Проект федерального закона N 99065679-2
"Об основах курортного дела в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
справку о состоянии законодательства
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственное регулирование деятельности
в курортной сфере
Глава III. Курортные организации - порядок функционирования
Глава IV. Государственные гарантии граждан Российской Федерации
и иностранных граждан, пользующихся услугами
курортных организаций
Глава V. Организация управления курортной сферой
Глава VI. Международное сотрудничество
Глава VII. Заключительные положения
Настоящий закон устанавливает правовые основы, определяет принципы государственной политики, приоритетные направления и способы государственного регулирования в курортной сфере, направленной на решение социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения страны.
В комплексе с действующими федеральными законами "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "О недрах", "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О здравоохранении" и иными нормативно-правовыми актами настоящий Федеральный закон призван способствовать сохранению и дальнейшему развитию курортной сферы, обеспечивать качественное оказание санаторно-оздоровительных услуг, а также обеспечивать защиту прав и интересов государства и граждан Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникшие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на получение курортного лечения.
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на юридических лиц и граждан, осуществляющих деятельность в курортной сфере.
3. Финансовые отношения, возникающие при осуществлении курортной деятельности, регулируются соответствующими бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в курортной сфере.
1. Законодательство Российской Федерации в курортной сфере основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, настоящем Федеральном законе и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие курортную сферу, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам и подзаконным актам.
3. Содержащиеся в других законах и нормативно-правовых актах нормы, регулирующие деятельность в курортной сфере, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Статья 3. Основные понятия.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
курортная сфера - социальная сфера направленная на укрепление здоровья населения на основе приоритетного использования природных лечебных факторов, научно-практического и материально-технического потенциала курортного комплекса страны;
курортная деятельность - совокупность всех видов научно-практической деятельности, обеспечивающих функционирование курортных и иных организаций, осуществляющих профилактику заболеваний, лечение и реабилитацию больных на основе использования природных лечебных факторов, изучение их свойств и механизм действия;
курортное лечение - вид лечебно-профилактической помощи, основанный на применении природных лечебных факторов в комплексе с другими видами лечения, осуществляемыми в специализированных учреждениях различного профиля;
санаторно-оздоровительные услуги - комплекс мероприятий по оказанию лечебно-оздоровительной и профилактической помощи, проживание, лечебное питание, проведение организованного досуга;
курортные организации - организации (учреждения), вне зависимости от организационно-правовой формы и вида собственности, осуществляющие лечебный процесс и имеющие статус лечебно-профилактических организаций;
санаторий - лечебно-профилактическая организация (учреждение), предназначенное для лечения больных преимущественно природными лечебными факторами в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими средствами при обязательном соблюдении санаторного режима;
стандарты качества курортного лечения - федеральные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а так же требования к результатам и качеству лечения и профилактики конкретных заболеваний.
курортный комплекс - совокупность органов управления, курортных организаций (учреждений) научно-исследовательских учреждений выполняющих социально значимую государственную задачу по сохранению и укреплению здоровья граждан на основе использования природных лечебных факторов.
путевка на курортное лечение - документ, удостоверяющий право граждан на получение санаторно-оздоровительных услуг.
Глава II. Государственное регулирование деятельности в курортной
сфере
Статья 4. Принципы государственной политики в области курортной сферы.
Государственная политика в курортной сфере основывается на следующих принципах:
- установление государственных гарантий прав граждан Российской Федерации на курортное лечение;
- ответственность государства за обязательства по курортному лечению лиц, нуждающихся в социальной защите определенных категорий больных, детей, сирот, пенсионеров, инвалидов, работающих и членов их семей с низким доходом;
- поддержка курортной сферы исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- сохранение и развитие курортной сферы страны;
- осуществление иной государственной поддержки курортной сферы, включая использование средств Фонда социального страхования. Фонда обязательного медицинского страхования и иных фондов при осуществлении курортного лечения.
Статья 5. Принципы государственного регулирования деятельности в курортной сфере.
Государство, признавая социальную значимость курортной сферы в деле укрепления и сохранения здоровья граждан Российской Федерации содействует курортной деятельности и создает благоприятные условия для ее развития:
- доступность курортного лечения и отдыха для населения;
- определяет и поддерживает приоритетные направления деятельности в курортной сфере;
- предусматривает защиту прав и интересов граждан в период осуществления ими курортного лечения, обеспечивает их безопасность;
- содействует в предоставлении максимальных объемах санаторно-оздоровительных услуг на внутреннем и международном рынках;
- обеспечивает курортным лечением граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями.
