Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99081128-2 "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год"
Досье на проект федерального закона
Проект бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) на 2000 год разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год, Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с учетом внесенных в 1999 г. в него поправок, других нормативных правовых актов в области содействия занятости населения.
Доходы Фонда занятости на 2000 год рассчитаны в соответствии с Федеральным законом "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" исходя из тарифа страховых взносов в размере 1,5% от фонда оплаты труда.
Проект бюджета Фонда занятости на 2000 год сформирован по доходам и расходам в сумме 16117,9 млн.рублей (в 1999 г. - по доходам и расходам в сумме 13476,7 млн.рублей).
Проект бюджета по доходам
Поступления доходов в бюджет Фонда занятости в 2000 году предусмотрены в следующих размерах:
-------------------------------------------------------------------------
Статьи доходов | млн.руб.
-------------------------------------------------------------------------
Остаток средств Фонда занятости на 1 января 2000 г. 346,0
Страховые взносы работодателей 15041,9
Мобилизация просроченной задолженности организаций
по платежам в Фонд занятости 410,0
Прочие поступления 320,0
-------------------------------------------------------------------------
Итого доходов 16117,9
При расчете поступлений страховых взносов принят фонда оплаты труда на 2000 год в сумме 1230,0 млрд.рублей (в соответствии с данными Минэкономики России). С учетом освобождения в соответствии с законодательством части плательщиков от отчислений страховых взносов в Фонд занятости для расчета поступлений принят фонд оплаты труда в размере 1166,0 млрд.рублей.
Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов в Фонд занятости предусмотрен в размере 90%.
Намечено мобилизовать просроченную задолженность организаций в Фонд занятости в сумме 410,0 млн.рублей.
Прочие доходы в сумме 320,0 млн.рублей формируются за счет возвращения ссуд, выданных из Фонда занятости работодателям на создание и сохранение рабочих мест.
Проект бюджета по расходам
Расходы бюджета Фонда занятости на 2000 год направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы:
-------------------------------------------------------------------------
Направления расходования | млн.руб.
-------------------------------------------------------------------------
Программы активной политики занятости 3323,8
Программы материальной поддержки безработных 10089,7
Информационная поддержка программ занятости 540,0
Капитальные вложения (незавершенное строительство) 50,0
Содержание территориальных органов Минтруда России 2084,4
по вопросам занятости населения (далее -
территориальные органы службы занятости)
в том числе:
фонд оплаты труда работников территориальных 1013,3
органов службы занятости
начисления на заработную плату 390,1
коммунальные услуги 400,0
командировочные расходы 25,0
приобретение оборудования и инвентаря 50,0
капитальный ремонт 116,0
прочие расходы 90,0
Возмещение затрат по займу МБРР 30,0
-------------------------------------------------------------------------
Итого расходов 16117,9
Расходы бюджета Фонда занятости сформированы исходя из прогноза численности безработных на 2000 год, разработанного Минэкономики России. В соответствии с данным прогнозом предложение рабочей силы по-прежнему будет превышать спрос на нее. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении в 2000 году составит около 2,4 млн. человек (в 1999 г. - 2,4 млн.человек).
Программы активной политики занятости
Расходы на реализацию активной политики на рынке труда в 2000 году составят 3323,8 млн.рублей, в том числе на финансирование специальных программ занятости (организация рабочих мест, общественных работ, поддержка предпринимательства, занятости молодежи и др.) в сумме 1918,8 млн.рублей и программ обучения лиц, признанных безработными - 1405,0 млн.рублей (в 1999 г. соответственно 911,0 млн.рублей и 844,9 млн.рублей).
Организация рабочих мест
Программа предусматривает предоставление территориальным органам службы занятости на конкурсной основе финансовой помощи предприятиям для гарантированного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Финансовая помощь оказывается в соответствии с заключенными договорам на безвозмездной или возвратной основе (на срок до одного года) в зависимости от категории граждан, для которых создаются дополнительные рабочие места.
В первую очередь дополнительные рабочие места создаются для трудоустройства следующих категорий безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы:
молодежь до 18 лет, не имеющая профессии;
граждане, продолжительное время (более 12 месяцев) не имеющие работы;
лица, освобожденные из мест лишения свободы;
многодетные и одинокие родители, воспитывающие детей дошкольного возраста или детей-инвалидов;
беженцы и вынужденные переселенцы;
выпускники начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
ищущие работу инвалиды I и II групп, зарегистрированные в органах службы занятости;
безработные других социально-профессиональных групп, определяемых органами исполнительной власти, которые не могут трудоустроиться обычным путем и не участвуют в целевых программах содействия занятости.
