Проект федерального закона N 99058804-2
"О противодействии политическому экстремизму"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Организация противодействия политическому экстремизму
Глава 3. Формы и методы противодействия политическому экстремизму
Глава 4. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации, устанавливает систему государственных органов Российской Федерации, осуществляющих борьбу с политическим экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия политическому экстремизму, а также общие принципы ответственности граждан и организаций за политический экстремизм.
Целями настоящего Федерального закона являются недопущение применения насилия для решения политических задач, защита конституционного строя Российской Федерации от попыток его насильственного изменения, охрана установленных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина от нарушений, совершаемых по политическим мотивам, предотвращения насильственного захвата либо насильственного удержания власти, защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовая основа противодействия политическому экстремизму
Правовую основу противодействия политическому экстремизму составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принимаемые во исполнение их нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации.
Статья 2. Основные принципы противодействия политическому экстремизму
Противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) законности;
2) приоритета обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы совести, свободы мысли и слова, права на объединение;
3) гласности, осуществляемой в той мере, в какой это не противоречит требованиям федерального законодательства об охране прав и свобод граждан и о защите государственной тайны;
4) координации деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму;
5) активного взаимодействия государства с общественными объединениями, иными организациями и гражданами по профилактике политического экстремизма, комплексного использования в этих целях правовых, социально-экономических, пропагандистских мер.
Статья 3. Понятие политического экстремизма
Политический экстремизм - это деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных деяний.
Глава 2. Организация противодействия политическому экстремизму
Статья 4. Система противодействия политическому экстремизму
Систему органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации, составляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные осуществлять противодействие политическому экстремизму, органы прокуратуры, суды.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в противодействии политическому экстремизму в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять противодействие политическому экстремизму, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществляют противодействие отдельным проявлениям политического экстремизма в соответствии со своими полномочиями, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области противодействия политическому экстремизму
Президент Российской Федерации в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации осуществляет общее руководство системой органов государственной власти, осуществляющих противодействие политическому экстремизму.
Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет законодательное обеспечение противодействия политическому экстремизму.
Правительство Российской Федерации принимает меры по обеспечению противодействия политическому экстремизму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Статья 6. Федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные противодействовать политическому экстремизму
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму, относятся органы, специально уполномоченные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, специально уполномоченным противодействовать политическому экстремизму.
Федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные противодействовать политическому экстремизму, осуществляют свою деятельность в этой области на началах координации и взаимодействия.
Статья 7. Полномочия органов прокуратуры в области противодействия политическому экстремизму
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, направленных на противодействие политическому экстремизму, а также в пределах своей компетенции осуществляют уголовное преследование за преступления, содержащие признаки проявлений политического экстремизма.
Статья 8. Полномочия судов в области политическому экстремизму противодействия
Суды в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, рассматривают дела о запрещении общественных объединений, нарушающих требования настоящего Федерального закона и осуществляют производство по уголовным делам о преступлениях, содержащих признаки проявлений политического экстремизма.
Статья 9. Информационное обеспечение противодействия политическому экстремизму
В целях организации информационного обмена между федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными противодействовать политическому экстремизму, обеспечения, их согласованного функционирования и взаимодействия в этой области формируется межведомственный банк данных по противодействию политическому экстремизму.
Информация для формирования банка данных представляется федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными противодействовать политическому экстремизму, и органами прокуратуры.
Порядок формирования и использования банка данных определяется Президентом Российской Федерации.
Статья 10. Содействие органам, осуществляющим противодействие политическому экстремизму
Общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их руководители, члены и работники, а также граждане Российской Федерации вправе оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим противодействие политическому экстремизму на началах, установленных федеральным законодательством.
Глава 3. Формы и методы противодействия политическому экстремизму
Статья 11. Основные направления противодействия политическому экстремизму
Противодействие политическому экстремизму в Российской Федерации осуществляется путем:
выявления, предупреждения и пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности общественных объединений в процессе их государственной регистрации и осуществления надзора и контроля за их деятельностью независимо от факта их государственной регистрации;
запрещения экстремистских общественных объединений в случаях, предусмотренных федеральным законом;
пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности иных организаций, в том числе их ликвидации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
предупреждения, выявления и пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности средств массовой информации в процессе их государственной регистрации, осуществления контроля за их деятельностью в пределах, установленных федеральным законом, а также прекращения их деятельности в случаях, предусмотренных федеральным законом;
предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, содержащих признаки проявлений политического экстремизма, осуществляемого в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности.
Государство при активном сотрудничестве с общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, средствами массовой информации и гражданами создает условия, исключающие возможность появления в обществе экстремистских настроений, разрабатывает и осуществляет комплекс политических, социально-экономических, организационных, идеологических, пропагандистских и иных мероприятий, направленных на предупреждение политического экстремизма.
Статья 12. Ответственность общественных объединений за экстремистскую деятельность
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность экстремистских общественных объединений.
В случае создания экстремистского общественного объединения либо проявления политического экстремизма в деятельности ранее созданного общественного объединения, оно независимо от факта государственной регистрации несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом "Об общественных объединениях", а также иными федеральными законами.
Статья 13. Запрещение экстремистских общественных объединений
В случае, если будет установлено, что общественное объединение, а равно его руководители или члены с ведома хотя бы одного из руководящих органов такого объединения, используя политические, организационные, пропагандистские, материальные и иные возможности общественного объединения, занимались экстремистской деятельностью, такое общественное объединение подлежит запрещению по решению суда.
Продолжение деятельности общественного объединения после его запрещения либо незаконное воссоздание запрещенного общественного объединения влекут уголовную ответственность.
Статья 14. Некоторые особенности признания общественных объединений экстремистскими
Общественное объединение может быть запрещено по решению суда, если в отношении хотя бы одного из его структурных подразделений имеются предусмотренные настоящим федеральным законом основания для запрещения общественного объединения.
В случае, если руководитель или член общественного объединения допустит публичные призывы либо высказывания о возможности и желательности насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, насильственного захвата либо удержания власти, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, создания незаконных вооруженных формирований, а также возбуждающие национальную, расовую или религиозную вражду, не заявив при этом, что он высказывает личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление, совершенное им в политических целях, общественное объединение, в котором состоит это лицо, обязано незамедлительно публично заявить о своем несогласии с его высказываниями или действиями. В противном случае такое общественное объединение может быть запрещено по решению суда.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 15. Вступление настоящего Федерального закона в силу и приведение нормативных правовых актов в соответствие с ним
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.