Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"
Данным законопроектом предлагается с 1 января 2000 года сохранить действующую ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и по товарам для детей по перечням, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а по другим товарам (работам, услугам), в том числе по зерну, сахару-сырцу, рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов, установить - 20 процентов.
Законопроекты предлагается перевести предприятия розничной торговли и общественного питания на общеустановленный порядок исчисления налога на добавленную стоимость, действующий в настоящее время для торгующих организаций, реализующих товары в режиме оптовой торговли. Согласно данному порядку предприятия розничной торговли и общественного питания получат право возмещать налог на добавленную стоимость, уплаченный ими поставщикам товаров. В то же время начисление налога будет производиться не только с суммы торговой наценки, а с полного оборота (с полной розничной цены товара).
В целях экономии оборотных средств налогоплательщиков-экспортеров законопроектом предложено не включать в облагаемый оборот авансовые и другие платежи, полученные предприятиями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).
Для упорядочения определения оборота, облагаемого налогом на добавленную стоимость, и избежания спорных ситуаций для налогоплательщиков законопроектом предусмотрено положение о включении в налогооблагаемый оборот операций по передаче товаров в качестве отступного или при замене обязательства между сторонами другим обязательством.
В целях пресечения фактов возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, фактически не поступивших в бюджет, предлагается установить порядок, в соответствии с которым к возмещению (зачету) у налогоплательщиков будет приниматься налог по товарам (работам, услугам), оплаченным денежными средствами, и не будет возмещаться налог по товарам (работам, услугам), оплата за которые производится по бартеру, зачетом взаимных требований и т.д. Сумму налога по таким товарам предлагается учитывать вместе с их стоимостью.
В целях уточнения применения налога на добавленную стоимость по приобретаемым материальным ресурсам для осуществления операций, не являющихся объектами налогообложения, а также при отсутствии оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации предлагается включить положение об учете сумм налога по таким ресурсам вместе с их стоимостью.
При расчетах векселями возмещение налога по приобретаемым товарам (работам, услугам) предлагается производить только после оплаты векселей денежными средствами. Для всех налогоплательщиков предусматривается порядок, согласно которому возмещение налога производится только в пределах сумм налога, полученных по товарам (работам, услугам), реализованным в отчетном периоде, и не возмещается налог, уплаченный по товарам, приобретаемым для перепродажи на экспорт. Одновременно законопроектом предусмотрена норма о возмещении с 1 июля 2000 г. налога на добавленную стоимость по объектам капитального строительства независимо от источника финансирования.
Как показала практика применения льгот по налогу на добавленную стоимость, необходимо включить в законодательство положение, согласно которому освобождение от налогообложения по установленным льготам производится только при наличии соответствующих лицензий у налогоплательщиков на осуществление льготируемых видов деятельности. Кроме того, в законопроекте предлагается отменить все ранее предоставленные льготы, не предусмотренные налоговым законодательством, а также не устанавливать льготы по жилищно-коммунальным услугам, по страхованию и перестрахованию предпринимательских рисков, ограничить льготу для предприятий, использующих труд инвалидов, установив льготный порядок налогообложения только для предприятий, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Одновременно устанавливается льгота при обращении монет из драгоценных металлов (за исключением нумизматики).
В законопроект включена норма об обязательном оформлении налогоплательщиками счетов-фактур в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, которые фактически применяются с 1 января 1997 года, однако в законодательстве данная норма отсутствовала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.