Проект федерального закона N 99034972-2
"О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы государственной поддержки судостроительной промышленности в Российской Федерации с целью создания экономически выгодных условий для размещения заказов на суда и судоремонт на предприятиях Российской Федерации, а также регламентирует условия привлечения российских и иностранных инвестиций для эффективного использования производственного и научно-технического потенциала судостроительной промышленности в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная поддержка судостроительной промышленности Российской Федерации (далее судостроительной промышленности) - обеспечение государством благоприятных экономических и правовых условий функционирования и развития судостроительной промышленности в области научных исследований, проектирования, производства, ремонта, эксплуатации судов;
судостроительная промышленность - совокупность организаций и предприятий, осуществляющих научное обеспечение, проектную разработку, производство, испытания, ремонт (модернизацию и переоборудование) и утилизацию кораблей, судов и средств океанотехники различного назначения, а также создание вооружения, технических средств судового комплектующего оборудования и приборов кораблей и судов;
научно-технический потенциал судостроительной промышленности - уровень научно-технического и технологического развития организаций и предприятий судостроения и обеспеченности их квалифицированными кадрами;
Статья 2. Цели государственной поддержки судостроительной промышленности
Целями государственной поддержки судостроительной промышленности являются:
содействие экономическому развитию Российской Федерации;
укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;
развитие судоходства, промыслового рыболовства и освоение прибрежного шельфа за счет строительства для этих целей судов различного назначения и средств океанотехники;
сохранение и развитие научно-технического потенциала судостроительной промышленности;
расширение экспорта судостроительной продукции;
повышение конкурентоспособности судостроительной продукции на внутреннем и мировом рынке;
создание системы лизинга судостроительной продукции;
сохранение действующих и создание новых рабочих мест.
Статья 3. Основные принципы государственной поддержки развития судостроительной промышленности
Государственная поддержка судостроительной промышленности основывается на следующих принципах:
обеспечение общепринятых в мировой практике передовых индустриальных государств экономических и правовых условий развития судостроительной промышленности;
государственное регулирование развития судостроения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставление в установленном законом порядке налоговых льгот и иных экономических стимулов российским судовладельцам, заказывающим суда на верфях Российской Федерации под российский флаг, в том числе на лизинговой основе;
обеспечение конкурентоспособности судов, строящихся на предприятиях Российской Федерации, на мировом рынке;
защита предприятий судостроительной промышленности от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, в том числе недобросовестной.
Глава II. Функции органов исполнительной власти
Статья 4. Функции Правительства Российской Федерации в области государственной поддержки судостроительной промышленности
Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития судостроительной промышленности:
разрабатывает Концепции развития военно-морского и гражданского флотов, Программы военного кораблестроения и Федеральные целевые Программы развития отдельных направлений судостроительной науки и техники;
определяет федеральный орган исполнительной власти, координирующий деятельность судостроительной промышленности;
реализует меры по развитию судостроения, предусмотренные настоящим Законом;
применяет специальные защитные меры по импорту судов в Российскую Федерацию, аналоги которых могут строиться на российских предприятиях;
разрабатывает и представляет в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы по установлению отдельных льгот для предприятий судостроительной промышленности и судовладельцев.
Статья 5. Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки судостроительной промышленности
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
взаимодействуют с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, организациями и предприятиями судостроительной промышленности, судовладельцами, а также смежными отраслями промышленности в реализации мер государственной поддержки судостроительной промышленности, установленных настоящим Законом;
участвуют в разработке и выполнении федеральных целевых программ по развитию организаций и предприятий судостроительной промышленности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
участвуют в управлении организациями и предприятиями судостроительной промышленности при условии передачи в доверительное управление субъекту Федерации пакетов акций этих предприятий, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с действующим законодательством;
предоставляют в пределах своих полномочий дополнительные льготы и гарантии участникам и инвесторам проектов развития отечественного судостроения, в том числе снижения ставок оплаты земельного налога и земельной аренды судостроительным и судоремонтным предприятиям.
