Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя Бондаря В.И. на постановление Государственного инспектора МТУ Ростехнадзора N *** от 02 апреля 2019 г., решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора АО "НИКИМТ-Атомстрой" Бондаря В.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного инспектора МТУ Ростехнадзора N *** от 02 апреля 2019 г. заместитель генерального директора АО "НИКИМТ-Атомстрой" Бондарь В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
Решением судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 г. постановление должностного лица МТУ Ростехнадзора оставлено без изменения, жалоба Бондаря В.И. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе заместитель генерального директора АО "НИКИМТ-Атомстрой" Бондарь В.И. просит об отмене постановленных актов о привлечении его к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие состава вменённого нарушения.
В судебное заседание Бондарь В.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил для участия в рассмотрении жалобы защитника Милютина В.Н, который доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.11 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Из оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения заместителя генерального директора АО "НИКИМТ-Атомстрой" Бондаря В.И. к ответственности явилось совершение правонарушения 13 февраля 2019 года в 00 час. 01 мин, выразившееся в невыполнении в установленный срок до 12 февраля 2019 года предписания от 13 ноября 2018 N *** о переоформлении лицензии N *** от 18 августа 2011 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Отказывая в удовлетворении требований Бондаря В.И, судья районного суда исходил из законности предписания и наличии оснований для вынесения постановления.
При этом, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела 18 августа 2011 года АО "НИКИМТ-Атомстрой" (далее -Общество) выдана лицензия N*** на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, со сроком действия - бессрочно. Виды работ, выполняемых на основании лицензии, указаны в приложении.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов).
В силу п.1 ст.9 указанного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных
технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что ранее выданные лицензии на указанные в ч.1 ст.12 данного Закона виды деятельности, срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Закона, действуют бессрочно.
В соответствии с ч. 4 ст.22 Закона о лицензировании обязательному переоформлению подлежали лицензии только на те виды деятельности, наименование которых на дату вступления в силу указанного Закона было изменено, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности.
Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных в производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в Закон о лицензировании были внесены изменения, согласно которым лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов были объединены в одну лицензию- на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно ч.5 ст.10 указанного Закона, предоставленные до 01 июля 2013 г. лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу данного закона.
Ранее выданные лицензии предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В ст. 22 Закона о лицензировании, дополненной частью 6.1, предусмотрено, что лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, подлежат переоформлению.
Между тем, указанная норма введена в действие Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-Ф3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступила в силу 15 ноября 2014 г, то есть после изменения наименования вида деятельности. При этом положения данного Закона и Закона о лицензировании не содержат положений о их применении к правоотношениям, возникшим до введения их в действие, то есть, не имеют обратной силы.
Следовательно, эта норма не может распространять свое действие на уже действующую бессрочную лицензию.
Таким образом, как следует из материалов дела, выданная Обществу лицензия в соответствии с частями 3 и 4 ст.22 Закона о лицензировании является бессрочной, у должностного лица АО "НИКИМТ-Атомстрой" не возникло обязанности по ее переоформлению в связи со вступлением в силу части 6.1 указанной статьи.
Кроме того, объединение с 01 июля 2013 г. деятельности на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и деятельности на эксплуатацию химически опасных производственных объектов в один лицензируемый вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, не повлекло обязанности переоформить ранее выданную Обществу лицензию.
Следует также отметить, что с 01 июля 2013 г. вступило в силу Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, которое в перечне выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, содержит такие же работы, как и указанные в лицензии Общества, а именно: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ; хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Таким образом, поскольку работы, перечисленные в лицензии, не изменились, вступление в силу названного перечня также не повлекло обязанности переоформить ранее выданную АО "НИКИМТ-Атомстрой" лицензию.
При таких обстоятельствах, имеющаяся у АО "НИКИМТ-Атомстрой" лицензия не требовала переоформления и является действующей, что указывает на незаконность вынесенного в адрес Общества предписания, а следовательно, об отсутствии оснований для привлечения заместителя генерального директора АО "НИКИМТ-Атомстрой" Бондаря В.И. к ответственности за неисполнение незаконного предписания.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, следует, что в действиях должностного лица Общества Бондаря В.И. отсутствует состав вменяемого правонарушения, в связи с чем, оспариваемые постановление, решение являются незаконными и подлежащими отмене.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Государственного инспектора МТУ Ростехнадзора N *** от 02 апреля 2019 г, решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении заместителя Генерального директора АО "НИКИМТ-Атомстрой" Бондаря В.И,- отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда
Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.