Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за 1998 год"
Тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) на 1998 год установлен Федеральным законом от 8 января 1998 года N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в размере 1,5% от средств, идущих на оплату труда.
Федеральный закон N 179-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год" подписан 17 июля 1999 г.
В связи с задержкой утверждения бюджета Фонда занятости на 1998 год доходная и расходная части бюджета Фонда были скорректированы, исходя из фактического фонда оплаты труда в Российской Федерации в 1998 году, представленного Минэкономики России, и с учетом фактического исполнения бюджета Фонда занятости за 1998 год.
Бюджет Фонда занятости за 1998 год исполнен по доходам в сумме 8943,0 млн.рублей и по расходам в сумме 8583,9 млн.рублей.
Доходы
Доходы Фонда занятости сформированы в течение 1998 года из следующих источников:
В соответствии с бюджетом, млн. рублей |
Исполнено, млн.рублей |
%% |
Переходящий остаток средств 333,0 333,0 100,0
Фонда занятости на 1 января
1998 года
Страховые взносы работодателей 7858,0 7858,0 100,0
Мобилизация просроченной 294,8 294,8 100,0
задолженности организаций по
платежам в Фонд занятости
Прочие поступления 457,2 457,2 100,0
Всего доходов 8943,0 8943,09 100,0
Основную часть доходов Фонда занятости составили текущие страховые взносы работодателей в сумме 7858,0 млн.рублей или 87,9% всех поступлений (98,4% к аналогичному показателю по исполнению бюджета Фонда занятости за 1997 год). Кроме того, в 1998 году была погашена задолженность по страховым взносам предыдущих лет (мобилизация просроченной задолженности организаций) в сумме 294,8 млн.рублей.
Из-за осложнения экономической ситуации в стране в прошедшем году значительная часть работодателей не обеспечила в полном объеме уплату обязательных страховых взносов в Фонд занятости. Уровень сбора страховых взносов составил лишь 83,2% (в 1997 г. - 85,0%). Сумма просроченной задолженности предприятий и организаций по уплате страховых взносов в Фонд занятости за 1998 год возросла с 9,4 до 13,4 млрд.рублей (с учетом пени и штрафов).
Наибольшую задолженность по платежам в Фонд занятости по состоянию на конец 1998 года имели ПО "Севмашпредприятие" - 88,7 млн.рублей (Архангельская обл.), АО "Воркутауголь" - 59,3 млн.рублей, АО "Интауголь" - 45,3 млн.рублей (Республика Коми), ОАО "Автодизель" - 39,1 млн.рублей (Ярославская обл.), АО "Автоваз" - 221,9 млн.рублей (Самарская обл.), ОАО "Мечел" - 53,4 млн.рублей (Челябинская обл.), АООТ КМК - 62,1 млн.рублей (Кемеровская обл.), Нижневартовскнефтегаз - 80,8 млн.рублей, Кондпетролеум - 86,9 млн.рублей (Ханты-Мансийский АО), ОАО "Норильский комбинат" - 84,6 млн.рублей (Красноярский край) и др.
За последнее время в структуре страховых взносов снижается доля денежных поступлений и возрастают платежи в виде натуральной продукции, оплаты коммунальных услуг и т.д.
Доходы по статье "Прочие поступления" составили 457,2 млн.рублей. В основном эти доходы получены в счет оплаты за пользование возвратными ссудами, выданными из Фонда занятости работодателям на создание и сохранение рабочих мест.
Расходы
Расходы Фонда занятости в 1998 году осуществлялись по следующим направлениям:
В соот- ветствии с бюд- жетом, млн. рублей |
Испол- нено, млн. рублей |
Процент испол- нения |
Структу- ра рас- ходов, %% |
Специальные программы 725,7 725,7 100,0 8,4
занятости, всего
в том числе:
организация рабочих мест 396,2 396,2 100,0 4,6
организация занятости 25,5 25,5 100,0 0,3
длительно безработных
организация занятости 34,9 34,9 100,0 0,4
молодежи
организация поддержки 27,2 27,2 100,0 0,3
предпринимательства
организация общественных 90,6 90,6 100,0 1,1
работ
временная занятость 113,4 113,4 100,0 1,3
подростков
трудовая реабилитация 37,9 37,9 100,0 0,4
инвалидов
Программы обучения лиц, 612,8 612,8 100,0 7,1
признанных безработными,
всего
в том числе:
профессиональное 566,2 566,2 100,0 6,6
обучение
профессиональная 46,6 46,6 100,0 0,5
ориентация
Программы материальной 5376,7 5376,7 100,0 62,6
поддержки лиц, признанных
безработными, всего
в том числе:
пособия по безработице 3127,9 3127,9 100,0 36,4
задолженность по выплате 1802,1 1802,1 100,0 21,0
пособий по безработице за
1996-1997 годы
оплата периода временной 42,2 42,2 100,0 0,5
нетрудоспособности
материальная помощь 31,8 31,8 100,0 0,4
безработным
возмещение затрат Пенси- 279,6 279,6 100,0 3,2
онному фонду Российской
Федерации, включая задол-
женность за 1996-1997 годы
на выплату досрочных
пенсий
банковские и почтовые 93,1 93,1 100,0 1,1
услуги по доставке и
пересылке средств на
материальную поддержку
