено субсидирование процентных ставок по кредитам привлеченными хозяйствующими субъектами на закупку и переработку сельскохозяйственной продукции; 4) улучшатся условия хранения, переработки и реализации продукции личных подсобных хозяйств, появится возможность сбора и реализации дикорастущих плодов, ягод, грибов и лекарственных трав; 5) владельцы личных подсобных хозяйств будут получать квалифицированную консультационную помощь по всем направлениям хозяйственной деятельности. Предполагается, что реализация Программы обеспечит в 2008 году: 1) рост объема товарной продукции личных подсобных хозяйств на 30 процентов; 2) сокращение численности безработных жителей в сельской местности на 50 процентов; 3) в результате повышения эффективности сельскохозяйственного производства, совершенствования системы социальной защиты произойдет переломное изменение -поступление денежного потока в село увеличится на 50 процентов; 4) будет достигнуто более полное использование трудового потенциала села, снижение напряженности на сельском рынке труда, расширение сферы приложения сельского труда и возможностей получения сельским населением дополнительных доходов; 5) будут введены дополнительные государственные и негосударственные пенсионные накопления сельских жителей. Управление Программой осуществляет комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа. |
Контроль исполнения Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент экономического развития и прогнозирования округе |
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом автономного округа от 5 мая 2005 года N 532-ЗАО "Об окружных целевых программах" и Положением о разработке и реализации окружных целевых программ, утвержденным постановлением Главы администрации округа от 7 июня 2004 года N 165 "Об утверждении Положения о разработке и реализации окружных целевых программ" и нацелена на формирование благоприятных нормативно-правовых, организационных, финансово-кредитных и других условий для осуществления сельским населением самостоятельной доходной (трудовой) деятельности, малого предпринимательства и хозяйственных инициатив.
Принятие и реализация Программы позволит создать специализированную сеть заготовок, переработки и реализации сельхозпродукции, производимой личными подсобными хозяйствами, материально-технические и иные поставки под их нужды, совершенствование системы финансирования мероприятий, кредитования и дотирования личных подворий, сельского малого предпринимательства и населения, занятого сельскими промыслами.
Программа направлена на решение актуальных проблем социально-экономического развития округа. В результате осуществления мероприятий Программы должны произойти следующие изменения:
1) повысится правовой статус личных подсобных хозяйств и урегулируются их взаимоотношения с сельскохозяйственными предприятиями;
2) улучшится доступ личных подсобных хозяйств к земельным, материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам.
В результате чего:
1) возрастет обеспеченность личных подсобных хозяйств семенным и посадочным материалом, молодняком скота и птицы, сельскохозяйственной техникой, оборудованием и инвентарем, ветеринарным обслуживанием, комбикормами, минеральными и органическими удобрениями и др.;
2) расширятся возможности владельцев личных подсобных хозяйств для получения микрокредитов на развитие своих хозяйств, в.ч. товарных;
3) будет введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на закупку и переработку сельскохозяйственной продукции;
4) улучшатся условия хранения, переработки, и реализации продукции личных подсобных хозяйств, появится возможность сбора и реализации дикорастущих плодов, ягод, грибов и лекарственных трав;
5) владельцы личных подсобных хозяйств будут получать квалифицированную консультационную помощь по всем направлениям хозяйственной деятельности.
Предполагается, что реализация Программы обеспечит в 2008 году:
1) рост объема товарной продукции личных подсобных хозяйств на 30 процентов;
2) сокращение численности безработных жителей в сельской местности на 50 процентов;
3) в результате повышения эффективности сельскохозяйственного производства, совершенствования системы социальной защиты произойдет переломное изменение - поступление денежного потока в село увеличится на 50 процентов;
4) будет достигнуто более полное использование трудового потенциала села, снижение напряженности на сельском рынке труда, расширение сферы приложения сельского труда и возможностей получения сельским населением дополнительных доходов;
5) будут введены дополнительные государственные и негосударственные пенсионные накопления сельских жителей.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
По состоянию на 2005 год в сельских населенных пунктах округа проживает 46,7 тыс. человек, что составляет 64 процента всего населения. За последние десять лет отмечена значительная миграция сельского населения в районные центры округа, что обусловлено резким снижением социального уровня жизни на селе.
Институционально-экономический кризис, постигший в целом Российскую Федерацию в переходный к рынку период, стал причиной критического спада в экономике Российской Федерации и округа, что привело к резкому сокращению количества рабочих мест и повышению уровня безработицы среди трудоспособных граждан, особенно сельских жителей.
В середине 2005 года уровень официально регистрируемой безработицы по округу составил 6,0 процентов (1,9 тыс. чел.), а фактическая безработица - 10,7 процентов от численности экономически активного населения, что является одним из высоких показателей среди российских регионов.