Глава III. Формы государственной поддержки и особенности экономических
отношений в области развития судостроительной промышленности
Статья 6. Государственная поддержка развития судостроительной промышленности
Государственная поддержка судостроительной промышленности осуществляется путем:
проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие судостроительной промышленности;
предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот предприятиям судостроительной промышленности и российским инвесторам;
предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоговых и иных льгот российским судовладельцам, приобретающим суда на предприятиях Российской Федерации и эксплуатирующих их под российским флагом, в том числе на лизинговой основе;
защиты интересов судостроительной промышленности и судоходства в международных организациях;
осуществления комплекса мероприятий по реализации сбалансированной экспортно-импортной политики в интересах судостроительной промышленности, в том числе введение импортных квот и специальных пошлин на импорт судов;
информационного и правового обеспечения развития судостроения.
Статья 7. Меры экономического стимулирования
В целях экономического стимулирования развития предприятий судостроительной промышленности предоставляются следующие льготы:
1. Правительство Российской Федерации имеет право выступать от имени Государства гарантом выполнения обязательств предприятий судостроительной промышленности (государственных унитарных предприятий, предприятий с контрольным пакетом акций у государства и с "Золотой акцией") и российских судовладельцев по кредитам, предоставляемым иностранными государствами, зарубежными и отечественными инвесторами под строительство судов и реализацию инвестиционных проектов, на модернизацию и реструктуризацию производства. Объем гарантируемых государством кредитов не должен превышать 80 процентов стоимости судна или инвестиционного проекта, со сроком выплаты кредита не более 8 лет. Страховые суммы государственных гарантий в размере 10% от объема гарантируемых правительством кредитов на финансовый год предусматриваются в федеральном бюджете на текущий год.
При выдаче государственных гарантий под зарубежные "связанные" кредиты и контракты финансового лизинга, предполагающие обязательную покупку импортного оборудования и материалов, предусматривается ограничение их объемов суммами, составляющими не более 50 процентов от стоимости оборудования и материалов, идущих на строительство или модернизацию судна.
В качестве залога при выдаче государственных гарантий могут использоваться имущество, имущественные права или пакеты акций судостроительных или судоходных предприятий и организаций.
Государственные гарантии даются предприятиям судостроительной промышленности в зависимости от форм собственности и судовладельцам в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
2. Предоставление предприятиям судостроительной промышленности (государственным унитарным предприятиям, предприятиям с контрольным пакетом акций у государства и "Золотой акцией") или судоходным организациям субсидий для строительства судов на предприятиях Российской Федерации, размер которых должен зависеть от экономической и социальной значимости для страны или региона данного строящегося судна, при условии его российской регистрации и эксплуатации под российским флагом не менее 10 лет.
Объем субсидий на текущий год определяется в бюджетной заявке федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность судостроительной промышленности.
3. Освобождение от налога на прибыль доходов российских судовладельцев от эксплуатации новых транспортных и промысловых судов российской постройки, используемых на погашение кредитов, полученных целевым назначением на строительство этих судов при государственных гарантиях инвесторам.
Освобождение от налога на прибыль доходов судостроительных предприятий, используемых на погашение кредитов, полученных целевым назначением на реализацию инвестиционных проектов реструктуризации и конверсии производства при государственных гарантиях инвесторам.
4. Выделение предприятиям судостроительной промышленности, судовладельцам и российским лизинговым компаниям долгосрочных на 5-10 лет льготных кредитов под конкретные программы строительства судов на предприятиях Российской Федерации, а также целевых инвестиционных кредитов на модернизацию и реструктуризацию производства, предоставляемых на конкурсной основе, при условии российской регистрации судов и обязательства их эксплуатации под российским флагом не менее 10 лет.