безработных
Программы информационного 214,4 214,4 100,0 2,5
обеспечения государственной
политики занятости, всего
из них:
развитие автоматизирован- 113,4 113,4 100,0 1,3
ной информационной
системы "Занятость"
эксплуатационные расходы 36,4 36,4 100,0 0,4
информационная поддерж- 64,6 64,6 100,0 0,8
ка программ занятости
Фонд оплаты труда 747,4 747,4 100,0 8,7
работников территориальных
органов Министерства труда и
социального развития
Российской Федерации по
вопросам занятости населения
(далее - территориальные
органы службы занятости)
Начисления на заработную 295,1 295,1 100,0 3,4
плату
Социальные гарантии высво- 12,9 12,9 100,0 0,2
божденных работников терри-
ториальных органов службы
занятости
Коммунальные услуги 272,1 272,1 100,0 3,2
Командировочные расходы 7,3 7,3 100,0 0,1
Приобретение оборудования и 46,1 46,1 100,0 0,5
инвентаря
Капитальные вложения 50,3 50,3 100,0 0,6
(незавершенное строительство)
Капитальные ремонт 123,0 123,0 100,0 1,4
Прочие расходы 100,1 100,1 100,0 1,2
Возмещение затрат за исполь- - - - -
зование займа Международ-
ного банка реконструкции и
развития
Всего расходов 8583,9 8583,9 100,0 100,0
Переходящий остаток средств 359,1
Фонда занятости на 1 января
1999 года
Расходы на реализацию активной политики занятости
Доля расходов на программы активной политики занятости (организация рабочих мест и общественных работ, организация занятости длительно безработных, молодежи и временная занятость подростков, поддержка предпринимательства, трудовая реабилитация инвалидов, профессиональное обучение, профессиональная ориентация) в общей сумме расходов в 1998 году составила 15,5%.
На реализацию специальных программ занятости израсходовано 725,7 млн.рублей или 8,4% от общих расходов Фонда занятости за 1998 год.
В отчетном году за счет средств Фонда занятости было сохранено 55,3 тыс. рабочих мест и создано 16,9 тыс. рабочих мест. Расходы на эти цели составили 396,2 млн.рублей или 4,6% от всех расходов (в 1997 г. - 4,1%).
Произошло дальнейшее сокращение затрат по оказанию финансовой помощи работодателям на сохранение и создание рабочих мест в дотационных территориях, имеющих большую задолженность по выплате пособий по безработице.
В значительной части регионов реализация программ создания и сохранения рабочих мест проводилась путем реструктуризации задолженности организаций-должников по страховым взносам в Фонд занятости.
Расходы по статье "Общественные работы" составили в 1998 году 90,6 млн.рублей (1,1% общей суммы расходов Фонда занятости) или 63,6% к расходам на эти цели в 1997 году. В общественных работах в 1998 г. приняли участие 356 тыс. безработных граждан.
На временные работы было трудоустроено 1051 тыс. безработных и 763 тыс. несовершеннолетних граждан (14-17 лет). На эти цели израсходовано 113,5 млн.рублей или 1,3% (в 1997 г. - 1,4%).
В структуре расходов в 1998 году доля средств, направленных на финансирование программ обучения лиц, признанных безработными, составила 7,1%, или 85,5% от сумм, израсходованных на эти цели в 1997 году. В течение 1998 года за счет этих средств проведена профессиональная ориентация 3,7 млн. человек, организовано профессиональное обучение 305,1 тыс. безработных граждан.
Расходы на материальную поддержку лиц, признанных безработными
В 1998 году наибольшую долю расходов Фонда занятости составили затраты на материальную поддержку лиц, признанных безработными (62,6%).
При этом в регионах с дефицитным бюджетом Фонда занятости доля расходов на материальную поддержку безработных превысила 70% (Архангельская, Астраханская, Вологодская, Владимирская, Кировская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Брянская, Иркутская, Костромская, Курская, Пермская, Тульская, Мурманская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Читинская, Ярославская области, Краснодарский край, республики Дагестан, Карелия, Калмыкия, Мордовия и др.).
В 1998 году право на получение пособия по безработице имели 2,8 млн.человек (в совокупном исчислении за год). Однако из-за сложившегося дефицита средств в 72 субъектах Российской Федерации часть безработных получали пособия по безработице не в полном объеме.
По оценке Минтруда России, в 1998 году расходы на выплату пособий по безработице составили 73,2% от имеющейся потребности, на материальную помощь безработным - 53,0%, возмещение затрат Пенсионному фонду Российской Федерации, связанных с выплатой досрочных пенсий, - 64,3%. Задолженность по выплате пособий по безработице за 1996-1997 годы погашена на 1802,1 млн.рублей при сохранении общей задолженности на 31 декабря 1998 г. в сумме 3,7 млрд.рублей (на 01.01.98 - 2,8 млрд.рублей).