Несмотря на достигнутую стабилизацию экономической ситуации на селе, объективно трудные природно-климатические, ценовые и прочие условия региона не позволяют кардинально и в короткие сроки решить проблему высокой безработицы за счет традиционных методов развития коллективных сельхозпредприятий.
Между тем, наличие фактора незанятости значительной части населения оказывает существенное воздействие на рост социальной напряженности, снижение материального положения людей, отток жителей из сельской местности и, в целом, на снижение количества и качества трудоресурсного потенциала округа в агроэкономике.
Анализ демографической ситуации и занятости на селе выявил следующие негативные тенденции:
1) сохраняются высокие показатели фактической безработицы на селе - 17,3 процентов (в среднем среди сел округа);
2) снижается трудоресурсный потенциал села, происходит потеря квалифицированных кадров;
3) численность сельского населения в период с 1995 по 2005 годы снизилась на 12,6 процентов;
4) наблюдается снижение рождаемости и увеличение смертности сельского населения, в том числе сохраняется высокий уровень смертности основной части экономически активного населения;
5) установился активный миграционный отток населения, в том числе "скрытая" миграция людей трудоспособного возраста;
6) средний возраст сельского населения составляет всего 31,1 лет;
7) средняя продолжительность жизни сельского населения составляет 61,1 лет.
Таким образом, в сфере занятости и на рынке труда, и в демографических показателях сел округа сложились тревожные тенденции, требующие срочных превентивных мер организационного, финансового и правового характеров, реализация которых должна стать первоочередным приоритетом в работе всех уровней и ветвей государственных, муниципальных и хозяйственных органов управления округа. В частности, одним из эффективных мер по разрешению настоящей проблемы может стать применение программно-целевого метода.
Раздел 2. Основные цели, задачи реализации Программы
1. Выработка комплекса мер экономического, финансового, правового и административно-управленческого характера, направленного на совершенствование системы государственной поддержки, регулирования и управления сферой занятости на селе, развитие эффективной самозанятости сельского населения, создание организационных, финансово-кредитных и иных условий для ведения сельскими жителями личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства, промыслов и проявления прочих хозяйственных инициатив, формирование эффективных систем заготовок, переработки и реализации продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств, материально-технических поставок под их нужды, развития сельскохозяйственной, производственной, потребительской и кредитной кооперации.
2. Выработка и реализация нормативно-правовой базы и реальных механизмов, позволяющих обеспечить юридическую занятость владельцев личных подсобных хозяйств, осуществляющих производственно-товарную деятельность, и будущие полноценные пенсионные выплаты сельским жителям.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 26 июля 2006 г. N 673-ЗАО в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 3. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства окружного бюджета, бюджетов муниципальных образований, фондов поддержки малого предпринимательства, средства сельского населения, аккумулированные кредитными кооперативами.
Распределение финансирования Программы
по источникам составит:
тыс. руб. (в ценах 2005 года)
Источники финансирования |
Объем финансирований |
||||
Всего |
в том числе по годам: |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Всего в том числе: |
551440 |
78600 |
197100 |
136740 |
139000 |
окружной бюджет |
389240 |
35600 |
166400 |
96840 |
90400 |
Фонд поддержки малого предпринимательства |
56200 |
26500 |
8200 |
9900 |
11600 |
местные бюджеты |
55300 |
12400 |
15700 |
18000 |
9200 |
кредитные кооперативы |
50700 |
4100 |
6800 |
12000 |
27800 |
Средства окружного бюджета выделяются при рассмотрении и утверждении бюджета округа на соответствующий финансовый год. Средства муниципальных бюджетов, направленных на финансирование Программы, состоят из средств по статьям "муниципальный фонд поддержки личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства". Средства окружного фонда поддержки малого предпринимательства и муниципальных фондов малого предпринимательства выделяются частным предпринимателям, крестьянским фермерским хозяйствам, заготовительным организациям, перерабатывающим и другим предприятиям в виде возвратных кредитов на сезонные и инвестиционные нужды. Кредитные кооперативы выделяют владельцам личных подсобных хозяйств и сельскому малому предпринимательству кредиты на развитие их бизнеса.
В объемы финансирования Программы могут вноситься корректировки в соответствии с изменениями ситуации на рынке сельскохозяйственного продовольствия, условий финансирования, нормативно-правовой базы и иными условиями.
Раздел 4. Механизм реализации Программы
4.1. Государственная и муниципальная поддержка сельского малого предпринимательства
Готовность и способность значительной части безработного, малозанятного населения и молодежи к осуществлению малого предпринимательства, высокая трудовая мотивация исполнителей этой деятельности, возможность привлечения свободных средств заинтересованных лиц и развитость государственной и муниципальной систем финансово-кредитной и иной поддержки малого бизнеса позволяют рассматривать развитие в сельской местности малого предпринимательства в качестве рационального и эффективного способа решения проблемы занятости и доходов сельских жителей.
