Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99069082-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" разработан в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ).
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью устранения противоречий между нормами Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - федеральный закон) и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, лицензировании, налоговой системе.
Федеральный закон предусматривает взимание сборов как за выдачу соответствующих лицензий, так и за само право производства и оборота каждого вида алкогольной продукции, что находится в противоречии со статьями 18 и 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", статьей 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим взимание сбора за выдачу лицензии на осуществление определенного вида деятельности, а не за осуществление этой деятельности и, тем более, с конкретными видами продукции.
Федеральным законом сбор за выдачу лицензий на право закупки и оптовой реализации импортной продукции установлен в размере 1000 (за разовую лицензию) и 15000 (за генеральную лицензию) минимальных размеров заработной платы, что соответственно в 2 и 30 раз превышает величину сбора за выдачу лицензий на право деятельности с отечественной продукцией.
Для большинства импортеров установленные законом размеры лицензионных сборов оказываются непосильными. Это приводит, как свидетельствует практика, к тому, что потенциальные плательщики уходят в нелегальную сферу, осуществляя ввоз указанной продукции на территорию страны контрабандным путем. По данным уполномоченных федеральных органов исполнительной власти за 1998 г. не было подано ни одной заявки на выдачу генеральных лицензий на право закупок по импорту алкогольной продукции.
Установление подобных дифференцированных размеров лицензионных сборов по отношению к деятельности с отечественной и импортной продукцией противоречит международной практике налогообложения, согласно которой внутренние и внешние налоги или сборы должны иметь одинаковую величину, а также создает дискриминационные условия для импорта, в первую очередь той алкогольной продукции (вина, коньяки), которая не производится в России в необходимых объемах.
Законопроектом предусматривается внесение следующих изменений и дополнений в Федеральный закон:
в названии закона и по тексту исключаются слова "и право" поскольку сборы за право осуществления деятельности не предусмотрены законодательством Российской Федерации;
в статье 1 исключаются определения видов алкогольной продукции (часть первая) и спиртосодержащей продукции (часть вторая) поскольку указанные определения даны в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В первой части этой же статьи исключается положение, предусматривающее взимание сборов за выдачу лицензии на производство и оборот каждого вида продукции, поскольку лицензия выдается на вид деятельности (изготовление, хранение, розлив, закупки, продажа, поставки), а не на деятельность с конкретной номенклатурой продукции;
в статье 3 предусматривается установление единого размера сбора за выдачу лицензий вне зависимости от вида деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
вносится ряд редакционных поправок, касающихся уточнения плательщиков сбора (статья 2), сроков и порядка уплаты сбора за выдачу лицензий (статья 4);
исключается статья 6, поскольку закон содержит нормы прямого действия и принятие инструктивных документов, разъясняющих порядок взимания сборов, не требуется.
Принятие вносимого законопроекта не требует дополнительных финансовых расходов государства, отмены или внесения изменений в другие законы и нормативные правовые акты. В то же время вносимые изменения и дополнения определяют реально выполнимые условия получения лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе на право ее закупки по импорту, что приведет к увеличению поступления средств в доходную часть бюджета от лицензирования этих видов деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.