Финансовая помощь на организацию одного дополнительного рабочего места предоставляется в размере, не превышающем 12-месячного размера средней заработной платы, сложившейся в регионе.
Кроме того в рамках данной программы предусматривается предоставление субсидий для организации рабочих мест и финансирование других мероприятий, связанных с межтерриториальным перераспределением рабочей силы.
Планируемая сумма затрат на реализацию этой программы - 810,0 млн.рублей (в 1999 г. - 459,4 млн.рублей) для обеспечения занятости 30 тыс.человек.
Затраты службы занятости на организацию одного рабочего места в среднем составят 23,7 тыс.рублей.
Организация занятости длительно безработных
Основной целью этой работы является преодоление негативных последствий безработицы, восстановление мотивации безработных граждан по возвращению к трудовой деятельности, обучение навыкам самостоятельного поиска работы, применение специальных форм интенсивного консультирования граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Одной из мер, способствующих трудоустройству длительно безработных граждан, станет реализация специальных программ ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт"), которая позволит охватить в 2000 году около 100 тыс.человек.
Расходы Фонда занятости на эти цели составят 12,0 млн.рублей (в 1999 г. - 10,0 млн.рублей).
Организация занятости молодежи
Проблемы занятости молодежи предполагается решать с учетом текущих потребностей в рабочей силе и перспективных задач развития профессионального образования путем реализации программы "Молодежная практика". Целью программы является предоставление молодежи возможности приобрести непосредственно на производстве профессиональные умения и навыки для получения постоянного рабочего места.
Участниками программы могут стать безработные молодые люди в возрасте 16 - 26 лет (включительно), если:
они состоят на учете в районном (городском) центре занятости в качестве безработных свыше 3 месяцев, при этом приоритетным правом пользуются граждане, длительное время не имеющие работы;
в период принятия решения об их участии в программе невозможно подобрать им подходящую работу.
Этой программой предполагается охватить 14,4 тыс.человек. Затраты из Фонда занятости составят 68,6 млн.рублей (в 1999 г. - 40,0 млн.рублей).
Средний уровень заработной платы одного участника программы - 1100 рублей.
Организация поддержки предпринимательства
Реализация активной политики занятости предполагает мероприятия направленные на содействие развития самозанятости и предпринимательской инициативы.
Участниками программы являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, желающие организовать собственное дело и имеющие соответствующие способности и возможности. Приоритетным правом на участие в программе пользуются граждане с ограниченной трудоспособностью, граждане уволенные с военной службы, длительно безработные граждане, женщины воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь.
Предусматривается, что в 2000 году будет оказана поддержка организации предпринимательской деятельности 120,3 тыс.человек.
Расходы на реализацию данной программы предусматриваются в сумме 185,0 млн.рублей (в 1999 г. - 103,0 млн.рублей).
Средние затраты на одного трудоустроенного участника программы 1370 рублей.
Организация общественных работ
В 2000 году будут активизированы усилия органов службы занятости по привлечению граждан к общественным работам. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" реализация программы "Организация общественных работ" относится к приоритетным направлениям активной политики занятости.
Основная особенность программы заключается в возможности создания дополнительных рабочих мест для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе и с использованием средств Фонда занятости. Предусматривается организация временной занятости граждан по срочным трудовым договорам с применением гибких (нетипичных) форм занятости населения (сезонные работы и др.). С учетом использования всех возможных источников финансирования и организационных форм в 2000 году предполагается привлечь к участию в общественных работах до 950,0 тыс.человек с общей суммой затрат на эти цели из Фонда занятости 548,2 млн.рублей (в 1999 г. - 143,6 млн.рублей).
Средний уровень затрат на одного участника программы - 485 рублей.
Временная занятость подростков
В соответствии с Законом о занятости подростки не достигшие 16-летнего возраста не могут быть признаны безработными. В то же время значительная часть подростков не охвачена ни учебой, ни трудом.
Для адаптации несовершеннолетних подростков (14 - 18 лет) к трудовой деятельности реализуется программа "Временная занятость подростков".
Приоритетным правом пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многочисленных и неполных семей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети безработных граждан, дети, проживающие в районах чрезвычайных ситуаций и радиационных катастроф.
В 2000 году в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности (во время каникул и в свободное от учебы время) в рамках указанной программы предполагается трудоустроить на временную работу свыше 500 тыс. несовершеннолетних граждан.
Затраты на эти цели составят 175,0 млн.рублей (в 1999 г. - 105,0 млн.рублей).
Средний уровень зарплаты одного участника программы - 120 рублей.
Трудовая реабилитация инвалидов
В настоящее время удельный вес работающих инвалидов не превышает 10%.
В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости применяют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов.