Выявлено, что на создание одного нового рабочего места в этой сфере требуется кратно меньшее количество капиталовложений, чем на предприятиях и организациях базовой экономики (50-60 тыс. рублей против 150-300 тыс. рублей). Кроме того, восстановление вложений происходит за достаточно короткий срок, что говорит о высоких внутренних инвестиционных возможностях субъектов малого предпринимательства.
Поэтому данное направление работы государственных и муниципальных органов управления позволяет достичь высокой эффективности и скорой отдачи от финансовых и организационных мер целевой протекции.
4.1.1. Основные мероприятия и исполнители
1. Осуществление льготного текущего и инвестиционного кредитования субъектов сельского малого предпринимательства, занятых:
1) ведением в сельской местности розничной торговли и общественного питания, осуществляющим предоставление платных бытовых и других услуг, материально-технические поставки и прочие виды предпринимательской деятельности (исполнители - преимущественно администрации муниципальных образований, кредитные кооперативы);
2) созданием новых и расширением (модернизацией) существующих объектов торговли, общепита и сферы услуг (администрации муниципальных образований, Фонд поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы);
3) ведением предпринимательской деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции в агротехсервисе, строительстве, транспортных и прочих хозяйственных услугах и иными видами предпринимательской деятельности в производственно-технической сфере (администрации муниципальных образований, Фонд поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы);
4) производством и реализацией изделий народных и художественных промыслов, заготовкой, переработкой и реализацией дикоросов и лекарственных трав, предоставлением туристических услуг и надомной работой (администрации муниципальных образований, кредитные кооперативы и частично - фонд поддержки малого предпринимательства).
2. Предоставление льготных кредитов вновь зарегистрированным предпринимателям из среды сельской молодежи, в том числе коллективным (администрации муниципальных образований, фонд поддержки малого предпринимательства).
3. Предоставление инвестиционных кредитов предпринимателям и предпринимательским структурам, реализующим в сельской местности крупные инвестиционные проекты в сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственного сырья и других сферах производства и хозяйственной инфраструктуры села (фонд поддержки малого предпринимательства, администрации муниципальных образований).
4. Формирование в селах округа инфраструктуры государственной и муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства Фондом поддержки малого предпринимательства, кредитными кооперативами учебных программ по налогообложению, статистической отчетности, регистрации и другим вопросам (администрации муниципальных образований, фонд поддержки малого предпринимательства округа, отделы экономики районных администраций).
4.2. Мероприятия в сфере личных подсобных хозяйств
Развитие самозанятости сельского населения через перевод личных подсобных хозяйств из потребительского типа в товарный тип является рациональным, доступным и скорым на отдачу путем создания доходной базы для сельских и, при разрешении отдельных правовых и организационных вопросов, одним из эффективных способов обеспечения юридической занятости и пенсионных накоплений безработных жителей села.
Разрешение настоящей задачи облегчается тем, что у большинства сельских жителей имеется продуктивный скот, разработанное приусадебное земледелие, минимально необходимая хозяйственная инфраструктура и навыки эффективного ведения животноводства и растениеводства. Кроме того, практически все владельцы личных подсобных хозяйств обеспечены пастбищами и сенокосами. Не потеряна хозяйственная связь между частными подворьями и базовыми сельскохозяйственными предприятиями, оказывающими им различного рода помощь техникой, услугами, кормами для скота и т.д.
Опыт прошлых лет показал, что создание одного реального доходного (трудового) места путем формирования товарного личного подсобного хозяйства для государственных и муниципальных органов управления стоит в среднем около 20-30 тыс. рублей, выделяемых в виде кредита сроком на 1-2 года под 10-20 процентов годовой ставки. Более того, около 40 процентов безработных владельцев подворий практически уже имеют высокотоварные личные подсобные хозяйства.
Основные мероприятия в этой сфере будут направлены на:
1) формирование обширной и эффективно работающей системы заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, крестьянскими фермерскими хозяйствами и др.;
2) формирование, в том числе через использование существующих и создание новых или государственных, муниципальных, кооперативных или частных хозяйственных структур, осуществляющих материально-технические и иные поставки под нужды личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и других товаропроизводителей;
3) сохранение, расширение и совершенствование льготного кредитования владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, и дотирования хозяйств населения;
4) развитие взаимовыгодной сельскохозяйственной кооперации владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств, частных предприятий и базовых сельскохозяйственных предприятий;
5) совершенствование системы зооветеринарного и агротехнического обслуживания и обеспечения животноводства и растениеводства, которые ведутся в секторе личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей;
6) создание системы государственного и муниципального статистического учета и мониторинга состояния и деятельности владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей;
7) формирование правовых и организационных условий, позволяющих перевести безработных владельцев личных подсобных хозяйств в категорию занятого населения, обеспечить их пенсионный стаж и дополнительные пенсионные накопления.
