Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при ведении протокола
помощником судьи Михейкиной М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Минюста России по Ленинградской области о ликвидации Региональной общественной организации "Региональная спортивная федерация гребли на байдарках и каноэ Ленинградской области",
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация "Региональная спортивная федерация гребли на байдарках и каноэ Ленинградской области" (далее - Региональная общественная организация) создана на общем собрании учредителей ФИО7, ФИО6, ФИО4 (протокол от 10.10.2010 N1).
Устав Региональной общественной организации утвержден решением общего собрания учредителей 10.10.2010 и является действующим.
Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области издано распоряжение о государственной регистрации Региональной общественной организации от 12.11.2010 N 3406.
В Единый государственный реестр юридических лиц 24.11.2010 внесена запись, содержащая основной государственный регистрационный N.
Управление Минюста России по Ленинградской области обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной общественной организации, ссылаясь на то, что в 2016, 2018, 2019 годах по результатам плановой документарной проверки Региональной общественной организации выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и положений Устава Региональной общественной организации.
В адрес Региональной общественной организации неоднократно направлялись предупреждения с установлением срока для устранения выявленных нарушений.
Однако в установленный срок нарушения законодательства не устранены, предупреждения вернулись в Управление Минюста России по Ленинградской области без исполнения.
Присутствующая в судебном заседании представитель административного истца Трапезникова О.А. настаивала на удовлетворении административного искового заявления, отмечая, что допущенные нарушения носят грубый и неустранимый характер.
Представители административного ответчика Региональной общественной организации Лизунов В.Н. и Константинов А.В. возражали против требований административного иска, считая его доводы необоснованными. Отчеты установленной формы направляли ежегодно в электронной форме.
Выслушав объяснения представителей административного истца, Региональной общественной организации, исследовав материалы дела, Ленинградский областной суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Обязанности общественного объединения закреплены в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).
В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
На основании распоряжения Управления Минюста России по Ленинградской области от 27.11.2018 N943-р Управлением в 2019 году проведена плановая документарная проверка Региональной общественной организации на предмет соответствия ее деятельности в том числе уставным целям и законодательству Российской Федерации.
По итогам проверки Управлением Минюста России по Ленинградской области 5.02.2019 г. составлен акт проверки N 2/1, в котором отражены выявленные нарушения Региональной общественной организации норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава.
Управление Минюста России по Ленинградской области вынесло в адрес Региональной общественной организации предупреждение от 05.02.2019 N об указанных нарушениях, в котором установило разумный срок их устранения до 1.04.2019 г. Копия данного предупреждения направлена заказным письмом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Письмо с предупреждением вернулось в Управление Минюста России по Ленинградской области без исполнения с отметкой отделения почтовой связи "истек срок хранения".
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, включая адрес электронной почты. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).
В установленный срок Региональная общественная организация не устранила допущенные нарушения. Предупреждения о нарушениях в судебном порядке не обжаловала.
Из представленных с административным иском документов следует, что Региональная общественная организация не соблюдает нормы, предусмотренные федеральными законами и Уставом Региональной общественной организации.
В ЕГРЮЛ и Уставе указан адрес Региональной общественной организации - "адрес".
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п.2).
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п.3).
В силу ч. 2 ст. 29 Закона N 82-ФЗ общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (среди прочего - сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Между тем, Региональная общественная организация по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Связь с Региональной общественной организации по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Вся корреспонденция, направляемая по месту её нахождения, возвращается обратно в Управление. В нарушение п. 2 ст. 29 Закона N 82-ФЗ информация о смене места нахождения Региональной общественной организации в Управление не поступала.
При этом Региональной общественной организацией в Управление Минюста России по Ленинградской области представлены сообщения о продолжении деятельности за 2013 год и 2015 год, где указан ее другой адрес - "адрес"
Региональная общественная организация фактически изменила место нахождения постоянно действующего руководящего органа, не проинформировав об этом орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, что является грубым нарушением порядка осуществления деятельности организации, установленного абзацами 4, 8 ч. 1 ст. 29 Закона N 82-ФЗ.
Согласно ч.4 ст. 14 Закона N 82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Осуществление Региональной общественной организацией, зарегистрированной на территории Ленинградской области, деятельности на территории Санкт-Петербурга является нарушением ч. 4 ст. 14, ч. 2 ст. 29 Закона N 82-ФЗ.
Управлением Минюста России по Ленинградской области в адрес Региональной общественной организации выносились предупреждения о выявленных нарушениях от 20.04.2016 N, от 27.06.2016 N, от 14.08.2018 N, от 14.08.2018 N, от 05.02.2019 N, от 27.05.2019 N.
Региональной общественной организации надлежало принять меры и устранить выявленные при проведении проверки нарушения законодательства.
Однако указанные в предупреждениях нарушения закона не устранены, ответы на них в адрес Управления Минюста России по Ленинградской области не направлены.
