Пояснительная записка
к проекту федерального закона Российской Федерации "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханский участок)"
Северо-Астраханский участок расположен в 60 км к северу от г.Астрахани. Недропользователем участка является ЗАО "Астраханьнефтепром", победившее в проведенном в 1999 г. конкурсе и получившее лицензию на пользование недрами с целью поиска, разведки и добычи углеводородов.
Разведанных запасов углеводородов и открытых месторождений на участке нет, однако на больших глубинах (свыше 4000 м) геологами прогнозируется наличие ресурсов нефти и газа. Их поиск на условиях предпринимательского риска и последующие освоение и разработка, как свидетельствуют выполненные технико-экономические обоснования, возможны только на условиях соглашения о разделе продукции.
При действующей в Российской Федерации налоговой системе окупаемость капитальных затрат, оцениваемых в 3,4 млрд. долларов США составляет 19 лет. Привлечение инвестора при столь низкой инвестиционной эффективности значительных капитальных затрат весьма проблематично. Значительны также показатели финансового риска по проекту. Возможность разведки, освоения и разработки перспективного на углеводороды Северо-Астраханского участка на условиях раздела продукции повышает инвестиционную привлекательность объекта. Государство получает возможность значительных бюджетных поступлений. Улучшается социально-экономическая ситуация в Астраханской области за счет значительного прироста рабочих мест на производстве и в инфраструктуре. Появляется возможность использования незагруженных производственных мощностей Астраханского газоперерабатывающего завода для переработки попутного нефтяного газа и Самарского нефтеперерабатывающего завода для переработки нефти.
В случае подтверждения геологической модели предполагаемого нефтяного месторождения и прогнозных ресурсов, разработка верхнего объекта позволит добывать ежегодно 10 млн. тонн нефти с последующим достижением уровня добычи до 26 млн. тонн в год.
Финансово-экономическое обоснование
Представленный на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханский перспективный участок)" не потребует затрат из Федерального бюджета.
Северо-Астраханский участок расположен в 60 км к северу от г.Астрахани. Недропользователем участка является ЗАО "Астраханьнефтепром", победившее в проведенном в феврале 1999 года конкурсе и получившее лицензию на право пользования недрами с целью поиска, разведки и добычи углеводородного сырья.
Разведанных запасов углеводородов и открытых месторождений нет, однако на больших глубинах (свыше 4000 метров) геологами прогнозируется наличие ресурсов нефти и газа. Их поиски на условиях предпринимательского риска и последующие освоение и разработка, как свидетельствуют выполненные технико-экономические обоснования, возможны только на условиях Соглашения о разделе продукции.
В случае подтверждения геологической модели предполагаемого нефтяного месторождения и прогнозируемых ресурсов, разработка верхнего объекта позволит добывать ежегодно 10 млн. тонн нефти с последующим достижением уровня добычи до 26 млн. тонн в год.
При действующей в РФ налоговой системе окупаемость капитальных затрат, оцениваемых в 3,4 млрд. долларов США, составляет 19 лет.
Привлечение инвестора при столь низкой инвестиционной эффективности значительных капитальных затрат весьма проблематично. Значительны также показатели финансового риска по проекту в случае разработки месторождения отдельным Инвестором.
Возможность разведки, освоения и разработки перспективного на углеводороды Северо-Астраханского участка на условиях раздела продукции повышает инвестиционную привлекательность объекта капитальных вложений. Государство получает возможность значительных бюджетных поступлений. Улучшается социально-экономическая ситуация в Астраханской области за счет значительного прироста рабочих мест на производстве и в инфраструктуре.
Оценка капитальных затрат
Оценка капитальных затрат осуществлена по следующим направлениям:
- затраты на геологоразведочные работы;
- затраты на бурение эксплуатационных скважин на нижний (5100 м) и верхний (6200 м) объекты;
- затраты на вероятное промысловое обустройство, включая и внешний транспорт нефти и газа;
- затраты на экологические работы и охрану окружающей среды (составят до 10% от суммы капитальных вложений по проекту).