Наибольшую задолженность по выплатам пособий по безработице имели:
Уровень регистри- руемой безработицы (%%) на 01.01.98 - 31.12.98 |
Задолженность по выплате пособий по безработице млн.руб. на 31.12.98 |
Ивановская область 6,4 - 4,7 130,7
Архангельская область 8,0 - 6,4 163,1
Владимирская область 5,5 - 5,1 120,3
Кировская область 6,3 - 5,3 65,2
Ленинградская область 4,7 - 4,7 101,2
Удмуртская Республика 5,8 - 6,3 111,7
Республика Карелия 5,9 - 5,6 56,2
Пензенская область 5,2 - 3,5 85,6
Московская область 2,8 - 2,7 144,3
Псковская область 5,6 - 4,9 56,4
Мурманская область 5,3 - 7,0 99,3
Читинская область 5,8 - 3,5 52,8
Тамбовская область 4,5 - 4,0 71,7
Ярославская область 2,6 - 2,6 38,6
Красноярский край 3,8 - 4,4 197,0
Приморский край 3,7 - 3,3 139,7
Хабаровский край 5,1 - 3,6 93,7
Республика Коми 5,0 - 6,2 22,3
Республика Дагестан 8,1 - 6,6 45,0
Чувашская Республика 6,8 - 3,7 36,9
Основными причинами роста задолженности по выплатам пособий безработным гражданам являются:
рост задолженности организаций по страховым взносам в Фонд занятости;
неэффективность действующего законодательства о занятости населения в части предоставления отдельным категориям безработных граждан явно завышенных социальных льгот;
недостаточность средств федеральной части Фонда занятости для оказания финансовой помощи территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
Другие направления расходования средств Фонда занятости
Доля средств, направленных на капитальные вложения (незавершенное строительство) составила в структуре расходов Фонда занятости 0,6% (в 1997 г. - 1,3%).
Расходы на денежное содержание работников территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения были произведены в пределах сумм, предусмотренных при первоначальном формировании проекта бюджета. Доля этих расходов с учетом начислений на заработную плату составила 12,1% (в 1997 году - 9,6%).
Удорожание коммунальных услуг и услуг гостиничного комплекса привели к увеличению доли расходов по статье "Коммунальные услуги" (3,2%, в 1997 г. - 2,4%).
Расходы по статье "Возмещение затрат за использование займа Международного банка реконструкции и развития" не производились в связи с тем, что в 1998 г. не был отрегулирован механизм перечисления средств в МБРР.
Формирование и расходование средств федеральной части Фонда занятости
Норматив отчислений денежных средств в федеральную часть Фонда занятости, установленный статьей 4 Федерального закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1997 год" в размере 20% от обязательных страховых взносов работодателей, в соответствии со статьей 9 этого Закона действовал и в 1998 году.
В непосредственном распоряжении регионов находилось 80% страховых взносов, а также переходящие остатки и все прочие поступления.
По проекту бюджета Фонда занятости на 1998 год средства федеральной части Фонда занятости должны были составить 1571,6 млн.рублей. За 1998 год в федеральную часть Фонда фактически поступило 916,8 млн.рублей или 11,7% от обязательных страховых отчислений работодателей.
Сумма задолженности регионов-доноров в федеральную часть Фонда занятости составила 654,8 млн.рублей. Основными должниками являются республики Башкортостан, Татарстан, Якутия (Саха), Вологодская, Тверская, Рязанская, Смоленская, Белгородская, Саратовская, Свердловская, Кемеровская, Новосибирская области, Краснодарский, Красноярский и Алтайский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и ряд других территорий.
Основная сумма поступивших средств в федеральную часть Фонда занятости (851,9 млн.рублей или 92,9% от поступивших средств) была направлена на предоставление дотаций территориям с критической ситуацией на рынке труда, и в первую очередь для погашения задолженности по выплате пособий по безработице, в том числе Удмуртской Республике - 30,1 млн.рублей, Владимирской области - 23,4, Республике Дагестан - 22,1, Тамбовской области - 17,7, Пензенской - 17,6, Республике Марий Эл - 15,8, Республике Мордовия - 12,2, Республике Калмыкия - 3,8, Кабардино-Балкарской Республике - 9,3, Ивановской области - 15,2, Костромской области - 11,6 млн.рублей и т.д.
В республиках Марий Эл, Мордовия, Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Удмуртия, Владимирской, Ивановской, Костромской, Пензенской, Тамбовской областях, Агинском Бурятском, Коми-Пермяцком, Ненецком, Эвенкийском автономных округах, имеющих высокий уровень безработицы, доходы фондов занятости были сформированы свыше 30% за счет дотаций, получаемых из федеральной части Фонда занятости.
По результатам рассмотрения исполнения бюджета Фонда занятости за 1998 год на заседании Правительства Российской Федерации 3 июня т.г. Минтруду России совместно с МНС России, Минфином России и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер, направленных на повышение собираемости страховых взносов, формирование в полном объеме федеральной части Фонда занятости и рациональное использование средств, принять дополнительные меры по погашению задолженности по выплате пособий по безработице.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.