Проект федерального закона
"Об особых экономических зонах Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственное регулирование деятельности в особых
экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной
магистрали
Глава III. Режим деятельности в особых экономических зонах
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Глава IV. Социально-трудовые отношения в особых экономических
зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
и порядок въезда в особые экономические зоны
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали,
выезда из особых экономических зон Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали и пребывания
в особых экономических зонах Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические основы создания и функционирования особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали исходя из ее особого социально-экономического и стратегического значения для Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали - совокупность особых экономических зон, созданных на территориях, прилегающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В настоящем Федеральном законе под особой экономической зоной понимается территория, на которой расположен объект (объекты) участника особой экономической зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в отношении регулирования хозяйственной деятельности которого применяются льготные режимы.
Статья 2. Цели создания особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Целями создания особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали являются сохранение и развитие производительных сил, освоение природных ресурсов, развитие транспортной и других инфраструктур, социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и Российской Федерации, привлечение в особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали российских и иностранных инвестиций.
Статья 3. Правовые основы создания и функционирования особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали создаются и функционируют в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в соответствии с договорами о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Развитие особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляется в соответствии с федеральной программой развития особых и свободных экономических зон Российской Федерации.
Инициатива создания особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых расположена Байкало-Амурская железнодорожная магистраль.
Определение участков территории Российской Федерации, на которых создаются особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, осуществляется на основе принятых в установленном порядке федеральной и региональных программ социально-экономического развития территорий, прилегающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Решение о создании особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти, являющегося государственным заказчиком работ, предусмотренных федеральной и региональными программами социально-экономического развития территорий, прилегающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Глава II. Государственное регулирование деятельности в особых
экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Статья 4. Наблюдательный совет особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Координация и контроль деятельности в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляются наблюдательным советом особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, назначенные Правительством Российской Федерации, и представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Положение о наблюдательном совете особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Статья 5. Администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Оперативное управление деятельностью в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляется администрацией особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, которая создается Правительством Российской Федерации и имеет правовой статус государственного учреждения.
Администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали обеспечивает реализацию федеральной и региональных программ социально-экономического развития территорий, прилегающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и исполняет функции, предусмотренные положением об администрации особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали исполняет свои функции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет в Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчет о результатах функционирования особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали за истекший период.
Статья 6. Научный экспертный совет развития особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
В целях научного обеспечения комплексного развития особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, использования новейших технологий, соблюдения природоохранных мер, в частности в отношении озера Байкал, привлечения российских и иностранных инвестиций, организации производства экспортных и импортозамещающих товаров (работ, услуг) при наблюдательном совете особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали создается научный экспертный совет развития особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (далее - экспертный совет).
Экспертный совет осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного наблюдательным советом особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Статья 7. Участники особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и порядок их регистрации
Участники особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали - юридические лица и индивидуальные предприниматели, не менее 75 процентов основных фондов которых расположено в данных зонах, имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с момента получения регистрационных свидетельств.
Выдача регистрационных свидетельств, приостановление их действия, их отзыв и аннулирование, а также взимание регистрационного сбора осуществляется администрацией особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляет контроль за соблюдением участниками особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В случае нарушения участниками особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали указанных нормативных правовых актов администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали вправе приостановить действие соответствующего регистрационного свидетельства, отозвать или аннулировать его.
В случае приостановления действия регистрационного свидетельства, отзыва или аннулирования его регистрационный сбор за его выдачу возврату не подлежит.
Споры, связанные с приостановлением действия регистрационного свидетельства, выдачей, отзывом или аннулированием его, разрешаются в судебном порядке.
Глава III. Режим деятельности в особых экономических зонах
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Статья 8. Финансирование деятельности по созданию и развитию особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Финансирование деятельности по созданию и развитию особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами социально-экономического развития территорий, прилегающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
При этом средства федерального бюджета могут предоставляться участникам особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в виде как прямого финансирования, так и бюджетных ссуд либо отсрочки или рассрочки платежей в федеральный бюджет.
Субъекты Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, и соответствующие муниципальные образования могут участвовать в финансировании деятельности по созданию и развитию особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали за счет средств соответствующих бюджетов.
Финансирование работ, предусмотренных федеральной и региональными программами социально-экономического развития территорий, прилегающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, может осуществляться и за счет других не запрещенных законом источников.
В целях обеспечения финансирования деятельности по созданию и развитию особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали вправе создавать кредитные, страховые и иные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Формы осуществления российских и иностранных инвестиций в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Российские и иностранные инвестиции в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляются в формах, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции в данных зонах, в частности путем:
создания организаций и их филиалов или долевого участия в организациях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицами и гражданами Российской Федерации;
приобретения ценных бумаг и иного имущества российских организаций;
предоставления кредитов, финансовой помощи участникам особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали;
приобретения прав пользования земельными участками;
приобретения прав пользования участками недр.
Администрация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в соответствии с федеральной и региональными программами социально-экономического развития территорий, прилегающих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, рассматривает заявки российских и иностранных инвесторов о реализации инвестиционных проектов и заключает с ними соответствующие договоры.
Статья 10. Правовая защита предпринимательской деятельности и инвестиций
Предпринимательская деятельность и инвестиции в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали находятся под правовой защитой государства, которая обеспечивается Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Иностранным инвесторам - участникам особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали гарантируется право перевода за пределы Российской Федерации полученных ими доходов после уплаты соответствующих налогов.