Стоимость метра бурения эксплуатационных и разведочных скважин принята по данным анализа отечественного и зарубежного опыта работ соответственно равной:
- для поисковых скважин до глубины 6500 м. - 1800 долл. США за один метр проходки;
- для эксплуатационных скважин на нижний объект (глубина 6200 м) - 1500 долл. США за один метр проходки;
- для эксплуатационных скважин на верхний объект (глубина 5100 м) - 1200 долл. США за один метр проходки.
Общий объем капвложений по проекту составит 3435,5 млн. долл., из них:
- в бурение 2327,6 млн. долл.;
- в промобустройство 758,8 млн. долл.;
- в экологию и охрану окружающей среды 312,3 млн. долл.;
- геологоразведочные работы 36,4 млн. долл.
Динамика затрат на бурение и попутные геологоразведочные работы по годам показана в приложении (таблица N 1).
Источники финансирования капитальных затрат
Источником финансовых средств по проекту предполагаются:
- заемные средства, получаемые на условиях банковского кредита: процентная ставка LIBOR + 2,5% на весь период финансирования. Возврат основного долга с 10-го года по схеме "равными долями";
- акционерный капитал.
Схема финансирования - смешенная форма использования кредитных ресурсов и привлечение акционерного капитала.
Оценка экономической эффективности капитальных вложений
Оценка экономической эффективности проекта проводилась, исходя из условия реализации продукции на внутреннем (предположительно Самарский нефтеперерабатывающий завод) и на внешнем рынке. Реализация попутного газа планируется на Астраханском АГПК РАО "Газпром". Поскольку в газе предполагается достаточно большое количество пропанбутановых фракций, то не исключено сжижение газа для последующей продажи за рубеж.
Оценка экономической эффективности проекта на условиях действующей в РФ налоговой системы проведена на период 25 лет (период действия лицензионного соглашения) и на период 50 лет (срок эффективной разработки прогнозируемых ресурсов месторождения). Предметом рассмотрения могут являться показатели на период работы 50 лет, так как экономическая эффективность проекта при данном сроке реализации проекта выше.
Основные экономические показатели целесообразности разработки месторождения и ее эффективности приведены в приложении (таблица N 2).
Предварительные расчеты, проведенные по вопросу использования Северо-Астраханского участка на условиях раздела продукции (Федеральный закон N 112-ФЗ, Федеральный закон N 225-ФЗ) показали улучшение ряда экономических показателей проекта. Улучшение экономических показателей проекта может быть достигнуто при условии, что максимальное значение налога на право добычи не должно превышать 5%, максимальное значение доли компенсационной продукции не менее 0,95; доля участия Инвестора в разделе прибыльной продукции не менее 95%.
Кроме того, по проекту освоения Северо-Астраханского лицензионного участка, рассмотрены последствия влияния 20% изменений наиболее значимых геолого-физических, технологических и экономических факторов на оценочные показатели эффективности проекта освоения (чувствительность проекта).
При значительных финансовых вложениях капитальных и эксплуатационных затрат проект оказывается рентабельным во всех вариантах, кроме случаев уменьшения цены на продукцию и (или) извлекаемых запасов на 20%. Из других факторов наибольшее влияние оказывает изменение капитальных вложений по проекту. Хотя проект остается рентабельным (NPV > 0) понижение внутренней нормы рентабельности до 16% делает его менее привлекательным для Инвестора.
Освоение недр Северо-Астраханского участка на основании Соглашения о разделе продукции позволит:
- осуществить геологоразведочные работы за счет средств недропользователя;
- при разработке месторождения обеспечить рентабельность и возврат капитальных вложений;
- обеспечить значительные бюджетные поступления.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации Федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханский перспективный участок)"
В случае принятия проекта федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханский перспективный участок)" для него не потребуется принятие дополнительных нормативных правовых актов.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханский перспективный участок)", в настоящее время регулируется Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Справка
об инициаторе разработки законопроекта и лицах, принимавших участие в его подготовке
Проект федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханский участок)" разработан по инициативе Главы Администрации Астраханской области Гужвина А.П. и Астраханского областного Представительного Собрания.
