Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99083448-2 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год"
Досье на проект федерального закона
Необходимость принятия Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" обусловлена положением статьи 27 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающим вступление его в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы на данный вид страхования.
Учитывая, что ст.21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает установление дифференцированных страховых тарифов, произведены расчеты затрат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с классами профессионального риска.
Статья 1. законопроекта предусматривает установление 14 страховых тарифов, дифференцированных по 14 классам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от классов профессионального риска, что позволит обеспечить функционирование нового вида социального страхования на страховых принципах, включая солидарно-распределительный, выплату в полном объеме всех видов страховых выплат, установленных Законом и финансирование Фондом социального страхования Российской Федерации дополнительных и других расходов.
Расчетный тариф для бюджетных организаций, отнесенных к I классу, снижено 0,25 до 0,2 процента и отражает реальные затраты этих организаций на выплаты в возмещение вреда пострадавшим. Страховой тариф для предприятий XIV класса (подземная добыча угля) определен в размере 10,7 процента и отражает только расходы по страховым выплатам и реабилитации пострадавших без учета управленческих и других расходов. Кроме того, при определении страхового тарифа для XIV класса не учитывались затраты на возмещение вреда 35 тысячам пострадавшим на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности, выплаты которым осуществляются за счет средств федерального бюджета в рамках государственной поддержки угольной отрасли.
Дифференцированные тарифы страховых взносов по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска определены на основании Классификации отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска (прилагается).
В основу расчетов положены данные Госкомстата России, Минтруда России, Фонда социального страхования Российской Федерации о количестве несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уровне травматизма и о назначенных выплатах в возмещения вреда в связи с этим по состоянию на 1 января 1999 г., а также данные об уровне затрат по данному виду страхования ряда зарубежных стран.
Общая расчетная величина затрат по страховым обязательствам, определенных указанным Законом, составила 7390,3 млн. рублей и включает в себя сумму затрат по выплате пособий, дополнительные расходы, затраты на обучение, расходы на обеспечение страхования и запас оборотных средств. Применительно к проекту бюджета Фонда на 2000 год, направленного в Государственную Думу (письмо от 25.08.99 г. N 3901п-П13), указанная сумма составляет 12168,6 млн. рублей.
Общая сумма затрат на выполнение страховых обязательств по выплате пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, единовременных и ежемесячных страховых выплат определена в сумме 4136,4 млн. рублей.
Дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья застрахованных, определены в размере 25 процентов от общих расходов (без учета запаса оборотных средств) и составляют 1687,9 млн. рублей. В связи с невозможностью более точно определить затраты на проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в расчетах использован опыт некоторых зарубежных стран (Австрии, Германии, Канады), расходы которых на эти цели составляют более 30 процентов в общих расходах на этот вид страхования.
Затраты на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных расчетно определены в сумме 1008,7 млн. рублей и предусматривают затраты на ежегодное обучение около 1,5 миллиона застрахованных, отвечающих за состояние охраны труда на предприятиях. Однако, учитывая реальные сроки начала проведения такого обучения (не ранее IV квартала), связанным с необходимостью отбора учебных заведений, подготовки программ обучения, накопления средств и, в связи с этим, расходы на 2000-й год планируются в размере квартальной потребности в сумме 252,2 млн. рублей.
Расходы на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определены в сумме 741,5 млн. рублей и предусматривают расходы, связанные с содержанием аппарата исполнительных органов Фонда, пересылкой и доставкой сумм в возмещение вреда пострадавшим, информационным обеспечением, уплатой сборов, платежей, судебных издержек и других расходов.
В целях обеспечения финансовой устойчивости Фонда по выполнению страховых обязательств по возмещению вреда пострадавшим на производстве (и их семьям) определен запас оборотных средств в размере месячной потребности средств на эти цели.
Поскольку размер скидок и надбавок устанавливается страховщиком каждому конкретному страхователю на календарный год исходя из фактических расходов и начисленных страховых взносов за предшествующий год, на первый год действия Федерального Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предлагается не применять скидки и надбавки к страховому тарифу. В связи с этим статьей 2 законопроекта приостанавливается на 2000-й год действие ст.22 указанного Закона в части этого положения.
