Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственном регулировании оборота горюче-смазочных материалов и сырья для их производства"
Проект федерального закона "О государственном регулировании оборота горюче-смазочных материалов и сырья для их производства" предлагает законодательно обеспечить создание более эффективного государственного механизма по контролю за объемами поставляемых (включая импорт) на российский рынок ГСМ, сырья для их производства, установить единые правила поведения участников рынка по вопросам ценообразования, предоставления информации об оптовых оборотах ГСМ, реальных издержках, средствах технического контроля за фактическими объемами поступающих в продажу ГСМ, обслуживаемых оборот финансовых потоках, начисленных и фактически уплаченных налогах.
Имеющаяся информация свидетельствует о том, что бюджет недополучает около 8 миллиардов рублей акцизов от фактически реализуемых на внутреннем российском рынке объемов ГСМ. Кроме того, ценовая притягательность экспорта сырой нефти, создала хронический сырьевой голод отечественных нефтеперерабатывающих заводов, мощности которых задействованы не более чем на 30-40%. Данная ситуация стимулирует импорт высокооктанового бензина и делает непривлекательными инвестиционные проекты в переоборудование российских НПЗ.
Предлагаемые схемы введения налога с оборота ГСМ на бензоколонки при всей притягательности простоты реализации не решают перечисленных проблем, кроме увеличения фискального гнета на розничное звено реализации ГСМ и как следствие этого бесконтрольный рост цены и перекладывание всех издержек на потребителя. В предложенных схемах отсутствует механизм государственного регулирования и экономического принуждения участников рынка к определенным, социально необходимым формам поведения.
В итоге проигрывает и государство, и потребитель, и производитель ГСМ, которым отводится роль статистов в ценообразовании, а на правила игры в получении доходов и их перераспределении активнее всего будут влиять владельцы АЗС, с каждым годом наращивая усилия в междоусобной борьбе по криминальному переделу рынка ГСМ.
В качестве базовой модели по изданию механизма государственного регулирования оптового оборота ГСМ, предлагается на уровне федерального закона прописать механизм создания, лицензирования, информативного взаимодействия, влияния на розничную сеть АЗС, поставки сырья на НПЗ, экспорт сырой нефти, ценообразование на всем цикле оборота нефтепродуктов через федеральные оптовые базы по реализации ГСМ.
Федеральные оптовые базы по реализации ГСМ создаются на основе аккредитации действующих мощностей или создании новых по инициативе субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующим постановлением Правительства РФ.
К каждой базе на основе соответствующих договоров прикрепляются потребители ГСМ, включая бензоколонки, которые имеют право реализовывать объемы ГСМ, подтвержденные или поступившие только через соответствующую оптовую базу, к которой они прикреплены согласно договора.
Основанием для лицензирования АЗС соответствующих оптовых баз ГСМ является наличие корреспондирующихся договоров о поставках ГСМ, предусматривающих ассортимент и объемы ежемесячно поставляемых ГСМ, планируемая и фактическая цена поставок за декалитр продукции, формы и график проплаты поставок, предоставление необходимой информации об объемах реализации ГСМ и средствах технического контроля за отпуском ГСМ оптом и в розницу.
АЗС через соответствующие оптовые базы ГСМ ежеквартально предоставляют информацию об ассортименте, планируемых и фактических объемах реализации ГСМ в уполномоченные региональные и федеральные органы, контролирующие объемы производства и реализации ГСМ.
Оптовая база на основе поступивших заявок АЗС формирует сводный пакет предложений на потребности в ГСМ соответствующей территории и средние закупочные оптовые цены по видам ГСМ и заключает договора комиссионных поставок ГСМ с различными НПЗ.
НПЗ на основе заключенных договоров комиссии на оптовые поставки ГСМ делает заявку в соответствующее федеральное ведомство на выделение для него квот на закупку сырой нефти для переработки, квот на экспорт сырой нефти пропорционально заявленных объемов на переработку, но не более 50% от них и квот на импорт недостающих для удовлетворения заявленных потребностей в ГСМ.
На аукционах, организуемых при участии и под контролем федерального ведомства НПЗ предлагают тендеры на передачу полученных квот по импорту ГСМ и экспорту сырой нефти соответствующим участникам рынка. С организациями, предложившими наиболее выгодные условия по удовлетворению заявок регионов в поставках ГСМ заключаются соответствующие договора, исполнение которых контролируются федеральным правительством. Исполнение договора гарантируется банковским и имущественным (включая акции) залогом.
НПЗ удовлетворяет заявки оптовых баз ГСМ пропорционально уровню уплаты акцизов и в соответствии с предварительно оговоренными ценами на оптовые поставки. Любое повышение цены, даже согласованное с базой и регионом, допускается только после соответствующей проверки федеральным ведомством.
Оптовые базы ГСМ удовлетворяют заявки АЗС пропорционально уровню уплаты акцизов на ранее поставленные оптовые партии ГСМ. При прочих равных условиях приоритетным правом на удовлетворение заявки и ассортимента ГСМ получают АЗС, имеющие наиболее низкую розничную цену на реализуемую через них продукцию в сопоставлении с ценами, сложившимися на конкретной территории.
Нарушение отмеченных принципов со стороны оптовых баз ГСМ или АЗС наказывается штрафами, приостановлением или лишением лицензии.
Экспортеры и импортеры нефтепродуктов получают право получения лицензии на их экспорт импорт только в объемах квот, полученных от НПЗ на соответствующих аукционах.
Приоритетное право при прочих равных условиям на получение лицензий по экспорту, импорту имеют организации, стабильно выполняющие условия договоров и предлагающие наиболее низкие оптовые цены на поставляемую ими продукцию.
Объем валютной выручки, оставляемой предприятиям-экспортерам сырой нефти увеличивается пропорционально суммарной ценовой разницы между средней ценой на нефтепродукты, сложившиеся на внутреннем рынке и фактической ценой поставок, получаемой данным предприятием за поставляемое им сырье для НПЗ.
В целях более успешной реализации предложенной концепции государственного регулирования оборота ГСМ необходимо перейти к взыманию акцизов с отдельных видов ГСМ пропорционально процентному содержанию октана по установленным законом единым ставкам.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О государственном регулировании оборота горюче-смазочных материалов
и сырья для их производства"
Анализ данных о поступлении налогов от реализации ГСМ свидетельствует о том, что свыше 60% горюче-смазочных материалов реализуется в розничной торговле без уплаты акцизов.
Потери консолидированного бюджета от неуплаты акцизов по экспертным оценкам составляет более 10 млрд.руб. в год.
Затраты по реализации механизма государственного регулирования и контроля за оптовым оборотом ГСМ будут осуществляться в основном за счет собственных средств владельцев НПЗ, АЗС и федеральных оптовых баз, а также за счет перераспределения утвержденных бюджетных расходов.
Принятие и реализация Федерального закона "О государственном регулировании оборота горюче-смазочных материалов и сырья для их производства" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.