Статья 6. Цели и способы государственного регулирования деятельности в курортной сфере.
Основными целями государственного регулирования деятельности в курортной сфере являются:
- обеспечение права граждан на курортное лечение и отдых;
- создание условий для деятельности курортных организаций;
- охрана и рациональное использование природных лечебных ресурсов в курортной деятельности.
Государственное регулирование деятельности в курортной сфере осуществляется путем:
- создания нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в курортной сфере;
- установления стандартов качества курортного лечения;
- аккредитации курортных организаций и лицензирования их деятельности, сертификации санаторно-оздоровительных услуг;
- разработки и реализации федеральных целевых программ развития курортного дела в стране;
- создания благоприятных условий для инвестирования в курортную сферу страны;
- развития научных исследований в курортной сфере.
- научно-обоснованного использования природных лечебных ресурсов для курортного лечения;
- организации медицинского отбора больных для курортного лечения;
- содействия в подготовке, переподготовке, повышении квалификации и аттестации кадров в курортной сфере.
Орган исполнительной власти Российской Федерации готовит ежегодный государственный доклад о состоянии курортной отрасли страны, который представляется Правительству Российской Федерации, палатам Федерального собрания Российской Федерации и публикуется в печати.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также порядок разграничения полномочий между ними определяются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в курортной сфере, а также договорами.
Статья 8. Лицензирование отдельных видов деятельности в курортной сфере.
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность курортных организаций подлежит лицензированию.
2. Особенности лицензионных требований и условий при осуществлении конкретных видов деятельности в курортной сфере, подлежащих лицензированию, устанавливаются федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности в курортной сфере.
Обязательным условием лицензирования курортной деятельности является наличие сертификатов специалистов у работников оказывающих санаторно-оздоровительные услуги.
3. Правительство Российской Федерации утверждает порядок лицензионной деятельности, положение о лицензировании конкретных видов деятельности в курортной сфере и определяет федеральные органы исполнительной власти и специально уполномоченные органы, осуществляющие при них лицензирование конкретных видов деятельности в курортной сфере, а также порядок ведения лицензионной деятельности в курортной сфере субъектами Российской Федерации.
Статья 9. Аккредитация в курортной сфере.
Аккредитация курортных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, в соответствии с утвержденным им положением.
Статья 10. Сертификация санаторно-оздоровительных услуг.
1. Санаторно-оздоровительные услуги подлежат сертификации с целью подтверждения их соответствия безопасности для жизни и здоровья человека и сохранения окружающей природной среды.
2. Перечень санаторно-оздоровительных услуг подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области курортной сферы организует сертификацию санаторно-оздоровительных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила сертификации санаторно-оздоровительных услуг утверждаются федеральным органом исполнительной власти в курортной сфере.
4. При установлении соответствия санаторно-оздоровительной услуги установленным требованиям субъекту осуществляющему курортную деятельность выдается сертификат соответствия установленного образца.
Статья 11. Государственные стандарты в курортной сфере.
1. Стандарты материально-технического обеспечения курортных организаций основываются на отраслевых нормативах и нормах, установленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Соответствие оснащения курортных организаций стандартам материально-технического обеспечения учитывается при выдаче им лицензий на заявленные виды курортной деятельности.
3. Федеральные стандарты качества курортного лечения включают набор норм, правил и требований к оказываемым санаторно-оздоровительным услугам при осуществлении курортного лечения.
4. Федеральные стандарты санаторно-оздоровительных услуг устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области курортного дела и являются обязательными для курортных организаций на всей территории Российской Федерации.
5. Несоблюдение федеральных стандартов на осуществление курортного лечения курортной организацией является основанием для приостановления действия или аннулирования лицензии на курортную деятельность в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
6. Контроль за соблюдением федеральных стандартов санаторно-оздоровительных услуг осуществляется федеральным органом исполнительной власти в курортной сфере, органами исполнительной власти в курортной сфере субъектов Российской Федерации.
Глава III. Курортные организации - порядок функционирования
Статья 12. Курортные организации.
1. Курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основе лицензий, предоставленных в установленном порядке.
2. Статус курортных организаций устанавливается путем аккредитации федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения или соответствующими органами субъектов Российской Федерации.
3. Порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации курортных организаций регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативно-правовыми актами в курортной сфере.
4. Реорганизация курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
Статья 13. Порядок функционирования курортных организаций.
