Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99074271-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и другие законодательные акты Российской Федерации" вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации.
Необходимость принятия указанного законопроекта вызвана тем, что действующий Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее по тексту - действующий Закон) был принят в 1993 году и практика его применения выявила необходимость внесения в него изменений.
Цели законопроекта -
а) совершенствование государственного контроля за:
налично-денежным обращением путем обеспечения более строгого контроля за полнотой и своевременностью оприходования наличной выручки организациями и предприятиями всех форм собственности (в том числе индивидуальными предпринимателями), осуществляющими денежные расчеты с населением при реализации продукции, работ, услуг;
движением товароматериальных ресурсов для их изъятия из нелегального оборота, предотвращения иных незаконных действий, в том числе сознательного занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
б) обеспечение прав потребителей.
В законопроекте учтены:
положения постановления от 12 мая 1998 г. N 14-П и определения от 1 апреля 1999 г. N 29-0 Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенных по результатам рассмотрения отдельных норм действующего Закона, в части установления размеров штрафов;
замечания Президента Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. на федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1997 г.
Законопроект состоит из трех статей.
В статье 1 приводится проект новой редакции Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
В статье 2 изложены изменения и дополнения, которые вносятся в Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", в Федеральный закон "О налоговых органах Российской Федерации", в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
В статье 3 устанавливается порядок вступления закона в силу.
В проекте новой редакции Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрены существенные изменения и дополнения в действующий Закон. Наиболее важными из них являются следующие.
Действие нормы, предусматривающей осуществление наличных денежных расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при проведении ими торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации, распространено на кредитные организации. При этом кредитные организации могут применять также персональные электронно-вычислительные машины, программно-технические комплексы и банкоматы, обеспечивающие учет фискальной информации.
Исключения из сферы действия указанной нормы устанавливает Правительство Российской Федерации (статья 1).
Изменен принцип формирования Государственного реестра контрольно-кассовых машин, в соответствии с которым на территории Российской Федерации будут допускаться к применению только те модели контрольно-кассовых машин, которые внесены в этот реестр. Структура Государственного реестра, порядок его ведения, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение реестра, будут определяться Правительством Российской Федерации (статья 2).
Всем субъектам хозяйственной деятельности, применяющим контрольно-кассовые машины, вменяется в обязанность регистрировать используемые машины в налоговых органах и осуществлять их техническое обслуживание только в специализированных центрах технического обслуживания.
С целью исключения возможности использования контрольно-кассовых машин, не включенных в Государственный реестр или не поставленных на обслуживание в специализированных центрах, а также для упрощения процедуры контроля за соблюдением этих требований, законопроектом предусмотрено обязательное оснащение контрольно-кассовых машин соответствующими средствами визуального контроля. Кроме этого контрольно-кассовые машины должны иметь фискальную память. С 1 января 2001 года применение машин без фискальной памяти не допускается (статьи 3, 4, 5).
В целях усиления контроля за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовых машин законопроектом предусмотрено привлечение к этой работе федеральных органов налоговой полиции и Центрального банка Российской Федерации (статьи 6 и 7).
Вводятся новые меры ответственности за нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин, увеличивается количество нарушений, за которые будут применяться штрафные санкции. В частности, вводятся нормы, предусматривающие ответственность субъектов хозяйственной деятельности, препятствующих осуществлению контроля за правильностью использования кассовой техники, за невыдачу покупателям (клиентам) документов строгой отчетности, приравненных к чекам, а также центров технического обслуживания, допустивших эксплуатацию неисправной кассовой техники.
Учтены постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П и определение от 1 апреля 1999 г. N 29-0 Конституционного Суда Российской Федерации в части установления новых размеров штрафных санкций, соответствующих Кодексу РСФСР об административных правонарушениях (статья 7).
Учитывая ограниченные возможности бюджетного финансирования, законопроектом предусмотрено финансирование деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции по осуществлению контроля за применением контрольно-кассовых машин путем направления на эти цели части сумм штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (статья 7).
Дополнительных бюджетных средств для реализации законопроекта не требуется. Согласно экспертным оценкам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, принятие этого федерального закона позволит увеличить поступления средств в федеральный и местные бюджеты в размере 14 млрд. рублей и 20 млрд. рублей в год соответственно. Финансово-экономическое обоснование прилагается.