Технико-экономические предложения по освоению Северо-Астраханского участка прошли экологическую экспертизу. Текст заключения прилагается.
Таблица N 1
Динамика затрат на разбуривание и проведение геолого-разведочных работ по Северо-Астраханскому участку.
/------------------------------------------------------------------------
| Годы |Бурение п.-разведочных, разведочно-|Ввод скважин в |Стоимость |
| |эксплуатац. и эксплуатационных ск- |эксплуатацию |бурения |
| | важин | |эксплуа- |
| |-----------------------------------+-----------------|тац. сква-|
| |п.-раз- |верхний |нижний |число |верхний |нижний |жин |
| |вед. ск-|объект |объект |станков |объект |объект |млн.долл. |
| |важины | | | | | |США |
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 1 | | 1| | | | | 2,5|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 2 | | 1| | 3| | | 4,1|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 3 | | 1| | 1| 3| | 6,1|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 4 | | 2| | 2| 1| | 12,2|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 5 | | 11| | 6| 2| | 67,3|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 6 | | 15| | 8| | | 91,8|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 7 | | 15| | 8| | | 91,8|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 8 | | 15| 0,5| 10| 9| | 96,4|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 9 | | 15| 0,5| 10| 15| | 96,4|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 10 | | 15| 1 | 10| 15| | 101,1|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 11 | | 15| 1,5| 10| 15| | 105,7|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 12 | | 15| 1,5| 10| 15| | 105,7|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 13 | | 15| 1,5| 10| 15| | 105,7|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 14 | | 15| 1,5| 10| 15| | 105,7|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 15 | | 15| 1,5| 10| 15| | 105,7|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 16 | | 15| 1,5| 10| 15| | 105,7|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 17 | | 8| 2 | 10| 15| | 67,8|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 18 | | | 10 | 10| 15| 8| 93 |
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 19 | | | 15 | 10| 15| 15| 139,5|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 20 | | | 15 | 10| 10| 15| 139,5|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 21 | | | 15 | 10| | 15| 139,5|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 22 | | | 15 | 10| | 15| 139,5|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 23 | | | 15 | 10| | 15| 139,5|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 24 | | | 12 | 10| | 15| 111,6|
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
| 25 | | | | | | 12| |
|------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+----------+
|Итого | 2| 188| 110| 10| 190| 110| 2173,6|
\------------------------------------------------------------------------
Годы | Затраты на ГРР, млн. долл. США | Стоимость бурения скважин с учетом ре- зервных скважин |
|||
поисково- развед. скважины |
геофизи- ческие ра- боты |
удорожание за счет разведки |
итого зат- рат на ГРР |
||
1 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | 11,9 | 0,2 | 12,1 | 2,5 | |
2 | 11,9 | 0,2 | 1,2 | 13,3 | 4,1 |
3 | 1,2 | 1,2 | 6,1 | ||
4 | 2,4 | 2,4 | 12,2 | ||
5 | 75 | ||||
6 | 99,5 | ||||
7 | 99,5 | ||||
8 | 104,1 | ||||
9 | 1,86 | 1,86 | 104,1 | ||
10 | 1,86 | 1,86 | 108,8 | ||
11 | 1,86 | 1,86 | 113,4 | ||
12 | 1,86 | 1,86 | 113,4 | ||
13 | 113,4 | ||||
14 | 113,4 | ||||
15 | 113,4 | ||||
16 | 113,4 | ||||
17 | 75,3 | ||||
18 | 100,7 | ||||
19 | 147,2 | ||||
20 | 147,2 | ||||
21 | 147,2 | ||||
22 | 147,2 | ||||
23 | 147,2 | ||||
24 | 119,3 | ||||
25 | |||||
Итого | 23,8 | 0,4 | 12,24 | 36,44 | 2327,6 |