1. Курортные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об этих организациях, утверждаемых для курортов федерального значения Правительством Российской Федерации, для курортов регионального и местного значения соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Курортное лечение осуществляется в соответствии с медицинскими показаниями и проводится по методикам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. При возникновении у граждан, прибывших в курортные организации, острых инфекционных и других заболеваний, а также резкого ухудшения здоровья они госпитализируются в местные лечебные учреждения в установленном порядке.
4. В целях сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории курортов предусматривается система мероприятий, контролируемая территориальными организациями Госсанэпиднадзора России.
Статья 14. Развитие и застройка курортных территорий.
1. Застройка лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с генеральными планами, утвержденными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном законодательством.
2. Вместимость курорта определяется величиной природных лечебных ресурсов, прошедших государственную экспертизу, размеров пригодных для застройки территорий и потребностей в курортном лечении соответствующего типа заболеваний.
3. Застройка лечебно-оздоровительных местностей и курортов должна обеспечивать рациональное использование находящихся на этих территориях природных лечебных ресурсов и их охрану.
Проектируемые задания и сооружения по использованию природных лечебных ресурсов по своей пропускной способности должны соответствовать емкости санатория.
4. Строительство курортных объектов должно осуществляться по индивидуальным проектам и обеспечивать максимально эффективное курортное лечение, согласно установленных стандартов.
5. При застройке лечебно-оздоровительных местностей и курортов размещение зрелищных и спортивных сооружений, других объектов индустрии развлечений не должно влиять на нормальный отдых, лечебный процесс и обеспечивать сохранность природных лечебных ресурсов.
Статья 15. Регулирование землепользования курортов и лечебно-оздоровительных местностей.
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов отнесены законодательством Российской Федерации к особо охраняемым природным территориям.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
2. Предоставление земельных участков в пределах лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Пользование землей в пределах лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением ограничений и требований, установленных округами их санитарной (горно-санитарной) охраны.
Глава IV. Государственные гарантии граждан Российской Федерации
и иностранных граждан, пользующихся услугами курортных организаций
Статья 16. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства находящиеся на курортном лечении имеют следующие гарантированные государством права:
- беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности личного имущества;
- возмещение ущерба, нанесенного ему в результате ненадлежащего исполнения или неисполнения курортной организацией условий оговоренных в путевке;
- получение комплекса санаторно-оздоровительных услуг указанных в путевке.
Статья 17. Государственное и иное страхование граждан на период пребывания в курортной организации.
Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства на период пребывания на курорте, предоставляется возможность государственного страхования, а также страхование в частных страховых компаниях на обеспечение личной безопасности, сохранности своего здоровья, имущества в соответствии с законами Российской Федерации.
Глава V. Организация управления курортной сферой
Статья 18. Органы управления курортной сферой.
1. В Российской Федерации ответственным за организацию деятельности в курортной сфере является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в курортном деле, в соответствии с положением утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. В субъектах Российской Федерации ответственными за организацию курортной деятельности являются органы исполнительной власти в области курортной сферы, положения о которых утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти в курортной сфере в пределах своей компетенции координирует и контролирует работу органов исполнительной власти в области курортного дела субъектов Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти в курортной сфере в пределах своей компетенции:
- разрабатывает основы государственной политики в курортном деле;
- подготавливает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к его ведению;
- обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в курортной сфере;
- разрабатывает и утверждает в установленном порядке нормативы и отраслевые стандарты в курортной сфере, осуществляет контроль за их соблюдением;
- осуществляет межрегиональную координацию и международное сотрудничество в курортной сфере;
- оказывает организационную и методическую помощь органам управления курортным делом субъектов Российской Федерации.
5. Органы исполнительной власти в области курортного дела субъектов Российской Федерации:
- осуществляют контроль за оказанием санаторно-оздоровительных услуг при осуществлении курортной деятельности;
- организуют изучение, разработку, рациональное использование лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- создают необходимые условия для функционирования организаций и учреждений, осуществляющих курортную деятельность;
- осуществляют контроль за соблюдением нормативов и отраслевых стандартов курортными организациями;
6. К предметам совместного ведения федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области курортного дела относятся:
- регулирование и межрегиональная и межведомственная координация отношений в области функционирования и развития курортов, использования лечебно-оздоровительных местностей;
- контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в курортной сфере.
Глава VI. Международное сотрудничество
Статья 19. Международные договоры Российской Федерации в курортной сфере.
Правовую основу международного сотрудничества в курортной сфере составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
Глава VII. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в курортной сфере.
Нарушение законодательства Российской Федерации о курортном деле влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 22. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.