Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об основах курортного дела в Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об основах курортного дела в Российской Федерации" разработан в Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму.
Проект закона обсуждался на парламентских слушаниях 13 апреля 1999 г. с участием представителей крупнейших федеральных курортов.
Развитие курортов в России начато с 1717 года. Старейшими курортами являются Марциальные воды (1718), Кавказские Минеральные Воды (1803), Старая Русса (1828), Сергиевские минеральные воды (1833), Белокуриха (1867) и др.
В настоящее время курортный комплекс Российской Федерации насчитывает более 5,5 тысяч лечебно-оздоровительных предприятий, где ежегодно оздоравливаются более 7 млн.человек.
В Российской Федерации охрана здоровья народа - одна из важнейших функций государства, осуществляемая посредством системы социально-экономических, медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных мероприятий. В общем комплексе лечебно-профилактических и санаторно-оздоровительных мер, направленных на укрепление здоровья человека, велика роль курортного лечения и оздоровления.
Правовое обеспечение современной государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха нашло отражение в федеральных законах "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об особо охраняемых природных территориях", а также в постановлениях Правительства Российской Федерации, утвердивших "Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения" и "Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения".
Принятый в 1995 году Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" имеет преимущественно природоохранную направленность и не решает большинство проблем курортного дела. В нем не отражены многие вопросы курортной деятельности, касающиеся регулирования отношений, возникающих в процессе оказания санаторно-оздоровительных услуг; лицензирования и сертификации санаторно-курортной деятельности; строительства и эксплуатации объектов курортной инфраструктуры; управления и координации курортной деятельности; медицинского обеспечения и развития курортной науки; прав и обязанностей граждан и юридических лиц в сфере курортной деятельности и др.
В предлагаемом проекте федерального закона "Об основах курортного дела в Российской Федерации" устанавливаются правовые основы в сфере курортного дела, направленные на решение социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения страны и повышение экономической эффективности ее санаторно-курортного комплекса.
В комплексе с действующим федеральным законодательством настоящий федеральный закон призван способствовать сохранению и дальнейшему развитию санаторно-курортной и оздоровительной деятельности, обеспечить качественное оказание санаторно-оздоровительных услуг, а также обеспечить защиту прав и интересов граждан и государства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
по проекту федерального закона "Об основах курортного дела в Российской Федерации"
Многолетний опыт и научные исследования в России и за рубежом однозначно показывают на высокую эффективность санаторно-курортного лечения как в социальном, так и в экономическим планах. Оно позволяет сократить количество дней временной нетрудоспособности в 2,3 - 3 раза, уменьшить потребность в госпитализации в 2,4 раза, сократить расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6 - 3 раза, уменьшить выплату пособий по временной нетрудоспособности в 1,8 - 2,6 раза. Санаторно-курортное лечение позволяет в 2-6 раз уменьшить число обострений, как у взрослых, так и у детей. Так, среди больных, перенесших острый инфаркт миокарда и прошедших санаторный этап восстановительного лечения, возвращается к труду на 20% больше, чем среди больных, не получивших данный вид лечения. Число дней нетрудоспособности при этом снижается на 47%, а первичный выход на инвалидность на 12%. Эффективность лечения в туберкулезных здравницах превышает 50%. Каждый рубль, вложенный в реабилитацию больных, оперированных по поводу язвенной болезни, окупается в 4,4 раза, а перенесших холецистэктомию - в 1,7 раза.
Санаторная реабилитация детей страдающих хронической пневмонией в 89% случаев приводит к улучшению, а при бронхиальной астме в 1,9 раза уменьшается число обострений. Число дней нетрудоспособности родителей при этом снижается в 2 раза. Комплексное использование физических и курортных факторов позволяет снизить инвалидность и социально адаптировать значительное количество с церебральными параличами. В результате санаторного этапа долечивания значительно сокращаются сроки временной нетрудоспособности, снижается уровень инвалидности.
Санаторно-курортное лечение является важным звеном в комплексе восстановительного лечения на этапе поликлиника - больница - санаторий - поликлиника, что обеспечивается преемственностью и непрерывностью лечебного процесса.
Организация санаторно-курортного лечения и отдыха всегда относилась к категории услуг повышенной социальной значимости.
Принятие данного законопроекта позволит определить основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения, в том числе вопросы государственного регулирования деятельности санаторно-курортных организаций, что в свою очередь повысит доступность курортного лечения для определенных социальных групп населения.
Кроме прямого эффекта сокращения числа временной нетрудоспособности и инвалидности следует учитывать, что территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, месторождения природных лечебных факторов представляют собой весьма уязвимые к техногенному воздействию объекты и требуют специальной защиты от загрязнения и истощения. При нерациональном использовании указанных территорий и их ресурсов, Россия может лишиться на необозримое будущее части своего богатства и понести колоссальные убытки.
Перечень
необходимых изменений в нормативных правовых актах, связанных с утверждением законопроекта
1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", статья 66:
Изменить термин "лечебно-оздоровительная зона" на "лечебно-оздоровительная местность".
Аналогичные изменения целесообразно внести и в другие законодательные и нормативные документы. Например, Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей, пункт 2-в, где вместо слова "зон" следует употреблять - "местностей"; тоже в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 "О федеральных природных ресурсах", пункт 2, абзац 4.
Справка
о состоянии законодательства в сфере курортного дела и рационального использования природных лечебных факторов и их ресурсов
Документом, регулирующим природоохранную деятельность на курортах и общие вопросы их функционирования, является "Положение о курортах", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654, часть которого расширены в области охраны природных лечебных факторов Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС N 7 от 7 января 1982 г. "О мерах по дальнейшему улучшению санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и развитию сети здравниц профсоюзов".
В законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" существует статья 66 "Охрана природы курортных и лечебно-оздоровительных зон", состоящая из 3-х абзацев отражающих самый общий подход к порядку использования природных лечебных факторов.
Существующие с 28.02.90 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик "О земле" подразделяют земли на различные целевые назначения, в том числе в ст.2 п.4 и разделе VII выделяются земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, где оговорены общие условия необходимости их особой охраны.
По решению неотложных проблем на крупных курортах России изданы Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации:
Указ 27.03.92 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах";
Постановление 06.07.92 N 462 - во исполнение названного Указа;
Указ 14.06.94 N 1229 "О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод";
Указ 16.12.93 N 2144 "О федеральных природных ресурсах";
Указ 06.07.94 г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей";
Указ 22.09.94 N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа".
Имеются другие документы государственного уровня, затрагивавшие вопросы использования территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, в частности Постановление Правительства о создании в г.Анапа международного порта для пассажирских и грузовых перевозок.
Таким образом необходимо отметить, что проблемы сохранения и рационального использования лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов решались практически с момента образования курортов. Однако целостного документа, отражающего государственную политику в отношении курортного дела в России, до настоящего времени не создано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.