4.2.1. Мероприятия в сфере заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и материально-технических поставок под нужды хозяйств населения
1. Возобновление деятельности продовольственного фонда направлено на осуществление заготовок и реализацию продукции личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей, в том числе с ее переработкой на предприятиях округа. Закрепление за продовольственным фондом наибольших объемных направлений заготовительной деятельности, как закуп и реализация мяса всех видов, шерсти, а также картофеля, овощей и другой продукции.
Организация продовольственным фондом встречных материально-технических поставок под нужды хозяйств населения кормов, молодняка сельскохозяйственных животных и птицы, и других потребностей (малогабаритная техника, горюче-смазочные материалы, запчасти и т.д.).
2. Привлечение и поддержка деятельности организаций потребкооперации по заготовке и реализации таких видов сельскохозяйственного сырья, как шкуры сельскохозяйственных животных, молоко, яйца, дикоросы и т.д., а также по поставкам под нужды сельского населения хозяйственно-бытовой и прочей техники, расходных материалов и товаров.
3. Создание администрациями муниципальных образований муниципальных унитарных предприятий (далее - муниципальные предприятия), специализирующихся на организации закупок сельскохозяйственной продукции, в том числе живого скота, оказании хозяйством населению зооветеринарных и других услуг на льготной платной основе. Организация взаимодействия муниципальных унитарных предприятий с продовольственным фондом, районными потребительскими обществами и другими организациями и предприятиями, осуществляющими переработку и реализацию продукции сельского хозяйства.
4. Обеспечение продовольственного фонда и других организаций, привлекаемых к организации и осуществлению заготовительно-реализационной деятельности в сфере хозяйств населения, оборотными ресурсами из государственных и иных источников на возвратной и платной основе. Выделение продовольственному фонду инвестиционных кредитов для создания специализированных основных фондов.
5. Создание условий для привлечения к исполнению отдельных функций заготовительной деятельности (сбор, хранение и перевозка сельскохозяйственной продукции, ее частичная переработка, реализация и другие виды работ) заинтересованных предпринимательских структур, частных предпринимателей и базовых сельскохозяйственных предприятий.
6. Привлечение существующих и создание новых предприятий переработки для осуществления закупа, переработки и реализации продукции личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей. Оказание предприятиям финансовой поддержки в целях пополнения оборотных ресурсов и укрепления их технологической и технической базы.
7. Привлечение заинтересованных предприятий и предпринимательских структур округа и других регионов к созданию производства специализированных кормов и репродукторов молодняка сельскохозяйственных животных и птицы, завозу и реализации сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов, запчастей, удобрений, кормовых добавок, семян, технологий, племенных животных и прочих материалов, необходимых для развития и модернизации производства, размещенных в хозяйствах населения.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 17 июля 2007 г. N 780-ЗАО подраздел 4.2.1 раздела 4 настоящей Программы дополнен частью 8
8. В целях поддержки заготовительных организаций округа, осуществляющих закуп, переработку и реализацию молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей, выделить из окружного бюджета дотацию из расчета 2 рубля за один литр молока.
4.2.2. Мероприятия в сфере технологических и технических услуг хозяйствам населения
1. Активизация начатых администрациями муниципальных образований работ по обеспечению сельских стад высокопродуктивными быками и хряками - производителями и пробниками с целью полного закрепления потребностей хозяйств населения. Привлечение для этого кредитных средств муниципальных образований, целевой кооперации населением части дотаций, выделяемых из окружного бюджета, иных ресурсов и возможностей.
2. Организация искусственного осеменения маточного стада крупного рогатого скота силами государственной племенной службы "Агинская", муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных производителей и частных предпринимателей. Выделение для этого целевых капиталовложений из окружного и муниципальных бюджетов и кредитов на возвратной и платной основе.
3. Создание на базе племенной службы "Агинская", а также привлекаемых ею сельскохозяйственных производителей муниципальных образований и предпринимательских структур, репродукторов племенного материала сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи) и птицы. Использование в этих целях части средств, поступающих в муниципальные образования из окружного бюджета по статье "Фонд развития местного самоуправления", и средств заинтересованных предприятий и предпринимательских структур.
4. Осуществление муниципальными унитарными предприятиями, созданными для этих целей администрациями муниципальных образований, а также сельскохозяйственными производителями и другими исполнителями, привлеченных муниципальными унитарными предприятиями, мероприятий по транспортному, агротехническому, ремонтному и иному обслуживанию хозяйств населения (в том числе подвоз сена, дров, воды, распашка огородов, обеспечение запчастями и горюче-смазочными материалами и др.), этих и других услуг в кредит, с последующим расчетом выращенной продукцией. Выделение муниципальным унитарным предприятиям, в этих целях части средств муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств (на возвратной основе).