Для введения данного законопроекта в действие дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется.
Расходы бюджетных организаций на уплату страховых взносов в 2000 году предусмотрены в проекте федерального бюджета на 2000 год.
Расчет страховых тарифов в соответствии с классами профессионального риска прилагается.
Приложение
Расчет
страховых тарифов в соответствии с классами профессионального риска
При расчете размеров страховых тарифов учтен фонд оплаты труда, на который начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации за 1998 год, в сумме 629,0 млрд.руб. и среднегодовой расчетный коэффициент сбора страховых взносов 0,8 (определен как средневзвешенная величина уровня сбора страховых взносов по предприятиям, не производящим выплат в возмещение вреда - 0,78 и предприятиям, производящим указанные выплаты в счет начисленных страховых взносов - 0,9).
Для определения страховых тарифов в соответствии с классами профессионального риска произведен расчет затрат на возмещение вреда по каждому классу профессионального риска на основе данных за 1998 год о затратах страхователей на возмещение вреда по отраслям (подотраслям) экономики, скорректированных с учетом расчетных затрат на введение страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расчетная величина страховых тарифов распределилась в диапазоне от 0,2 (по I классу) до 10,7 (по XIV классу) процента от фонда оплаты труда отраслей соответствующего класса.
В результате средневзвешенный страховой тариф составляет 1,47% (7,39:629,0:0,8х100).
Расчет страховых тарифов по 14-ти классам в соответствии с Классификацией отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска (прилагается), которая определена в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1999 г. N 975 "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска", приведен в таблице:
-------------------------------------------------------------------------
Классы профессио-|Фонд оплаты труда|Затраты на обяза-|Страховые тарифы
нального риска |(млрд.руб.) |тельное социаль-|по классам про-
| |ное страхование|фессионального
| |от несчастных|риска (%)
| |случаев на произ-|гр.3:гр.2:0,8
| |водстве и профес-|
| |сиональных забо-|
| |леваний (млн.|
| |руб.) |
-------------------------------------------------------------------------
1 150,3 285,2 0,2
2 160,0 374,2 0,3
3 14,2 61,7 0,5
4 48,7 536,9 1,4
5 57,3 773,4 1,7
6 85,5 1196,4 1,8
7 6,6 98,8 1,9
8 7,8 190,2 3,1
9 8,2 241,9 3,7
10 7,7 234,1 3,8
11 58,7 2033,6 4,3
12 19,2 903,0 5,9
13 1,0 54,1 6,8
14 3,8 406,6 10,7
Всего 629,0 7390,3 1,47
Расчетная величина затрат на данный вид страхования (7 390,3 млн. рублей) определена из фактических суммарных затрат на возмещение вреда по каждому классу профессионального риска за 1998 год (4136,4 млн. рублей), а также расчетных затрат на введение страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (дополнительные расходы на реабилитацию пострадавших - 1687,9 млн. рублей, расходы на обучение - 252,2 млн. рублей, расходы на осуществление страхования - 741,5 млн. рублей и запас оборотных средств - 572,3 млн. рублей):
I. Расходы на выплаты в возмещение вреда 4136,4 млн.руб.
1. Расходы на выплату пособий по временной 456,7 млн.руб.
нетрудоспособности в связи с трудовыми увечьями и
профзаболеваниями
а) расчетное количество пострадавших на 365,0
производстве в 1998 году (тыс.чел.) (54,1 млн.
чел. х 6,71):1000 где: 54,1 млн.чел. - численность
работающих*(1)
6,71 - средний показатель уровня травматизма за
ряд лет, скорректированный на 10% за счет
выявленных сокрытых случаев травматизма (чел/1000
работающих*(2)
б) расчетное число несчастных случаев со 8,1
смертельным исходом за 1998 год (тыс.чел.) (54,1
млн.чел. х 0,148):1000
где: 0,148 - средний показатель уровня
производственного травматизма со смертельным
исходом за ряд лет (чел/1000 раб.)
