Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В последние десятилетия ущерб от природных катастроф стремительно растет, количество природных и техногенных катастроф увеличивается в мире в среднем на 8,6 % и 10,4 % в год соответственно по количеству пострадавших и объему экономических потерь. Только в России за последние 10 лет площадь развития опасных природных и обусловленных деятельностью человека техноприродных процессов увеличилась в пределах урбанизированных территорий не менее чем на 40 %. Соответственно на 30-35 % вырос ежегодный экономический ущерб от рассматриваемых опасностей, который в настоящее время составляет 6-7 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Это обусловлено следующими основными причинами: ростом населения и развитием урбанизации территорий, техногенными изменениями геологической среды, способствующими активизации катастроф и возведением объектов повышенного риска.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и требуют все большего объема финансирования. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.
По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук, затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.
Несмотря на сложности социально-экономического развития, в Российской Федерации в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такое определение полностью соответствует требованиям, предусмотренным основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года, которые утверждены Президентом Российской Федерации. Данный документ реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их полномочиями и правами в этой сфере.
Всего за период с 2001 года по июнь 2005 года на территории Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ) зарегистрировано 11 чрезвычайных ситуаций, из них: техногенного характера - 5 чрезвычайных ситуаций; природного характера - 6 чрезвычайных ситуаций.
В 2001 году на территории округа возникли 3 чрезвычайные ситуации:
1) чрезвычайная ситуация, связанная с аварией теплосистемы в с. Ушарбай Могойтуйского района, причиной которой явилось длительное отсутствие электроэнергии (более 20 часов), ущерб составил 600 тыс. рублей;
2) в январе произошло загорание рейсового автобуса ПАЗ-672 на 5 км автотрассы "Таптанай-Токчин" с 36 пассажирами. Пострадали 10 человек, 4 из них погибли;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6) В июне на территории округа возникла чрезвычайная ситуация, связанная с длительным отсутствием осадков. Засухе подверглось около 12,4 тыс. га сельскохозяйственных посевов.
В 2002 году чрезвычайных ситуаций не было. Удалось предотвратить одну территориальную чрезвычайную ситуацию, связанную с образованием снежных заносов и гибелью сельскохозяйственных животных от обильных осадков в виде снега 7-8 и 20-21 апреля 2002 года.
В 2003 году зарегистрировано 2 чрезвычайные ситуации:
1) чрезвычайная ситуация с лесостепными пожарами, всего произошло 144 лесных и степных пожаров, общей площадью 12748 га, из них 20 крупных пожаров. Предварительный ущерб от лесных и степных пожаров составляет 30 млн. рублей.
2) чрезвычайная ситуация, связанная с засухой и гибелью сельскохозяйственных культур, общей площадью 10,6 тыс. га. Суммарный ущерб, нанесенный засухой сельхозпредприятиям, составил более 21 млн. рублей.
В 2004 году зарегистрировано 3 чрезвычайные ситуации:
1) почвенная засуха, общий ущерб составил 89,4 млн. рублей;
2) лесные и степные пожары, всего зарегистрировано 46 лесостепных пожаров, общей площадью 1374 га с ущербом 276,2 тыс. рублей;
3) распространение эпидемии (краснуха) - для профилактики было выделено 110 тыс. рублей.
В 2005 году за 6 месяцев зарегистрировано 3 чрезвычайные ситуации:
1) возгорание жилого дома, при котором погибли 4 человека;
2) возгорание здания СКМ, ущерб составил 3 млн. 830 тыс. рублей;
3) дорожно-транспортное происшествие, в котором погибли 3 человека.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.