Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О реализации права сотрудников аппаратов и депутатов на улучшение жилищных условий по спискам Советов народных депутатов всех уровней в Российской Федерации, осуществлявших свои полномочия до принятия соответствующих указов Президента Российской Федерации в октябре-ноябре 1993 года"
Указами Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года N 1594 "О прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, Зеленоградского городского Совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельского Советов народных депутатов в г.Москве" от 9 октября 1993 года N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 октября 1993 года N 1716 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", от 9 ноября 1993 года N 1874 "О прекращении деятельности Свердловского областного Совета народных депутатов" были прекращены полномочия Советов народных депутатов в Российской Федерации.
По состоянию на период до издания упомянутых Указов часть сотрудников аппаратов и депутатов Советов, стоящие на учете для улучшения жилищных условий по спискам Советов на 1993 год, улучшили свои жилищные условия.
Оставшейся части сотрудников аппаратов и депутатов, в связи с прекращением полномочий и последующей ликвидацией Советов, не были улучшены жилищные условия и, таким образом, был нарушен основополагающий конституционный принцип равенства прав граждан, закрепленный как в действовавшей на тот момент Конституции Российской Федерации, так и в действующей в настоящее время Конституции.
Основной причиной допущенного неравенства указанных прав граждан явилось то обстоятельство, что в упомянутом Указе не предусматривались положения и нормы в отношении выполнения законных обязательств перед данными сотрудниками аппаратов и депутатов Советов.
Администрации, в том числе, Правительство Москвы, принявшие в соответствии с Указами в свое ведение органы ликвидированных Советов, не признали обязательств правопреемника в вопросе улучшения жилищных условий указанным сотрудникам аппаратов и депутатов.
При этом правовых оснований в отказе осуществлять обязательства правопреемника ликвидированных Советов по указанному вопросу администрации или не приводят или приводят такие, с которыми нельзя согласиться.
Например, по городу Москве.
Как следует из ответа Первого заместителя премьера Правительства Москвы на депутатский запрос депутатов Государственной Думы А.Д.Куликова, 3.Н.Ойкина и С.Н.Решульского в отношении выполнения обязательств по улучшению жилищных условий очереднику Моссовета 1993 года, заведующему сектором Моссовета В.Н.Федотову (исх. от 02.07.98 N 4-19-7829/8), основанием отказа является обстоятельство, заключающееся в том, что "ни Управлению делами, ни профкому мэрии не передавались списки очередников и лимиты жилой площади упраздненного Моссовета". Но Моссовет фактически не осуществлял свои полномочия уже с 3 октября 1993 года (то есть за 4 дня до формального прекращения полномочий) и, следовательно, он не мог физически осуществить передачу списков своих очередников и лимиты жилой площади. Кроме того, в условиях, когда в соответствии с действовавшим порядком Правительство Москвы выделяло необходимые фонды жилья Моссовету, а соответствующую ликвидационную комиссию по ликвидации Моссовета возглавлял управляющий делами Правительства Москвы, из указанного основания Правительства Москвы следует, что в процедуре приемо-передачи списков и лимитов выступает один и тот же субъект - Правительство Москвы.
В связи с неурегулированностью в Указе Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года N 1594, от 9 октября 1993 года N 1617, от 26 октября 1993 года N 1874, от 9 ноября 1993 года N 1874 отношений равноправия граждан на улучшение жилищных условий по спискам Советов народных депутатов в Российской Федерации (1993 года) и невыполнением соответствующими администрациями обязанностей правопреемника ликвидированных Советов по улучшению жилищных условий гражданам по указанным спискам,
в целях обеспечения государственных гарантий равенства прав граждан, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации,
по основаниям статьи 18 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и деятельность законодательной и исполнительной власти,
подготовлен проект федерального закона "О реализации права сотрудников аппарата и депутатов на улучшение жилищных условий по спискам Советов народных депутатов всех уровней в Российской Федерации, осуществлявших свои полномочия до принятия соответствующих указов Президента Российской Федерации в октябре-ноябре 1993 года".
Законопроект подготовлен депутатом Государственной Думы В.Ф.Григорьевым, депутатом Государственной Думы В.И.Илюхиным, депутатом Государственной Думы Г.И.Райковым, руководителем правового исследовательского центра Российской ассоциации "Территориальное общественное самоуправление" В.Н.Федотовым.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.