в) Расчетное число пострадавших за год с 35,4
установлением процента утраты трудоспособности
(тыс.чел.) (363,0 тыс.чел. - 8,1 тыс.чел.) х 10%
где: 10,0% - удельный вес пострадавших с
установлением процента утраты трудоспособности от
общего количества пострадавших за год
г) расчетное количество оплаченных дней временной 10,0
нетрудоспособности в год, связанной с трудовыми
увечьями и профзаболеваниями (млн. дней) (27,5 дн.
х 363,0 тыс.чел.)
где: 27,5 - средняя продолжительность случая
временной нетрудоспособности на одного
пострадавшего в год*(2)
д) расходы (млн.руб.) (45,67 руб. х 10,0 млн. 456,7
дн.)
где: 45,67 руб. - среднедневной размер пособия по
временной нетрудоспособности, связанной с
трудовыми увечьями и профессиональными
заболеваниями*(1)
2. Расходы на единовременные выплаты 127,9 млн.руб.
а) максимальный размер единовременной выплаты 5009,4
(руб.) (83,49 руб. х 60)
где: 83,49 - размер минимальной оплаты труда
б) Расчетный средний процент утраты 49,3
трудоспособности в 1998 году (%) (519,72 руб.:
1054,0 руб.) х 100%
где: 519,72 руб. - средний размер одной выплаты в
месяц*(1)
1054,0 руб. - размер среднемесячной заработной
платы на предприятиях, осуществляющих выплаты в
возмещение вреда"
в) средний размер единовременной выплаты (руб.) 2469,6
(5009,4 руб. х 49,3%)
г) расходы (млн.руб.) (5009,4 руб. х 8,1 тыс. 127,9
чел.) + (2469,6 руб. х 35,4 тыс.чел.)
где: 8,1 тыс.чел. - количество пострадавших со
смертельным исходом;
35,4 тыс. чел. - расчетное число пострадавших за
год с установлением процента утраты
трудоспособности
3. Расходы на ежемесячные выплаты в расчете на год 3551,8 млн.руб.
а) расчетное количество получателей возмещения 569,5
вреда (тыс.чел.)
(48,6 тыс.чел. - 205,6 тыс.чел. + 241,0 тыс.
чел.) х 15% где: 48,6 тыс.чел. - иждивенцы в связи
с потерей кормильца
(8,1 тыс.чел. х 1,5) х 4 где: 8,1 тыс.чел. -
количество пострадавших со смертельным исходом
1,5 - коэффициент семейности;
4 (года) - средняя продолжительность выплаты
иждивенцам в связи с потерей кормильца;
205,6 тыс.чел. - численность инвалидов от трудовых
увечий и профессиональных заболеваний;
241,0 тыс.чел - численность пострадавших, которым
установлен процент утраты трудоспособности; (35,4
тыс.чел. - 11,3 тыс.чел.) х 10
где: 11,3 (тыс.чел.) - число пострадавших, которым
установлена группа инвалидности*(4);
10 (лет) - средняя продолжительность выплаты
возмещения вреда пострадавшим;
15% - корректировка числа получателей, учитывающая
скрытые случаи травматизма и лиц, имеющих право,
но не поучающих выплаты возмещения вреда;
б) расходы (млн.руб.) 3551,8
(519,72 руб. х 569,5 тыс.чел. х 12)
где: 519,72 руб. - средний размер одной выплаты в
месяц*(3);
569,5 тыс.чел. - количество получателей возмещения
вреда;
II. Дополнительные расходы на реабилитацию 1687,9 млн.руб.
пострадавших (медицинскую, социальную и
профессиональную).
В настоящее время провести детальный расчет
необходимых затрат на реабилитацию пострадавших не
предоставляется возможным, поэтому при расчете
расходов использован опыт зарубежных стран, в
частности Германии и Канады, Австрии, где расходы
на проведение медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации составляют более 30
процентов в общих расходах на страхование от
несчастных случаев. Расходы на реабилитацию
пострадавших приняты в размере 25% от общих
расходов (без запаса оборотных средств).