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 26 июля 2006 г. N 673-ЗАО в подраздел 4.2.3 настоящей Программы внесены изменения
4.2.3. Мероприятия в сфере кредитования хозяйств сельского населения
1. Выделение владельцам личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частным предпринимателям, осуществляющим товарное сельскохозяйственное производство, хранение, подработку и переработку сельскохозяйственной продукции, льготных кредитов из средств муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств (по линии фонда развития местного самоуправления), фонда поддержки малого предпринимательства и кредитных кооперативов.
2. Обеспечение опережающего роста доли товарных кредитов и услуг в кредит хозяйствам населения (корма, молодняк скота и птицы, горюче-смазочные материалы, запчасти, платные услуги и т.д.), в том числе с исполнением предложений со стороны муниципальных унитарных предприятий, продовольственного фонда, базовых сельскохозяйственных предприятий, предприятий и предпринимательских структур, государственной племенной службы "Агинская" и т.д. Финансирование в этих целях вышеперечисленных поставщиков из кредитных средств администраций муниципальных образований, Фонда поддержки малого предпринимательства и кредитных кооперативов.
3. Создание в сельской местности кредитных кооперативов, основанных на аккумуляции свободных средств населения и предпринимателей, и организация кредитования из них владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей. Использование, создание и становление кооперативов производятся из части средств, поступивших ранее и поступающих из окружного бюджета (фонд развития местного самоуправления), на платной и возвратной основе.
4. Совершенствование практики кредитования хозяйств населения на основе передового опыта лучших муниципальных образований округа и рекомендаций администрации округа.
5. Субсидирование процентных ставок по кредитам и займам на развитие сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет окружного бюджета в размере 5 % ставки рефинансирования Банка России.
4.2.4. Дотирование хозяйств населения из окружного бюджета
В целях повышения экономической эффективности хозяйств, мотивации сельского населения в ведении самостоятельной товарно-производственной деятельности владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей выделить из окружного бюджета на:
1) маточное поголовье крупного рогатого скота личных подсобных хозяйств из расчета 500 рублей на каждого родившегося и оприходованного теленка (по существующей технологии);
2) на мясо сельскохозяйственных животных, сданного населением на мясокомбинаты округа (в том числе через муниципальные унитарные предприятия), из расчета 4 рубля в убойном весе;
3) на молоко, сданное населением на молокоприемные пункты и перерабатывающие предприятия округа, из расчета 4 рубля за один литр.
4.2.5. Мероприятия по развитию сельскохозяйственной кооперации
Взаимовыгодная кооперация всех форм сельскохозяйственных товаропроизводителей (личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, частные предприниматели и сельскохозяйственные предприятия) является реальным и важнейшим ресурсом объемного и качественного развития сельскохозяйственного производства. В округе и других регионах выработаны теоретические основы и реализуются практические примеры эффективного использования ресурсов сельскохозяйственной кооперации, показывающий ее значительный экономический потенциал и доступность осуществления. Исходя из этого, основные действия по развитию кооперации в сельской местности будут заключаться в следующем:
1. Кооперация владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предпринимателей (совместное решение вопросов инфраструктуры, обслуживания, материально-технических поставок и т.д.) в форме создания простых товариществ, потребительских, производственных и кредитных кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.
2. Кооперация хозяйств населения с базовыми сельскохозяйственными предприятиями в вопросах выращивания и поставок кормов, первичной подработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, ведения периферийного (отгонного) животноводства на землях сельскохозяйственного предприятия, ремонта техники, материально-технических поставках, реализации продукции, создания репродукторов и других видов производственно-хозяйственной деятельности.
3. Развитие кооперативных отношений в других направлениях хозяйственной деятельности и с другими участниками.
В целях успешной реализации кооперативных проектов могут использоваться кредитные ресурсы администраций муниципальных образований, фонда поддержки малого предпринимательства и кредитных кооперативов.
4.2.6. Мероприятия по включению деятельности хозяйств населения в агропромышленную интеграцию
Сектор личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и частных предприятий, осуществляющий производство сельскохозяйственной продукции, является крупнейшей и стабильной сырьевой базой для перерабатывающих, заготовительных и сервисных (в том числе по материально-техническим поставкам) организаций и предприятий агропромышленного комплекса, потенциально заинтересованных в развитии интеграционных отношений с этой группой сельхозпроизводителей.
С учетом опыта округа и других регионов основные мероприятия по развитию агропромышленной интеграции в среде хозяйств сельского населения будут подразделяться на:
1. Участие предприятий агропромышленного комплекса в создании и организации производства кормов промышленного типа, репродукторов и инкубаторов высокопродуктивного молодняка скота и птицы, ремонтных и сервисных центров, в том числе осуществляющих поставки новой техники, внедрение современной технологии кормления и разведения сельскохозяйственных животных, организации поставок удобрений, микродобавок, семян и племенных животных и т.д.
2. Целевые поставки продукции и услуг предприятий агропромышленного комплекса в кредит с оплатой за счет поставок выращенной сельскохозяйственной продукции.
