Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99059882-2 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
При введении налога на недвижимость, являющегося региональным налогом в соответствии со статьей 14 части первой Налогового кодекса, упраздняются два из пяти местных налогов (налог на имущество физических лиц и налог на землю), т.е. происходит губительное для местных бюджетов перераспределение налоговых поступлений между региональными и местными бюджетами. Положение усугубляется тем, что в Налоговом кодексе предусматривается отмена существенных источников доходов местных бюджетов - 13 видов местных налогов и сборов (налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на благоустройство территорий и других). По расчетам Правительства Российской Федерации в результате упразднения названных налогов и сборов местные бюджеты потеряют не менее 13,6 млрд. рублей в год. Поступающие в местные бюджеты 60 процентов от суммы платежей по налогу с продаж, который в настоящее время введен лишь в 8 субъектах Российской Федерации, восполняют эти потери не более чем на 5 процентов.
При введении налога на недвижимость на территории субъекта Российской Федерации в качестве регионального налога останутся только три местных налога: налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы. Для г.Белгорода, например, эти три местных налога дают поступления в доходную часть бюджета города (факт 1998 года) 2,8 млн.руб. при общем объеме доходов бюджета 432,9 млн.руб. или всего 0,65%. При этом теряется смысл самого понятия "местные налоги".
Необходимо иметь в виду, что в настоящее время в местные бюджеты поступает порядка 24,5 процентов от всех доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, а основная часть бюджетных средств, расходуемых на социальную сферу (82%) и народное хозяйство (73%), сосредоточена в региональных и, прежде всего, местных бюджетах.
Настоящий законопроект предусматривает перевод налога на недвижимость из числа региональных в местные налоги, прекращая при этом действие на территории соответствующего муниципального образования налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В целях компенсации выпадающей в результате этого части доходных источников федерального и региональных бюджетов (налога на имущество организаций, налога на землю), при доработке второй части Налогового кодекса может быть предусмотрена централизация части сумм налога на недвижимость в бюджетах вышестоящего уровня. Это может быть сделано путем компенсации вышеназванных потерь доходов федерального бюджета от земельного налога посредством уменьшения поступлений средств по взаимным расчетам в бюджет области и, соответственно, в бюджет муниципального образования.
Налог на недвижимость является одним из самых перспективных имущественных налогов. Закрепление налога на недвижимость в составе местных налогов сможет в значительной мере компенсировать бюджетам муниципальных образований сумму "выпадающих доходов", которые образуются при введении в действие статей 12, 13, 14, 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Это подтверждается сведениями от муниципальных образований.
Потери бюджета г.Ярославля в связи с отменой местных налогов составят 192,9 млн.руб. в год. Включение налога на недвижимость в состав местных налогов и его 100-процентное зачисление в доходы городского бюджета обеспечат дополнительный доход в сумме 103,5 млн.руб. в год.
При введении налога на недвижимость, являющегося региональным налогом в соответствии со статьей 14 части первой Налогового кодекса, а также в связи с отменой налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и целевых сборов на содержание милиции, общественной безопасности и благоустройство города, при введении налога с продаж, потери бюджета г.Краснодара значительно возрастут и составят 162,5 млн. рублей, а всего потери городского бюджета - 195,8 млн. рублей или 15,8 процентов от общих доходов. Потери могут быть еще более значительными вследствие уменьшения субъектом Российской Федерации норматива отчисления поступлений от налога на недвижимость в местный бюджет и увеличения числа налоговых льгот, введенных на региональном уровне.
При принятии данного проекта федерального закона и в случае 100-процентного зачисления поступлений от налога на недвижимость в местные бюджеты, в бюджет г.Краснодара дополнительно поступит 118,0 млн. рублей. Это позволит компенсировать потери городского бюджета на 60% и сократить их до 77,8 млн. рублей. Кроме того, это исключит губительное для городского бюджета перераспределение налоговых поступлений между краевым и городским бюджетами.
Анализ зарубежного опыта показывает, что налог на недвижимость в большинстве стран является местным налогом. Это наблюдается как в странах, где базой бюджетов всех уровней служат "свои" налоги (США, Япония, Франция, Швеция), так и в странах, где большинство налогов служат основой доходной части бюджетов нескольких уровней путем "расщепления" между ними (Германия, Австрия, Нидерланды). Так, в Германии взимается налог на недвижимость, в Великобритании - налог на нужды местных органов власти (налог на собственность), в Норвегии - налог на общий доход (доход от наличия собственного жилья, земли и налог на состояние), в США - налог на собственность. Отметим, что в структуре доходов местных бюджетов разных стран местные налоги составляют от 21 процента в Германии, до 65 процентов в США.
Необходимость принятия данного законопроекта подтверждается и тем, что налог на недвижимость окажется эффективным механизмом стимулирования строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений, инвестиций в объекты недвижимости, развития городской и сельской инфраструктуры. Наряду с этим, органы местного самоуправления смогут контролировать операции с недвижимостью, что будет способствовать улучшению собираемости данного налога.
Сегодня муниципальные образования не видят никаких перспектив своего существования без укрепления местных финансов. Через свои союзы и ассоциации, в частности через Союз Российских городов, Союз малых городов, Ассоциацию городов Сибири и Дальнего Востока, Конгресс муниципальных образований и другие они не раз вносили в Государственную Думу предложения о необходимости отнесения налога на недвижимость к местным налогам. С аналогичной просьбой обращались законодательные (представительные) органы отдельных субъектов Российской Федерации, в частности, Законодательное Собрание Красноярского края.
Объясняется это тем, что роль налога на недвижимость для местного самоуправления не исчерпывается пополнением доходной базы местных бюджетов. Он является реальным механизмом укрепления экономики муниципальных образований и реализации конституционных прав местного самоуправления.
Принятие данного законопроекта важно и потому, что он приводит в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовые нормы, содержащиеся в статьях 4, 9, 59 и 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие настоящего Федерального закона не требует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в случае принятия данного закона
Принятие настоящего Федерального закона не требует дополнительных изменений в законодательстве.
Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
В настоящее время взимание налога на недвижимость регулируется первой частью Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.