III. Расходы на обучение по охране труда отдельных 1008,7 млн.руб.
категорий застрахованных
(0,7 тыс.руб. х 4323,0 тыс.чел:3 г.):4 кв.
где: 0,7 тыс.руб. - расходы на одного обучаемого в
год;
4323,0 тыс.чел. - количество обучаемых;
3 года - периодичность обучения
С учетом накопления средств, подготовкой программ
обучения, возможности начала обучения не ранее
конца года расходы на 2000 год планируются в
размере квартальной потребности в сумме 252,2 млн.
рублей.
IV. Расходы на осуществление обязательного 741,5 млн.руб.
социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
Данная статья включает расходы на содержание
аппарата, информационное обеспечение,
международную работу, подготовку и повышение
квалификации кадров, издательскую деятельность,
судебные издержки, расходы на пересылку сумм
возмещения вреда и другие расходы.
Из них:
1. Содержание аппарата исполнительных органов 550,8 млн.руб.
Фонда
-------------------------------------------------------------------------
NN | Статьи расходов |Всего (млн.руб.)
п/п| |
-------------------------------------------------------------------------
1. Фонд оплаты труда 247,9
2. Начисления на оплату груда 95,4
3. Хозяйственно-эксплуатационные расходы и другие 207,5
расходы
Итого: 550,8
2. Компьютеризация систем обязательного 32,0 млн.руб.
социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний
3. Расходы на пересылку сумм возмещения вреда 132,4 млн.руб.
Расходы на пересылку сумм возмещения вреда
рассчитаны, исходя из общей суммы расходов на
выплаты возмещения вреда:
4136,4 млн.руб. х 80% х 4%
где: 4136,4 млн.руб. - общая сумма расходов на
выплаты возмещения вреда пол расчетам проекта
закона;
80% - удельный вес пострадавших, получающих
выплаты путем перечисления;
4% - средний размер услуги (тарифа) учреждений
связи за перечисление сумм возмещения вреда.
V. Запас оборотных средств 572,3 млн. руб.
Запас оборотных средств определен в размере суммы
месячных затрат на обязательное страхование от
несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Сводная таблица затрат на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
-------------------------------------------------------------------------
NN| Наименование статей расходов | Расходы (млн.руб.)
п/п| |
-------------------------------------------------------------------------
1. Выплаты в возмещение вреда 4136,4
2. Дополнительные расходы на реабилитацию 1687,9
3. Расходы на обучение отдельных категорий заст- 252,2
рахованных
47 Расходы на осуществление обязательного соци- 741,5
ального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
5. Запас оборотных средств 572,3
Всего расходов 7390,3
_____________________
*(1) Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1998 год (форма N 6-ФСС)
*(2) Доклад Минтруда России "О состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Российской Федерации в 1997 году"
*(3) Сводные данные о назначенных выплатах в возмещение вреда (приложение N 4 Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.09.98 N 152)
*(4) Сведения государственной службы медико-социальной экспертизы за 1998 год (форма N 7-собес)
Приложение
Классификация
отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска
-------------------------------------------------------------------------
Отрасли (подотрасли) экономики | Код по ОКОНХ
-------------------------------------------------------------------------
01 класс
Управление; общественные объединения 19800, 19900
97000 - 98700
Здравоохранение, физическая культура и социальное 91000 - 91900
обеспечение
Народное образование 92000 - 92500
Культура и искусство 93000 - 93690
Наука и научное обслуживание 95000 -95630
02 класс
Электроэнергетика 11100 - 11190
Добыча и обогащение радиоактивных и бериллиевых руд, 12314, 12315, 14790
производство и переработка радиоактивных материалов,
производство атомной техники
Ремонт разного непроизводственного оборудования 14972