3. Финансовую интеграцию предприятий агропромышленного комплекса с финансово-кредитной системой, сложившейся и развивающейся в сфере хозяйств населения.
4. Создание предприятиями агропромышленного комплекса и заинтересованными предпринимательскими структурами новых производств по глубокой переработке продукции, выращиваемой в личных подсобных хозяйствах, крестьянских фермерских хозяйствах и частных предприятиях.
Финансовая поддержка данных направлений будет осуществляться за счет кредитов фонда поддержки малого предпринимательства и частично средств муниципальных образований (фонд развития местного самоуправления) и сельской кредитной кооперации, а также средств окружного и муниципальных бюджетов.
4.3. Мероприятия по обеспечению занятости граждан, ведущих личное подсобное хозяйство
В целях обеспечения занятости, трудового стажа, государственных пенсионных отчислений, усиления дальнейшей интеграции владельцев личных подсобных хозяйств с муниципальными унитарными предприятиями, а также повышения доходов безработных владельцев личных подсобных хозяйств, предполагается внедрение новой организационно-правовой системы.
Для решения поставленных системой задач владелец личного подсобного хозяйства из числа безработного населения может вступить в договорные отношения с муниципальными предприятиями.
Необходимость внедрения данной системы объясняется тем, что нормативные положения законодательства Российской Федерации при определенной финансовой, организационной и правовой поддержке со стороны органов исполнительной и муниципальной власти позволяют безработным владельцам личных подсобных хозяйств обеспечить себе занятость, трудовой стаж и пенсионные накопления.
Для граждан, которые вступают в договорные отношения с муниципальными предприятиями, будет оказываться финансовая, правовая и организационная поддержка. В частности, будут возмещаться пенсионные отчисления за счет дотаций из окружного бюджета, а также часть транспортных расходов по реализации продукции будет производиться за счет средств муниципальных предприятий.
Предполагается на базе каждого муниципального унитарного предприятия создать комплекс по поддержке граждан, работающих по договорам, который включает в себя кредитование, дотации, пункт искусственного осеменения, профилактику, вакцинацию и лечение сельскохозяйственных животных, установку холодильников для временного хранения продукции, комплекс ветеринарных услуг и др.
Обеспечение занятости владельцев личных подсобных хозяйств будет производиться на основании Положения, утверждаемого постановлением Главы администрации округа.
Реализация данной системы позволит сократить численность безработных жителей в сельской местности на 50 процентов.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2006 г. N 709-ЗАО в подраздел 4.4 настоящей Программы внесены изменения
4.4. Мероприятия по негосударственному пенсионному обеспечению безработных владельцев личных подсобных хозяйств
Граждане, не имеющие постоянного места работы, являются самой социально незащищенной частью сельского населения. При достижении пенсионного возраста им полагается только минимальная социальная пенсия в размере 900 рублей с районным коэффициентом, хотя доходы от реализации сельскохозяйственной продукции позволяют производить добровольные пенсионные отчисления.
Выходом из сложившейся ситуации видится внедрение системы негосударственного пенсионного обеспечения, основанной на накопительном принципе. Селянин сможет финансировать свою будущую пенсию из своих доходов, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции, перечисляя взносы в негосударственный пенсионный фонд. Негосударственный пенсионный фонд на протяжении ряда лет будет аккумулировать средства вкладчика, ежегодно начисляя на всю сумму вклада инвестиционный доход. При наступлении пенсионного возраста сельский житель, заключивший договор с негосударственным пенсионным фондом, кроме минимальной социальной пенсии будет получать дополнительную негосударственную пенсию, размер которой напрямую будет зависеть от величины его пенсионных взносов и срока накопления.
Финансирование Программы будет осуществляться за счет следующих источников:
1) перечисления пенсионных взносов из средств на закупку сельхозпродукции;
2) в целях стимулирования населения к дальнейшему пополнению пенсионных счетов, возможно целевое финансирование из средств окружного бюджета.
Встречное негосударственное пенсионное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и владельцев личных подсобных хозяйств, будет производиться на основании Положения, утверждаемого постановлением Главы Администрации округа.
Жесткий контроль государства за деятельностью негосударственных пенсионных фондов обеспечивает полноценные правовые и финансовые гарантии исполнения обязательств.
Фонд отвечает по своим обязательствам перед участниками не только размером пенсионного резерва, но и страховым резервом, а также всем своим имуществом.
Возможна разработка инвестиционных проектов для размещения пенсионных резервов и механизмов их реализации.
Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Программа направлена на решение актуальных проблем социально-экономического развития округа. В результате осуществления мероприятий Программы должны произойти следующие изменения:
1) повысится правовой статус личных подсобных хозяйств и урегулируются их взаимоотношения с сельскохозяйственными предприятиями;
2) улучшится доступ личных подсобных хозяйств к земельным, материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам.