Статья 11. Правовое регулирование землепользования и освоения природных ресурсов в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Правовое регулирование землепользования и освоения природных ресурсов в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, градостроительным законодательством, природоохранным законодательством, законодательством о недрах, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Отвод земельных участков участникам особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по согласованию с администрацией особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Участники особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, получившие земельные участки в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, имеют право осуществлять в установленном порядке освоение природных ресурсов в пределах данных земельных участков.
Российские и иностранные участники особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали имеют равные права на землепользование и освоение природных ресурсов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, с учетом требований рационального землепользования и охраны окружающей природной среды.
Статья 12. Защита прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территориях, прилегающих к особым экономическим зонам Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Отводы земельных участков на освоение природных ресурсов в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока предоставляются только с согласия органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, отделения ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока имеют право обращаться в соответствующие органы государственной власти с требованиями запретить освоение природных ресурсов в случае экологических нарушений и нанесения вреда биологическим ресурсам на территориях, прилегающих к особым экономическим зонам Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Участники особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, созданных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, на договорной основе обеспечивают профессиональную подготовку лиц, относящихся к этим народам, и предоставляют им рабочие места.
Статья 13. Таможенное регулирование в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
В особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали применяются таможенный режим свободного склада, таможенный режим свободной таможенной зоны или иные таможенные режимы в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Решение о применении таможенного режима при создании особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали принимается в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Особый режим предпринимательской деятельности участников особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Для целей настоящего Федерального закона под особым режимом предпринимательской деятельности участников особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали понимаются такие условия осуществления указанной деятельности, при которых в отношении любых товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для участников особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали устанавливаются регулируемые таможенным законодательством Российской Федерации таможенные режимы, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и указанные в части второй настоящей статьи налоговые льготы.
Участникам особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, осуществляющим вывоз с территорий указанных зон за пределы Российской Федерации товаров собственного производства и соблюдающим требования, установленные настоящим Федеральным законом, предоставляются следующие налоговые льготы:
освобождение от налога на прибыль на пять лет начиная с момента получения регистрационных свидетельств участников особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали;
уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, фактически использованной на расширение или модернизацию собственного производства в пределах особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, по истечении указанного в абзаце втором части второй настоящей статьи срока освобождения от налога на прибыль;
освобождение от налога на добавленную стоимость услуг по транспортировке товаров между особыми экономическими зонами Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а также перевозкам на территории особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, хранению на данных территориях, погрузке, выгрузке и перегрузке на данных территориях товаров с остальной части территории Российской Федерации.
В случае, если по истечении двух лет с момента получения регистрационного свидетельства участника особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или иного указанного в регистрационном свидетельстве срока участник особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали не приступит к исполнению своих обязанностей как участник данных зон либо будет ненадлежащим образом исполнять указанные обязанности, что приведет к приостановлению действия, отзыву или аннулированию регистрационного свидетельства, выданного в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, в отношении такого участника должен быть произведен перерасчет налоговых обязательств в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом дополнительно начисленная сумма налогов подлежит уплате в таком же порядке, как и сумма налогов, доначисленная в результате проверки налоговых органов.
Указанный порядок перерасчета налоговых обязательств и уплаты начисленной суммы налогов применяется в случае, если до истечения пятилетнего срока с момента получения регистрационного свидетельства участника особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали он прекращает свою предпринимательскую деятельность в данных зонах.
При неуплате начисленной суммы налогов она взыскивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, могут устанавливать в пределах их компетенции дополнительные налоговые льготы для участников данных зон.
Статья 15. Регулирование валютных операций в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Регулирование валютных операций в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляется государственными органами, определенными законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), произведенных в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали организациями с иностранными инвестициями, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Порядок отнесения юридических лиц к организациям с иностранными инвестициями устанавливается федеральным законом.
Статья 16. Перевод дивидендов и репатриация капитала
Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территорий особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляются беспрепятственно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Социально-трудовые отношения в особых экономических
зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и порядок
въезда в особые экономические зоны Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали, выезда из особых экономических
зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и пребывания
в особых экономических зонах Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали
Статья 17. Социально-трудовые отношения в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Социально-трудовые отношения в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали регулируются законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Порядок въезда в особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, выезда из особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и пребывания в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Порядок въезда в особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, выезда из особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и пребывания в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства определяется международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Глава V. Заключительные положения
Статья 19. Ликвидация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или особой экономической зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали
Ликвидация особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или особой экономической зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществляется на основании федерального закона, принимаемого в случае:
недостижения целей и невыполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
несоответствия функционирования особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или особой экономической зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали интересам Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или особая экономическая зона Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В соответствии с федеральным законом о ликвидации особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или особой экономической зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ликвидации особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или особой экономической зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с соблюдением международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Для участников особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, осуществляющих предпринимательскую деятельность в данных зонах, сохраняются установленные настоящим Федеральным законом условия предпринимательской деятельности в течение трех лет со дня вступления в силу федерального закона о ликвидации особых экономических зон Байкало-Амурской железнодорожной магистрали или особой экономической зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 14 настоящего Федерального закона вступает в силу одновременно с вступлением в силу соответствующих федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.