Таблица N 2
Основные экономические характеристики проекта освоения Северо-Астраханского лицензионного участка на условиях действующей в Российской Федерации налоговой системы
N п\п |
Показатели экономической эффективности | единицы измерения |
значения показателей |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Срок работ\разработки Добыча нефти Добыча газа на реализацию (70%) Средняя цена реализации нефти без транспортных расходов на внешнем рынке (30%) на внутреннем рынке без НДС (70%) Цена реализации газа на внутреннем рынке Выручка от реализации продукции без НДС и акциза Капитальные затраты по проекту Эксплуатационные расходы Налоги по проекту, направляемые в бюд- жеты в федеральный бюджет в бюджет субъекта федерации (области) в местный бюджет Объем потребных средств по договору кредита, из них чистый кредит проценты по кредиту Суммарный дисконтированный чистый де- нежный поток (NPV) при норме дисконтирования 10% при норме дисконтирования 15% при норме дисконтирования 20% Суммарная дисконтированная чистая при- быль до возврата кредита при норме дисконтирования 10% при норме дисконтирования 15% при норме дисконтирования 20% Внутренняя норма рентабельности проек- та (IRR) Срок окупаемости с начала разведки (разработки) Максимальный финансовый риск по проек- ту при норме дисконтирования 10% при норме дисконтирования 15% при норме дисконтирования 20% |
годы млн. т. млрд. куб. м долл.\т. долл.\т. долл.(руб)\т. долл.\1000 куб. м. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. млн. долл. % годы млн. долл. млн. долл. млн. долл. |
50\48 760,4 201,6 80 15\300 13,2\264 25952 3435,5 1821,4 14015,4 7442,6 3053,9 3518,9 1456,9 790,3 666,6 620,2 148,2 13,5 1096,6 445,9 209,2 21,2 19(17) -168,8 -123,2 -92,4 |
Основные экономические характеристики варианта освоения Северо-Астраханского участка на условиях действующей в РФ налоговой системы за период работы 50 лет
NN п/п |
Показатели | Единицы | Значения |
1. | Срок работ/разработки | годы | 50/48 |
2. | Добыча нефти | млн. тн | 760,4 |
3. | Добыча газа на реализацию (70%) | млрд. м3 | 201,6 |
4. | Средняя цена реализации нефти без транспортных расходов |
долл./т. | |
- на внешнем рынке (30%) | долл./т. | 80 | |
- на внутреннем рынке без НДС (70%) | долл.(руб.)/т | 15/300 | |
5. | Цена реализации газа на внутреннем рынке |
долл./1000 м3 | 13,2/264 |
6. | Выручка от реализации продукции без НДС и акциза |
млн. долл. | 25952,0 |
7. | Капитальные затраты по проекту: | млн. долл. | 3435,5 |
8. | Эксплуатационные расходы | млн. долл. | 1821,4 |
9. | Налоги по проекту в сумме, из них | млн. долл. | 14015,4 |
- в федеральный бюджет | млн. долл. | 7442,6 | |
- в бюджет области | млн. долл. | 3053,9 | |
- в местный бюджет | млн. долл. | 3518,9 | |
10. | Объем потребных кредитных средств по проекту, из них |
млн. долл. | 1456,9 |
- чистый кредит | млн. долл. | 790,3 | |
- проценты по кредиту | млн. долл. | 666,6 | |
11. | Суммарный дисконтированный чистый де- нежный поток (NPY) |
||
- при норме дисконтирования 10% | млн. долл. | 620,2 | |
- при норме дисконтирования 15% | млн. долл. | 148,2 | |
- при норме дисконтирования 20% | млн. долл. | 13,5 | |
12. | Суммарная дисконтированная чистая при- быль до возврата кредита |
||
- при норме дисконтирования 10% | млн. долл. | 1096,6 | |
- при норме дисконтирования 15% | млн. долл. | 445,9 | |
- при норме дисконтирования 20% | млн. долл. | 209,2 | |
13. | Срок окупаемости с начала разведки (и разработки) |
годы | 19(17) |
14. | Внутренняя норма рентабельности проек- та (IRR) |
% | 21,2 |
15. | Максимальный финансовый риск по проек- ту |
||
- при норме дисконтирования 10% | млн. долл. | -168,8 | |
- при норме дисконтирования 15% | млн. долл. | -123,2 | |
- при норме дисконтирования 20% | млн. долл. | -92,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.