В результате чего:
1) возрастет обеспеченность личных подсобных хозяйств семенным и посадочным материалом, молодняком скота и птицы, сельскохозяйственной техникой, оборудованием и инвентарем, ветеринарным обслуживанием, комбикормами, минеральными и органическими удобрениями и др.;
2) расширятся возможности владельцев личных подсобных хозяйств для получения микрокредитов на развитие своих хозяйств, в. т. ч. товарных;
5) будет введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на закупку и переработку сельскохозяйственной продукции;
6) улучшатся условия хранения, переработки и реализации продукции личных подсобных хозяйств, появится возможность сбора и реализации дикорастущих плодов, ягод, грибов и лекарственных трав;
7) владельцы личных подсобных хозяйств будут получать квалифицированную консультационную помощь по всем направлениям хозяйственной деятельности.
Предполагается, что реализация Программы обеспечит в 2008 году:
1) рост объема товарной продукции личных подсобных хозяйств на 30 процентов;
2) сокращение численности безработных жителей в сельской местности на 50 процентов;
3) в результате повышения эффективности сельскохозяйственного производства, совершенствования системы социальной защиты произойдет переломное изменение - поступление денежного потока в село увеличится на 50 процентов;
4) будет достигнуто более полное использование трудового потенциала села, снижение напряженности на сельском рынке труда, расширение сферы приложения сельского труда и возможностей получения сельским населением дополнительных доходов;
5) будет обеспечиваться дополнительные государственное и негосударственное пенсионные накопления сельских жителей.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2006 г. N 709-ЗАО в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Организация управления Программой
Управление Программой осуществляет ее Заказчик - Администрация округа (в лице уполномоченных подразделений).
Контроль и координацию работ по реализации Программы осуществляет Департамент экономического развития и прогнозирования округа.
Департамент экономического развития и прогнозирования округа несет ответственность за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств окружного бюджета, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из окружного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.
Ввиду того, что Программа имеет межведомственный характер, а создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из задач агропродовольственной политики округа, контроль ее реализации возлагается на Координационный Совет по вопросам создания и функционирования новых рабочих мест в сфере личных подсобных хозяйств сельского населения, в структуре которой создается рабочая группа в составе руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации Программы комитетов.
В муниципальных образованиях текущий контроль за ходом выполнения программных мероприятий осуществляют органы местного самоуправления.
Итоги выполнения Программы рассматриваются на заседаниях Коллегии администрации округа.
Финансовый контроль включает поквартальную отчетность исполнителей программных мероприятий о реализации Программы и рациональном использовании бюджетных средств и осуществляется комитетом по финансам и комитетом по экономическому развитию и предпринимательству администрации округа.
Ежегодно комитет экономического развития и предпринимательства совместно с комитетом по труду администрации округа в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона автономного округа от 5 мая 2005 года N 532-ЗАО "Об окружных целевых программах" подготавливает и представляет в органы государственной власти округа доклад о ходе ее реализации за прошедший год.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2006 г. N 710-ЗАО действие строк 3 и 9 раздела 7 настоящей Программы приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2006 г. N 709-ЗАО раздел 7 настоящей Программы изложен в новой редакции
Раздел 7. Перечень мероприятий, исполнители
и финансирование Программы
(тыс. руб.)
N |
Наименование |
Исполнители |
Сроки реализации (годы) |
Источники финансирования на 2005-2008 годы |
||||
Всего |
ФБ |
Об |
МБ |
ВИ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Государственная и муниципальная поддержка личных подсобных хозяйств и сельского малого предпринимательства. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, администрации муниципальных образований сельских (городских) поселений, Фонд поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы. |
2005-2008 |
196700 |
|
72700 |
55300 |
68700 |
2. |
Государственная поддержка потребительских кредитных кооперативов. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, администрации муниципальных образований сельских (городских) поселений, кредитные кооперативы. |
2006 |
66000 |
|
66000 |
|
|
3. |
Мероприятия в сфере заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и материально-технических поставок под нужды хозяйств населения. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, администрации муниципальных образований сельских (городских) поселений, Фонд поддержки малого предпринимательства, ГУП "Продовольственный фонд АБАО", муниципальные предприятия. |