5. Предоставление предприятиям судостроительной промышленности, судовладельцам и российским лизинговым компаниям отсрочки по расчетам за кредиты зарубежных организаций и банков на строительство кораблей и судов на основе межправительственных кредитных соглашений на срок 2-4 года после ввода кораблей и судов в эксплуатацию.
6. Освобождение предприятий судостроительной промышленности от налога на добавленную стоимость объемов строительства и ремонта кораблей и судов для государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета.
7. Отмена уплаты предприятиям и судостроительной промышленности налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, с переносом его на момент сдачи кораблей и судов заказчикам.
8. Отсрочка по уплате предприятиями судостроительной промышленности налога на добавленную стоимость за импортируемое судовое комплектующее оборудование на период погашения целевых кредитов на постройку судна.
9. Предоставление предприятиям судостроительной промышленности права предъявления к зачету налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам судового комплектующего оборудования и материалов, в период строительства экспортных кораблей и судов.
10. Освобождение от таможенных пошлин импортируемого судового комплектующего оборудования и материалов, не изготавливаемых отечественной промышленностью с ограничением их объемов суммами, составляющими не более 50 процентов от стоимости оборудования и материалов, идущих на строительство или модернизацию судна, а также технологического оборудования, необходимого для повышения качества и обеспечения конкурентоспособности строящихся кораблей и судов.
11. Освобождение от таможенных пошлин иностранных кораблей и судов, приходящих в ремонт на российские предприятия.
12. Уменьшение стоимости имущества предприятий судостроительной промышленности исчисленной для целей налогообложения на стоимость объемов незавершенного производства кораблей и судов - в период их постройки (ремонта).
Статья 8. Источники финансирования судостроения
1. Источниками финансирования судостроения являются:
собственные средства заказчиков;
заемные средства;
средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые в порядке, установленном законодательством.
2. Условия кредитования строительства кораблей, судов и средств океанотехники принимаются в соответствии с согласованными на международном уровне нормами и правилами и обеспечиваются гарантиями Правительства Российской Федерации или страхованием уполномоченной Правительством страховой компанией в согласованных размерах с отражением в ежегодном бюджете страны.
Статья 9. Условия освобождения от уплаты пеней за просрочку налоговых платежей и штрафов
В случае, когда при исполнении федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления соответствующего бюджета предприятие судостроительной промышленности не получает в полном объеме предусмотренных бюджетом денежных средств, или не получает их в сроки, установленные контрактом, предприятие вправе произвести зачет своих налоговых обязательств перед соответствующим бюджетом (включая штрафы, пени за просрочку налоговых платежей) в счет финансовых обязательств соответствующего бюджета перед предприятием.
Статья 10. Приватизация предприятий судостроительной отрасли
1. Приватизации не подлежат ведущие научные центры судостроения и основные промышленные предприятия, обеспечивающие оборонный потенциал страны, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в целях защиты государственных интересов, в случаях состоявшегося ранее акционирования предприятий судостроительной промышленности, имеют право проводить дополнительную эмиссию акций с тем, чтобы контрольный пакет акций предприятия перешел в собственность соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 11. Внесение изменений и дополнений в Федеральные законы:
В целях реализации настоящего Федерального закона внести изменения и дополнения в Федеральные законы:
"О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Законов РФ от 22.05.92 N 2813-1, от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N 4178-1, от 25.02.93 N 4554-1, от 06.03.93 N 4618-1, Федеральных законов от 11.11.94 N 37-ФЗ, от 06.12.94 N 57-ФЗ, от 25.04.95 N 63-ФЗ, от 23.06.95 N 94-ФЗ, от 07.08.95 N 128-ФЗ, от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 30.11.95 N 188-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 01.04.96 N 25-ФЗ, от 22.05.96 N 45-ФЗ, от 17.03.97 N 54-ФЗ, от 28.04.97 N 73-ФЗ, от 31.07.98 N 147-ФЗ, от 06.01.99 N 10-ФЗ).