Распоряжением Комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области от 20.01.2015 N-р Региональная общественная организация была аккредитована по виду спорта "гребля на байдарках и каноэ". В дальнейшем, распоряжением Комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области от 12.10.2017 N-р действие государственной аккредитации Региональной общественной организации прекращено в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия государственной аккредитации. По информации Комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области от 05.07.2018 года на территории Ленинградской области отсутствовала аккредитованная спортивная федерация гребли на байдарках и каноэ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.1).
По одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию (ч. 5).
Документ о государственной аккредитации, подтверждающий наличие статуса региональной спортивной федерации, выдается региональной общественной организации или структурному подразделению (региональному отделению) общероссийской спортивной федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Форма указанного документа утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Статус региональной спортивной федерации считается приобретенным со дня государственной аккредитации региональной общественной организации или структурного подразделения (регионального отделения) общероссийской спортивной федерации в качестве региональной спортивной федерации (ч. 7).
Таким образом, в нарушение Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Региональная общественная организация действует в качестве региональной спортивной федерации на территории Ленинградской области без соответствующей аккредитации.
В связи с неисполнением предупреждения от 14.08.2018 N постановлением мирового судьи судебного участка N 59 Ленинградской области Региональная общественная организация привлечена к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона N 82-ФЗ учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть иностранные граждане, только законно находящиеся в Российской Федерации, исключения в отношении которых устанавливаются, в том числе федеральными законами.
Между тем, пункт 3.1 главы 3 Устава Региональной общественной организации не соответствует частям 1, 2 ст. 19 Закона N 82-ФЗ, как предусматривающий возможность быть её членами любым иностранным гражданам.
Согласно ст. 8 Закона N 82-ФЗ высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2. раздела 5 Устава высшим органом управления организации является общее собрание, созываемое не реже одного раза в год.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, собственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Порядок принятия решения собрания установлен ст. 181.2 ГК РФ, согласно п. 3 которой о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме.
В протоколе о результатах очного голосования должны быть, среди прочего, указаны: сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол (ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ).
Однако пункт 6.2.11 Устава Региональной общественной организации, регламентирующий оформление протокола решения общего собрания, не содержит требований об обязательном указании в нем таких сведений, что противоречит ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 65.3 ГК РФ наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.
В соответствии с п. 6.3 Устава Совет Региональной общественной организации избирается общим собранием сроком на 4 года. Совет представляет для рассмотрения общего собрания ежегодный отчет о деятельности организации о своей деятельности. В состав ежегодного отчета входит также годовая бухгалтерская отчетность организации.
В соответствии с п. 6.5. Устава контроль-ревизионный орган избирается общим собранием сроком на 4 года и отчитывается перед членами организации на каждом очередном общем собрании.
В нарушение положений 6.3, 6.5 Устава Региональной общественной организацией в представленных протоколах очередного общего собрания за 2016-2018 года отсутствуют отчеты Совета и контрольно-ревизионного органа, что указывает на нарушение ею положений Устава.
В соответствии с подп. "б" п. 6.1 Устава руководящие и контрольно-ревизионные органы Региональной общественной организации состоят из Совета, возглавляемого президентом Федерации (а в его отсутствие - вице-президентом), председательствующим на его заседаниях. Совет - постоянно действующий выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.
Данный пункт Устава противоречит ст. 65.3 ГК РФ, запрещающей лицам, осуществляющим полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, являться председателями коллегиальных органов, возглавляя их.
Таким образом, Устав Региональной общественной организации не приведен в соответствие с положениями норм закона.
Статьей 29 Закона N 82-ФЗ установлено, что общественное объединение обязано:
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4);
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац 8).
02.04.2019 года Региональной общественной организацией на информационном портале Минюста России размещено сообщение о продолжении деятельности, предусмотренное для некоммерческих организаций.
Вместе с тем административный ответчик не исполнял предписания абзацев 4 и восьмого ч. 1 ст. 29 Закона N 82-ФЗ, обязывающие представлять в Управление отчет о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также информации об объеме денежных средств и иного имущества по форме ОН0003.
В соответствии с ч.1 ст. 26 Закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 44 данного Федерального закона.
Согласно абзацам 3 и 4 ч. 1 ст. 44 Закона N 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Оценивая допущенные Региональной общественной организацией нарушения закона, заключающиеся в непредставлении в течение длительного времени предусмотренной законом информации о своей деятельности и установленной законом отчетности, осуществлении деятельности при отсутствии аккредитации и на основании устава, отдельные положения которого противоречат закону, суд приходит к выводу, что указанные нарушения являются грубыми и неоднократными.
Суд принимает во внимание, что с момента извещения о поступлении в суд административного искового заявления о ликвидации и до рассмотрения административного дела судом административный ответчик никаких действий по устранению нарушений закона в своей деятельности не совершил, объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, не привел.
При таком положении административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Региональной общественной организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Минюста России по Ленинградской области удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию "Региональная спортивная федерация гребли на байдарках и каноэ Ленинградской области" (основной государственный регистрационный N) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение суда изготовлено в окончательной форме 01.11.2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.