Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций"
Важным направлением развития российской экономики является привлечение иностранных инвестиций, что требует наряду с развитием внутреннего законодательства обеспечения международно-правовых гарантий на основе соответствующих соглашений.
6 июля 1998 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций.
По содержанию указанное Соглашение во многом совпадает с аналогичными соглашениями, подписанными в 1992-1998 г.г. с Италией, Грецией, Данией, Словакией, Чехией, Узбекистаном и др. Основными его положениями являются: допуск капиталовложений инвесторов государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с законодательством этого государства; предоставление каждой из Сторон инвесторам государства другой Стороны режима, создающего равные условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств; обязательство Сторон не принимать меры по принудительному изъятию иностранных капиталовложений в форме национализации, экспроприации или иные меры, имеющие аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах; обеспечение гарантии беспрепятственного перевода сумм, причитающихся иностранным инвесторам в результате их деятельности, таких как доходы, суммы, выплачиваемые в погашение займов, относящихся к капиталовложению, платежи в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей объекта, созданного в результате капиталовложения, а также сумм компенсации в случае принудительного изъятия осуществленных капиталовложений; возможность рассмотрения в международном арбитраже инвестиционных споров между одной Стороной и инвестором государства другой Стороны, а также споров между самими Сторонами относительно толкования и применения Соглашения.
Вступление в силу Соглашения не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета. Вместе с тем, в случае экспроприации (национализации) капиталовложений казахских инвесторов Правительство Российской Федерации должно будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда судом или арбитражем, в том числе международным арбитражем, будет установлено, что Российская Сторона не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед Правительством Республики Казахстан или казахскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Такие же обязательства со всеми возможными последствиями берет на себя и Правительство Республики Казахстан.
Учитывая, что Соглашение содержит положения иные, чем предусмотренные российским законодательством, оно подлежит ратификации в соответствии с п.1а Статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-Ф3.
Основными моментами, по которым указанное Соглашение подлежит ратификации, являются следующие:
- экспроприация - в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. N 1545-1 механизм компенсации в случае экспроприации не прописан;
- рассмотрение в международном арбитраже инвестиционных споров между одной Стороной и инвестором другой Стороны - в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. N 1545-1 механизм рассмотрения такого рода споров в международном арбитраже не предусмотрен;
- суброгация (переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба) - российское законодательство не предусматривает возможность страхования капиталовложений от политических (некоммерческих) рисков, поэтому суброгация в данном случае регулируется на основе соответствующей статьи Соглашения, которое по этому признаку подлежит ратификации.
Соглашение заключено на основе типового проекта, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 395.
Российско-казахское межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций обеспечит защиту интересов российских и казахских инвесторов на международном уровне, а также будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества между Россией и Казахстаном.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.