Проект федерального закона N 99062050-2
"О государственном регулировании оборота горюче-смазочных материалов
и сырья для их производства"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Требования к оптовому обороту ГСМ
Глава III. Лицензирование деятельности по обороту ГСМ
Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего федерального
закона и ответственность за его нарушение
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оборота горюче-смазочных материалов (далее ГСМ) и сырья для их производства.
Государственное регулирование оборота ГСМ и сырья для их производства направлено на обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, защиту экономических интересов в Российской Федерации, осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже ГСМ.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
горюче-смазочные материалы (далее в настоящем законе - ГСМ) - бензин автомобильный и дизельное топливо;
автозаправочная станция (далее в настоящем законе - АЗС) - обособленный имущественный комплекс, предназначенный для заправки горючими материалами любых транспортных средств;
топливораздаточная колонка (далее в настоящем законе - ТРК) - единица специального оборудования АЗС, предназначенного для отпуска ГСМ и их непосредственного залива в топливные баки транспортных средств;
федеральные оптовые базы ГСМ - юридические лица различных организационно-правовых форм уполномоченные государством вести оптовые закупки ГСМ у нефтеперерабатывающих заводов (далее НПЗ), а также экспортные и импортные операции.
Статья 3. Законодательство о государственном регулировании оборота ГСМ
Законодательство о государственном регулировании оборота ГСМ состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 4. Предметы ведения Российской Федерации в области оборота ГСМ
К ведению Российской Федерации в области оборота ГСМ относится:
регулирование оптовых цен на ГСМ;
регулирование экспорта, импорта ГСМ;
определение квот на закупку ГСМ для удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
организация государственного контроля за качеством ГСМ и мерами безопасности при их доставке, хранении и реализации;
установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на ГСМ;
установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота ГСМ;
определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий на производство и оборот ГСМ, а также выдача федеральных лицензий на производство и оборот ГСМ;
формирование и ведение сводного государственного реестра лицензий в сфере производства и оборота ГСМ;
организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота ГСМ;
установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота ГСМ;
установление единого порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки ГСМ;
установление порядка сертификации ГСМ;
установление порядка сертификации и государственной регистрации основного технологического оборудования для производства, доставки, хранения и реализации ГСМ;
разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота ГСМ, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды;
другие вопросы, связанные с производством и оборотом ГСМ, отнесенные к ведению Российской Федерации иными федеральными законами.
Статья 5. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области оборота ГСМ
1. К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области оборота ГСМ относятся:
определение квот на закупку ГСМ необходимого для обеспечения потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации;
ведение государственной регистрации выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на оборот ГСМ;
установление и осуществление комплекса мер по упорядочению поставок и розничной продажи ГСМ в целях защиты прав граждан, в том числе аккредитации организаций, имеющих лицензии на реализацию, хранение ГСМ;
осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот ГСМ;
проведение контроля за наличием и функционированием контрольно-измерительных приборов;
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области контроля за оборотом ГСМ.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области оборота ГСМ
1. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи ГСМ.
2. Проверка оснащения АЗС техническими средствами контроля.
3. Правильностью ценообразования и уплаты акцизов с реализуемых ГСМ.
4. Своевременностью передачи информации об объемах оборачиваемых ГСМ и получаемых доходах.
5. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области контроля за оборотом ГСМ с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Глава II. Требования к оптовому обороту ГСМ
Статья 7. Поставки ГСМ НПЗ
1. НПЗ поставляют ГСМ в розничную торговлю через Федеральные оптовые базы ГСМ.
2. Список Федеральных оптовых баз ГСМ, уполномоченных вести оптовый оборот ГСМ, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации по предложению субъектов Федерации.
3. Функции Федеральной оптовой базы:
организация рыночного оптового оборота ГСМ между НПЗ и территориями субъекта Федерации через соответствующие филиалы и закрепляемые за ними согласно договоров АЗС;
доведение импортируемых ГСМ до соответствующих территорий и АЗС;
достижение соглашений по установлению единых оптовых цен на поставки ГСМ от НПЗ и до АЗС.
Статья 8. Поставки ГСМ оптовыми базами
АЗС и другие лица приобретают ГСМ для реализации потребителям только через закрепленные за ними оптовые базы ГСМ.
Статья 9. Формирование цены ГСМ
Оптовая цена ГСМ формируется по согласованию с соответствующим федеральным ведомством, исходя из среднеустановленных затрат по изготовлению 1 литра продукции, хранению и транспортировке до АЗС.
Розничная цена ГСМ не должна превышать более чем на 20% оптовую цену НПЗ.