Пункт 1 статьи 4 дополнить и изложить в следующей редакции:
2. Для судостроительных и судоремонтных предприятий облагаемым оборотом является стоимость реализованной судостроительной и судоремонтной продукции (работ, услуг). Авансовые платежи в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот не включаются - до момента сдачи строящихся и ремонтируемых кораблей и судов заказчикам.
Статью 5 "Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога" дополнить пунктом
2) объемы строительства и ремонта кораблей и судов для государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета.
Пункт 3 статьи 7 "Порядок исчисления налога" дополнить новым абзацем в следующей редакции:
Возмещение сумм налога, уплаченных судостроительными и судоремонтными предприятиями в период строительства (ремонта) экспортных кораблей и судов поставщикам комплектующего оборудования и материалов, осуществляется ежеквартально за счет вычитания в полном объеме из сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих взносу в бюджет, или за счет общих платежей налогов предприятия за соответствующий отчетный период.
Пункт 5 статьи 8 дополнить новым абзацем (после второго абзаца):
Предприятиям судостроительной промышленности в установленном порядке предоставляется отсрочка по уплате налога за импортируемое комплектующее оборудование на период погашения целевых кредитов на постройку судна.
"О таможенных тарифах" (в ред. Федеральных законов от 07.08.95 N 128-ФЗ, от 25.11.95 N 185-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 05.02.97 N 25-ФЗ):
Статью 35 "Освобождение от пошлины" дополнить новыми пунктами в следующей редакции:
От пошлины освобождаются:
о) иностранные корабли и суда, приходящие в ремонт на российские предприятия,
п) импортируемые оборудование и материалы, не изготавливаемые отечественной промышленностью, необходимые российским судостроительным (судоремонтным) предприятиям для постройки конкурентоспособных кораблей и судов, соответствующих требованиям международной сертификации, с ограничением объемов закупки суммами, составляющими не более 50 процентов от стоимости оборудования и материалов, идущих на строительство или модернизацию судна.
"О налоге на имущество предприятий" (в редакции Законов РФ от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N 4178-1, от 06.03.93 N 4618-1, от 03.06.93 N 5093-1; Федеральных законов от 11.11.94 N 37-ФЗ, от 25.04.95 N 62-ФЗ, от 23.06.95 N 94-ФЗ, от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 08.01.98 N 1-ФЗ);
Статью 5 "Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость: "дополнить новым пунктом:
к) объемов незавершенного производства кораблей и судов в период их постройки (ремонта) на судостроительных (судоремонтных) предприятиях.
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N 4178-1, от 27.08.93 N 5672-1, Федеральных законов от 27.10.94 N 29-ФЗ, от 11.11.94 N 37-ФЗ, от 03.12.94 N 54-ФЗ, от 25.04.95 N 64-ФЗ, от 23.06.95 N 94-ФЗ, от 26.06.95 N 95-ФЗ, от 30.11.95 N 188-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 31.12.95 N 227-ФЗ, от 14.12.96 N 151-ФЗ, от 10.01.97 N 13-ФЗ, от 28.06.97 N 92-ФЗ, от 31.07.98 N 141-ФЗ, от 31.07.98 N 143-ФЗ, от 31.07.98 N 147-ФЗ, от 06.01.99 N 10-ФЗ):
Пункт 6 статьи 6 дополнить новыми абзацами в следующей редакции:
Не облагаются налогом на прибыль доходы судовладельцев от эксплуатации новых транспортных и промысловых судов российской постройки, используемые на погашение кредитов, полученных целевым назначением на строительство этих судов при государственных гарантиях инвесторам.
Не облагаются налогом на прибыль доходы судостроительных предприятий, используемые на погашение кредитов, полученных целевым назначением на реализацию инвестиционных проектов реструктуризации и конверсии производства при государственных гарантиях инвесторам.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 13. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.