2005-2008 |
100000 |
|
80000 |
|
20000 |
4. |
Инвестиции в развитие переработки и прочей региональной инфраструктуры. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, Могойтуйский и Агинский мясокомбинаты. |
2005-2008 |
36500 |
|
18300 |
|
18200 |
5. |
Дотирование хозяйств населения из окружного бюджета в том числе на: |
Департамент экономического развития и прогнозирования, администрации муниципальных образований сельских (городских) поселений, муниципальные предприятия. |
2005-2008 |
|
|
|
|
|
5.1 |
- маточное поголовье КРС; |
60500 |
|
60500 |
|
- |
||
5.2 |
- на сданное мясо; |
19000 |
|
19000 |
|
- |
||
5.3 |
- на сданное молоко. |
22100 |
|
22100 |
|
|
||
6. |
Мероприятия по обеспечению занятости граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, администрации муниципальных образований сельских (городских) поселений, муниципальные предприятия. |
2006-2008 |
|
|
|
|
|
7. |
Мероприятия по негосударственному пенсионному обеспечению безработных владельцев личных подсобных хозяйств. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, администрации муниципальных образований сельских (городских) поселений. |
2005-2008 |
12000 |
|
12000 |
|
|
8. |
Субсидирование процентных ставок по кредитам и займам на развитие сельскохозяйственной продукции ЛПХ и КФХ за счет окружного бюджета в размере 5 % ставки рефинансирования Банка России. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, Департамент финансов. Департамент сельского хозяйства и природных ресурсов, кредитные кооперативы. |
2006-2008 |
7140 |
|
7140 |
|
|
9. |
Бюджетная гарантия. |
Департамент экономического развития и прогнозирования, Департамент финансов. |
2006-2008 |
30750 |
|
30750 |
|
|
10. |
Повышение квалификации специалистов кредитных кооперативов. |
Департамент экономического развития и прогнозирования. |
2006-2008 |
750 |
|
750 |
|
|
11. |
Итого по Программе |
|
|
551440 |
|
389240 |
55300 |
106900 |
N |
Финансовые затраты на 2005 год |
Финансовые затраты на 2006 год |
Финансовые затраты на 2007 год |
Финансовые затраты на 2008 год |
||||||||||||||||
Всего |
Источники финансирования |
Всего |
Источники финансирования |
Всего |
Источники финансирования |
Всего |
Источники финансирования |
|||||||||||||
ФБ |
ОБ |
МБ |
ВИ |
ФБ |
ОБ |
МБ |
ВИ |
ФБ |
ОБ |
МБ |
ВИ |
ФБ |
ОБ |
МБ |
ВИ |
|||||
1 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
1. |
29500 |
|
10000 |
12400 |
7100 |
59200 |
|
32700 |
15700 |
10800 |
55000 |
|
20000 |
18000 |
17000 |
53000 |
|
10000 |
9200 |
33800 |
2. |
|
|
|
|
|
66000 |
|
66000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
25000 |
|
5000 |
|
20000 |
25000 |
|
25000 |
|
|
25000 |
|
25000 |
|
|
25000 |
|
25000 |
|
|
4. |
5000 |
|
1500 |
|
3500 |
9000 |
|
4800 |
|
4200 |
10500 |
|
5600 |
|
4900 |
12000 |
|
6400 |
|
5600 |
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
10000 |
|
10000 |
|
|
15500 |
|
15500 |
|
|
17000 |
|
17000 |
|
|
18000 |
|
18000 |
|
|
5.2 |
4000 |
|
4000 |
|
|
4500 |
|
4500 |
|
|
5000 |
|
5000 |
|
|
5500 |
|
5500 |
|
|
5.3 |
3600 |
|
3600 |
|
|
4500 |
|
4500 |
|
|
6500 |
|
6500 |
|
|
7500 |
|
7500 |
|
|
6. |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
- |
|
- |
|
|
7. |
1500 |
|
1500 |
|
|
3000 |
|
3000 |
|
|
3500 |
|
3500 |
|
|
4000 |
|
4000 |
|
|
8. |
|
|
|
|
|
900 |
|
900 |
|
|
3240 |
|
3240 |
|
|
3000 |
|
3000 |
|
- |
9. |
|
|
|
|
|
9250 |
|
9250 |
|
|
10750 |
|
10750 |
|
|
10750 |
|
10750 |
|
|
10. |
|
|
|
|
|
250 |
|
250 |
|
|
250 |
|
250 |
|
|
250 |
|
250 |
|
|
11. |
78600 |
|
35600 |
12400 |
30600 |
197100 |
|
166400 |
15700 |
15000 |
136740 |
|
96840 |
18000 |
21900 |
139000 |
|
90400 |
9200 |
39400 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 1 августа 2005 г. N 559-ЗАО "Об окружной целевой программе "Социально-экономическая поддержка сельских жителей Агинского Бурятского автономного округа на 2005-2008 годы"
Принят Агинской Бурятской окружной Думой 1 августа 2005 г.
Подписан Главой администрации Агинского Бурятского автономного округа 1 августа 2005 г.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в приложении "Вестник" от 9 августа 2005 г., N 181-183
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 23 октября 2007 г. N 796-ЗАО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 17 июля 2007 г. N 780-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2006 г. N 710-ЗАО
Действие строк 3 и 9 раздела 7 Программы, утвержденной настоящим Законом приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 г.
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2006 г. N 709-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 26 июля 2006 г. N 673-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 12 декабря 2005 г. N 592-ЗАО
Статьей 35 названного Закона, исключенной Законом Агинского Бурятского автономного округа от 26 апреля 2006 г. N 642-ЗАО, действие отдельных норм настоящего Закона было частично приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.