Статья 10. Регистрация и учет сделок по оптовым поставкам ГСМ
Общий годовой объем сделок по поставкам ГСМ от НПЗ до оптовых баз фиксируется в заключаемых договорах поставок.
На каждую оптовую партию ГСМ отгружаемую по исполнению договора выписывается накладная строгой отчетности регистрируемая в налоговых органах по месту отгрузки и получения ГСМ с обязательным отражением реквизитов накладной, объемов, вида и оптовой цены отгружаемых ГСМ. Журналы учета оптовых отгрузок ГСМ хранятся в соответствующих налоговых органах не менее 5 лет.
Статья 11. Оборот ГСМ для государственных нужд
1. Закупка и поставки ГСМ для федеральных государственных нужд осуществляются на основании законодательства Российской Федерации о поставках продукции для федеральных государственных нужд.
Для федеральных государственных нужд отпускается ГСМ помеченные в целях контроля специальными химическими средствами.
Статья 12. Импорт ГСМ
Импорт ГСМ осуществляется юридическими лицами любых форм собственности на основании соответствующих лицензий только через Федеральные оптовые базы ГСМ в объеме подтвержденном полученными на аукционах квотами на импорт соответствующих видов ГСМ (раздельно по товарным позициям в зависимости от видов ГСМ).
Статья 13. Установление квот на закупку ГСМ
1. Квоты на закупку ГСМ определяются исходя из баланса его производства и потребления с учетом заявленных потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Порядок определения квот на закупку ГСМ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Лицензирование деятельности лиц по обороту ГСМ
1. Оборот ГСМ осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий на оптовый или розничный оборот ГСМ.
2. Запрещается выдача лицензий владельцам НПЗ и АЗС, не заключившим коммерческие договора на поставки ГСМ.
Статья 15. Учет объемов ГСМ реализуемых в розницу
1. Учет объемов реализуемых в розницу осуществляется оператором АЗС по каждому виду ГСМ с передачей остатков ГСМ по смене.
В журнале каждую смену отражаются данные об объемах завоза и реализации ГСМ на АЗС.
2. Для АЗС (и оптовых баз ГСМ) имеющих задолженности по уплате акцизов или низкую доходность (рентабельность) территориальными налоговыми органами может вводиться режим подконтрольной инкассации.
При режиме подконтрольной инкассации оператор АЗС обязан каждые 3 часа фиксировать в специальном журнале показания счетчиков отпуска ГСМ по каждой ТРК с комиссионным подписанием этих данных не менее чем двумя владельцами автомашин обслуживаемых на АЗС.
В журнале фиксируются данные владельца с указанием номера телефона или адрес и государственный номер автомашины. Участвующие в комиссионной проверке владельцы на период проведения проверки отслуживаются вне очереди. Им на руки выдается корешок с подписанными ими показаниями счетчиков по каждой ТРК.
3. Журнал учета один раз в неделю проверяется территориальными налоговыми и правоохранительными органами на предмет достоверности вносимых данных и ежемесячно сдается на хранение в территориальные налоговые органы. Не реже одного раза в месяц правоохранительными органами производится проверка отпускаемого в розницу ГСМ на соответствие октановому числу и правильности отпуска ГСМ по литражу, включая техническое состояние и правильность опломбирования контрольно-измерительных счетчиков.
Статья 16. Средства технического контроля за отпуском ГСМ в розницу
1. Владельцы АЗС не зависимо от форм собственности получают лицензии на право розничной торговли ГСМ при наличии средств технического и документального контроля за розничным отпуском ГСМ по видам продукции и получаемым доходам.
2. К средствам технического контроля за розничным оборотом ГСМ относятся:
счетчики показаний отпуска ГСМ устанавливаются на каждую ТРК с возможностью свободного обозрения показаний счетчика и комиссионной пломбировкой с участием сотрудников ГНС;
журнал учета оптовых сделок по отпуску ГСМ;
журнал учета розничной продажи ГСМ;
раздельные банковские счета по доходам от реализации ГСМ для каждой АЗС;
спецхимические средства для индивидуализации ГСМ отпускаемых для государственных нужд;
приборы для определения марок и октанового числа ГСМ;
механические приборы для измерения остатков ГСМ и отбора контрольных проб.
Статья 17. Регулирование экспорта и импорта ГСМ
1. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации ГСМ осуществляется в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, организациями, имеющими лицензии на экспорт или импорт, хранение и поставки ГСМ.
2. Порядок регулирования импорта ГСМ и контроль за ее качеством устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Представление деклараций об объеме оборота ГСМ
Организации, осуществляющие производство и оборот ГСМ обязаны представлять декларации:
ежеквартально об объемах переработки сырья и выработки ГСМ в соответствующие федеральные органы;
ежемесячно об объемах реализации ГСМ (по видам продукции) и получаемых доходах в местные налоговые инспекции.
