Письмо Президента РФ от 23 июня 1999 г. N Пр-802
Досье на проект федерального закона
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 2 июня 1999 г., одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Полагаю, что принятие специального федерального закона по вопросу образования лиц с ограниченными возможностями здоровья нецелесообразно, поскольку значительная часть содержащихся в нем норм уже закреплена соответствующими положениями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "Об образовании". Кроме того, ряд положений Федерального закона противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
По отдельным положениям Федерального закона следует отметить следующее.
1. Статьей 2 Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства неправомерно лишаются права на получение специального образования и права на участие в общеобразовательном процессе, что противоречит части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации, а также части 1 статьи 37, части 1 статьи 39, части 1 статьи 41 и части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, установившим, что осуществление рассматриваемого права не связано с принадлежностью к гражданству. Кроме того, указанная статья Федерального закона противоречит его преамбуле, в которой устанавливается цель создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования без каких-либо ограничений.
2. Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона устанавливается порядок разработки федеральных программ, что не может быть предметом регулирования Федерального закона. В указанном положении не учтена статья 2 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", согласно которой определение указанного порядка возложено на Правительство Российской Федерации. (Необходимость разработки федеральных программ на конкурсной основе предусмотрена статьей 1 Закона Российской Федерации "Об образовании".)
3. Федеральным законом (статьи 7 и 23) не установлен статус психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических и реабилитационных центров. Необходимо уточнить: перечисленные организации создаются для осуществления управленческих (государственно-властных) функций либо эти учреждения действуют в рамках своих уставов и не обладают властными полномочиями. Указание на наличие положений, определяющих отдельные функции названных учреждений, а также частично порядок их создания, не уточняет их статус, а наоборот, противоречит либо Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации", либо гражданскому законодательству Российской Федерации.
Кроме того, определение в Федеральном законе в качестве структурного подразделения федерального органа исполнительной власти логопедического кабинета (статья 16 Федерального закона), противоречит принципу разделения властей, закрепленному статьями 10, 11 и 110 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно которому исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
4. Статьей 9 Федерального закона гарантируется право соответствующей категории лиц на государственное обеспечение в муниципальных образовательных учреждениях, что противоречит статьям 12, 130 и 132 Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно только с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
5. Абзац третий пункта 1 статьи 14 Федерального закона применительно к вопросу финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации противоречит статьям 73 и 76 Конституции Российской Федерации, установившим полноту государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
6. Подпункт 7 пункта 2 статьи 23 Федерального закона применительно к вопросу формирования банка данных и предоставления собранной информации соответствующим органам управления образованием противоречит статье 24 Конституции Российской Федерации, статье 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также статье 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которым сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
7. Пунктом 3 статьи 24 Федерального закона устанавливается ответственность соответствующих должностных лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах. Однако законодательством Российской Федерации не предусмотрены санкции за неисполнение установленной Федеральным законом ответственности. В связи с этим указанное положение носит декларативный характер.
8. Статьей 25 Федерального закона, в которой указаны органы управления в области образования, не учитываются требования статей 10, 11, 110, 112 и 114 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которыми исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации через федеральные органы исполнительной власти, проводя единую государственную политику в области образования и здравоохранения.
Создание межведомственных комиссий не является предметом регулирования Федерального закона. В соответствии со статьями 10, 11, 110 и 112 Конституции Российской Федерации и статьями 1 и 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации учреждает организации, образовывает координационные и совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.
Также следует учесть, что органы государственной власти в Российской Федерации обязаны официально опубликовывать свои решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не просто информировать о них.
9. Статьей 28 Федерального закона на органы местного самоуправления возлагаются контрольные функции в области специального образования. Однако данным положением не учитывается требование статьи 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения и наделение их отдельными государственными полномочиями возможно только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
10. Статья 36 Федерального закона не согласуется со статьей 15 Конституции Российской Федерации, установившей приоритет Конституции Российской Федерации над федеральными законами. В связи с этим недопустимо в Федеральном законе устанавливать его большую юридическую силу по сравнению с иными федеральными законами.
11. Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона предусмотрена возможность соглашения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. Однако данное положение не согласуется с требованиями статьи 5 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой сторонами указанных соглашений могут быть только соответствующие органы государственной власти.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 23 июня 1999 г. N Пр-802
Текст письма официально опубликован не был