Полносистемные водопроводы 19780
Животноводство 21200 - 21250
Метрополитенный транспорт общего пользования 51113
Трубопроводный транспорт общего пользования 51130
Прочие виды транспорта 51400
Связь 52000 - 52300
Проектные, проектно-изыскательские и изыскательские 66000
организации
Торговля и общественное питание 70000 - 72200
Материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки 80000 - 81200
(без 81190)
Хозяйственное управление заготовками 81190
Информационно-вычислительное обслуживание 82000 - 84500
Прочие виды деятельности сферы материального произ- 87000 - 87900
водства (без 97100)
Редакции и издательства 87100
Жилищно-коммунальное хозяйство 90000 - 90290
Непроизводственные виды бытового обслуживания насе- 90300 - 90390
ления
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 9600 - 96420
03 класс
Газовая промышленность 11230 - 11233
Полиграфическая промышленность 19400
Трамвайный транспорт 51112
Троллейбусный транспорт 51122
Шоссейное хозяйство 51123
04 класс
Промышленность драгоценных металлов и алмазов 12410 - 12413
(без 12411)
Легкая промышленность 17000 - 17900
(без 17100)
Медицинская промышленность 19300 - 19330
Железнодорожный транспорт 51110, 51111, 51114
Авиационный транспорт 51300
Погрузочно-разгрузочные и транспортно-экспедиционные 51500 - 51520
работы и услуги
05 класс
Нефтедобывающая промышленность 11210
Нефтеперерабатывающая промышленность 11220
Микробиологическая промышленность 19100 - 19123
Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 19200 - 19220
Производство лекарственных препаратов для ветерина- 19760
рии
Растениеводство 2100 - 21190
Рыбоводство 21300
Охота, пушной промысел и разведение дичи 21400
Обслуживание сельского хозяйства, хозяйственное уп- 22000 - 22300, 29000
равление сельским хозяйством
Лесное хозяйство 30000 - 32000
06 класс
Нефтехимическая промышленность 13300 - 13364
(без 13362)
Ремонт машин и оборудования 14900 - 14981
(без 14972)
Пищевая, мясная и молочная промышленность 18000 - 18222
Рыбная промышленность 18300
Другие промышленные производства 19700 - 19790
(без 19760, 19780)
Обслуживание транспорта 51600
Строительство, хозяйственное управление строительст- 60000 - 65000, 69000
вом (без 61131)
Геология и разведка недр, геодезическая и гидромете- 85000 - 85900
орологическая службы
07 класс
Добыча драгоценных металлов 12411
Целлюлозно-бумажная промышленность 15300 - 15330
Лесохимическая промышленность 15400
Морской транспорт 51210
Внутренний водный транспорт 51220, 51221
08 класс
Химическая промышленность 13100 - 13199
09 класс
Торфяная промышленность 11610 - 11612
Производство асбестотехнических изделий 13362
Производство строительных металлоизделий 14831
Промышленность строительных материалов 16110 - 16273
(без 16120, 16250)
10 класс
Деревообрабатывающая промышленность 15200 - 15290
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность (без 16500 - 16552
предприятий по производству медицинских изделий из
стекла и фарфора)
Текстильная промышленность 17100
11 класс
Черная металлургия 12100 - 12190
(без 12111,
12112, 12120)
Открытая добыча руд черных металлов, добыча и обога- 12112,12120
щение нерудного сырья для черной металлургии
Машиностроение и металлообработка (без 14000 - 14843
промышленности медицинской техники) (без 14790,
17891)
Промышленность асбестоцементных изделий, асбестовая 16120, 16250
промышленность
12 класс
Добыча угля открытым способом, обогащение угля, про- 11300 - 11330
изводство угольных брикетов (без 11312)
Подземная добыча руд черных металлов 12111
Цветная металлургия 12200 - 12810
(без 12314,
12315, 12410,
12411, 12412,
12413)
Лесозаготовительная промышленность 15100
Лесосплав 51222
13 класс
Сланцевая промышленность 11410
Специализированные организации, осуществляющие стро- 61131
ительство шахт
14 класс
Добыча угля подземным способом 11312
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.