Статья 19. Аккредитация организаций, осуществляющих оборот ГСМ
1. В целях контроля качества и объема поступающей в розничную продажу ГСМ Правительство Российской Федерации устанавливает единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и реализацию ГСМ.
2. Субъекты Российской Федерации могут проводить аккредитацию организаций в соответствии с единым порядком аккредитации, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 20. Порядок реализации ГСМ
1. Поставки и розничная продажа ГСМ осуществляются организациями и лицами только при наличии соответствующих лицензий.
2. Не допускается розничная продажа ГСМ без сертификатов соответствия, с автомашин в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях.
Глава III. Лицензирование деятельности по обороту ГСМ
Статья 21. Виды деятельности по обороту ГСМ, подлежащие лицензированию
Деятельность по оптовому обороту ГСМ осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или также на территориях других субъектов Российской федерации, с которыми данный субъект Российской Федерации, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
- оптовые закупки, хранение и поставки ГСМ;
- розничная реализация ГСМ;
- экспорт ГСМ;
- импорт ГСМ.
Лицензия на осуществление деятельности по оптовому обороту ГСМ выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные лицензии выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Лицензии на розничную продажу ГСМ выдаются субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Статья 22. Порядок выдачи и государственной регистрации лицензий
1. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом ГСМ в лицензирующий орган представляются следующие документы:
заявление о выдаче лицензий с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке; лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
справка о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии;
согласие в письменной форме органа, уполномоченного субъектом Российской Федерации, на территории которого будет находиться организация или ее структурное подразделение, осуществляющие оборот и(или) хранение ГСМ;
документы о техническом и метрологическом оснащении организации, наличии сертифицированного оборудования, подтверждающие возможность осуществления деятельности по обороту ГСМ;
копия информационного письма федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
заключение органов внутренних дел об оснащенности организации и(или) структурных подразделений, осуществляющих оборот и хранение ГСМ средствами охранной и пожарной сигнализации, средствами пожаротушения;
положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям экологической безопасности;
документ, подтверждающий техническую обеспеченность и безопасность (аккредитацию) деятельности.
Требовать от организации документы, не предусмотренные настоящим пунктом, не допускается.
Действие лицензии на оборот ГСМ выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений.
Все документы, представленные для получения лицензии на оборот ГСМ регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий. В сводный государственный реестр включаются федеральные лицензии и по представлениям субъектов Российской Федерации, выдаваемые ими лицензии.
Решение о выдаче лицензии на оборот ГСМ или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется заявителю в письменной форме в трехдневный срок после его принятия.
Лицензии на оборот ГСМ выдаются на срок не менее чем 2 года. Срок действия такой лицензии может быть продлен по просьбе заявителя.
Решение о выдаче федеральной лицензии принимается при условии согласования данного вопроса организацией (заявителем) с соответствующими органами субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут находиться данная организация и(или) ее структурные подразделения, осуществляющие оборот ГСМ.
За выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в настоящем Федеральном законе, взымаются сборы в размерах и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Статья 23. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии
Действие лицензии на оборот ГСМ может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:
эксплуатация ТРК с неработающим или неисправным счетчиком;
отсутствие на АЗС средств контроля, перечисленных в статье 16 настоящего Федерального закона;
нарушение установленного порядка учета объемов ГСМ, реализуемых оптом и в розницу;
невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
неуплата в установленный срок лицензионного сбора;
невнесение в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организации на соответствие установленным настоящим Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности;
несоблюдение установленных регулируемых цен или условий справедливой конкуренции.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев.
Лицензирующий орган в срок не более чем семь дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков ГСМ.
После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан в срок не более чем 20 дней принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
Действие лицензии на оборот ГСМ может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по истечении срока действия такой лицензии.
Лицензия на оборот ГСМ может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Статья 24. Порядок обжалования решения лицензирующего органа
Решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и(или) в суд.
Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего федерального закона
и ответственность за его нарушение
Статья 25. Организация государственного контроля за соблюдением настоящего Федерального закона
Государственный контроль за производством и оборотом ГСМ осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции и включает в себя:
контроль за соблюдением условий действия лицензий на производство и оборот ГСМ;
контроль за выделением организациям квот на закупку ГСМ;
контроль за представлением деклараций об объеме производства и оборота ГСМ;
контроль за соблюдением требований к оборудованию для производства и оборота ГСМ;
контроль за экспортом и импортом ГСМ;
ежегодное обследование лицензирующим органом организаций на соответствие установленным настоящим Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности.
Статья 26. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.