Помимо прямого экономического эффекта, принятие данного закона также будет способствовать решению социально-экономических проблем:
повышению уровня защиты прав потребителей путем расширения сфер применения контрольно-кассовых машин и обеспечения обязательной выдачи покупателям (клиентам) кассовых чеков;
смягчению криминогенной ситуации путем использования более совершенных методов контроля и уменьшением в связи с этим неучтенного оборота наличных денежных средств.
Финансово-экономическое обоснование
принятия проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов
с населением" и другие законодательные акты Российской Федерации"
N пп |
Реализация мероприятий | Экспертная оценка поступления налоговых платежей в бюджет (млрд. рублей) |
||
всего | федеральный | местный | ||
1. 2. 3. |
Расширение сфер примене- ния контрольно-кассовых машин Усиление контроля за при- менением контрольно-кас- совых машин Введение средств визуаль- ного контроля |
30,0* 5,0** 0,5*** |
12 1,5 0,4 |
18 3,5 0,1 |
Итого | 35,5 | 13,9 | 21,6 |
* Как показывают проверки, проводимые Госналогслужбой России, ФСНП России и МВД России, 30-40% юридических и физических лиц, осуществляющих денежные расчеты с населением, не применяют контрольно-кассовые машины, в результате чего, по имеющимся оценкам, бюджет страны недополучает налоговых платежей.
Только на оптово-розничных рынках Москвы, по оперативным данным ФСНП и МВД, результатам аналитических обследований, потери бюджета составляют более 3 млрд. рублей: налоговые платежи с декларированных доходов составляют более 1 млрд. рублей в год, в то время как налоги с фактически получаемых доходов, по оценке, должны быть в размере более 4 млрд. рублей. То есть с оптово-розничных рынков Москвы в бюджет поступает лишь 25% положенных налогов.
По экспертным оценкам, с учетом масштабов всей страны, расширение сфер применения контрольно-кассовых машин на оптово-розничных рынках, автозаправочных станциях, автостоянках и парковках автомобилей, такси, казино, ресторанах и т.п., допустив, что потери бюджета г.Москвы составляют не менее 10% общих потерь бюджета в этих сферах, позволит дополнительно получить налоговых платежей в размере более 30 млрд. рублей, из них 40% (12 млрд. рублей) - в федеральный бюджет и 60% (18 млрд. рублей) - в территориальные бюджеты (нормы отчисления согласно инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 в редакции от 18.03.97 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").
** По состоянию на 1 апреля 1998 года в налоговых органах зарегистрировано более 1,5 млн. штук контрольно-кассовых машин. Усиление контроля за их применением со стороны Госналогслужбы России с привлечением для этих целей ФСНП России и МВД России позволит улучшить контроль за выручкой, полученной организациями и физическими лицами, формированием налогооблагаемой базы при осуществлении их хозяйственной деятельности. За счет этого дополнительные поступления в доход бюджетов всех уровней по экспертным оценкам составит около 5 млрд. рублей, из них 30% (1,5 млрд. рублей) - в федеральный бюджет и 70% (3,5 млрд. рублей) - в территориальные бюджеты (нормы отчисления согласно проекту федерального закона).
*** С учетом расширения сфер применения контрольно-кассовых машин и замены устаревших моделей на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью ежегодно в сферы торговли и услуг поступает 200 - 250 тыс. контрольно-кассовых машин. С целью исключения проникновения на внутренний рынок контрольно-кассовых машин, неразрешенных к использованию на территории Российской Федерации, а также защиты отечественных производителей, генеральных поставщиков и пользователей контрольно-кассовых машин в проекте закона предусмотрено обязательное оснащение контрольно-кассовых машин средствами визуального контроля Государственный реестр и Сервисное обслуживание. По экспертным оценкам дополнительные поступления в бюджет от внедрения средств визуального контроля составят свыше 0,5 млрд. рублей, из них 75% (0,4 млрд. рублей) - в федеральный бюджет и 25% (0,1 млрд. рублей) - в территориальные бюджеты (нормы отчисления согласно инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 в редакции от 29.12.97 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.