Часть инвалидов, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, нуждается в проведении профреабилитационных мероприятий, включающих профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, приобретение специальных навыков для трудовой деятельности, адаптацию к производственным условиям, оснащение специальных рабочих мест, непосредственное трудоустройство, в том числе на специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
В ходе реализации этой программы предполагается оказать помощь 94,7 тыс. инвалидов.
По данной статье расходов предусмотрено выделение 120,0 млн.рублей (в 1999 г. - 50,0 млн.рублей). Средний уровень затрат на одного участника программы - 950 рублей.
Профессиональное обучение
В 2000 году в соответствии с Федеральной целевой программой содействия занятости населения на 1998 - 2000 годы предполагается предоставить возможность профессионального обучения 520,0 тыс. безработных граждан, в том числе путем реализации программ опережающего обучения граждан, высвобождаемых с предприятий в связи с конверсией, структурной перестройкой, банкротством и т.п. Профессиональное обучение безработных ведется под конкретные рабочие места (в том числе в сфере самозанятости и предпринимательства) и дифференцируется по видам: первоначальное обучение, переподготовка, повышение квалификации, обучение вторым (смежным) профессиям.
Обучение предполагается вести более чем по 400 профессиям и специальностям при конкурсном отборе образовательных структур (свыше 3 тыс. учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, структуры обучения на производстве, 67 учебных центров службы занятости).
Приоритетами при направлении службой занятости на профессиональное обучение пользуются молодые безработные, не имеющие профессиональной подготовки, граждане, уволенные с военной службы, безработные инвалиды, лица, предполагающие заняться предпринимательской деятельностью.
На реализацию программ, связанных с переобучением безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения, предусматривается израсходовать 1325,0 млн.рублей (в 1999 г. - 814,8 млн.рублей).
Профессиональная ориентация
В настоящее время практически во всех районных и городских центрах занятости введены должности специалистов по профориентации. В ряде регионов действуют центры профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, работают лаборатории и кабинеты профориентации.
Профориентационные услуги, оказываемые населению специалистами службы занятости, включают профессиональное информирование населения, консультирование по вопросам выбора (перемены) профессии, специальности, места обучения и психологическую поддержку.
Профориентационными услугами в службе занятости пользуются в приоритетном порядке молодые люди в возрасте 16 - 29 лет, женщины, потерявшие работу, инвалиды, граждане, увольняемые в запас с военной службы.
В 2000 году такими услугами будет охвачено 4,0 млн.человек.
Расходы по эти цели составят в сумме 80,0 млн.рублей (в 1999 г. - 30,0 млн.рублей).
Программы материальной поддержки лиц, признанных безработными
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с законодательством осуществляется выплата пособий по безработице с целью временного и частичного возмещения утраченного ими заработка.
По расчетам, в 2000 году численность безработных, получающих пособие, составит около 2,4 млн. человек. В этой связи на финансирование мероприятий, связанных с материальной поддержкой лиц, признанных безработными, предусматриваются расходы в сумме 10089,7 млн.рублей (в 1999 г. - 9402,6 млн.рублей), из них 6760,0 млн.рублей - на текущие выплаты пособий по безработице и 3000,0 млн.рублей на погашение задолженности по выплате пособий за 1997 - 1999 годы (на 1 августа 1999 г. задолженность составляла 3,1 млн.рублей).
Законодательством о занятости населения предусматривается возможность оказания материальной помощи безработным, у которых истек первоначальный период выплаты пособий (12 месяцев), а также лицам, находящимся на их содержании. В 2000 году предполагается выделение материальной помощи безработным на общую сумму 50 млн.рублей (в 1999 г. - 50,0 млн.рублей) для 170 тысяч безработных граждан.
Кроме того, предусматриваются расходы Фонда по возмещению затрат Пенсионному фонду России на выплату досрочных пенсий отдельным категориям безработных граждан предпенсионного возраста из числа уволенных из организаций в связи с их ликвидацией, либо по сокращению численности (штата) при невозможности их трудоустройства, которым возможно оформление досрочных пенсий по старости. Предусмотрено израсходовать в 2000 году на эти цели - 85,1 млн.рублей (в 1999 г. - 550,0 млн.рублей).
На банковские и почтовые услуги по пересылке и доставке средств на материальную поддержку безработных предусматривается израсходовать 194,6 млн.рублей (в 1999 г. - 139,0 млн.рублей).
Программы информационного обеспечения государственной политики занятости
В целях дальнейшего повышения эффективности действий службы занятости и улучшения обслуживания граждан, обращающихся в ее органы, будет продолжена реализация мероприятий по программе информационного обеспечения государственной политики занятости.
Программа работ по созданию и вводу в эксплуатацию звеньев АИС "Занятость" направлена, в первую очередь, на ведение базы данных вакансий, повышение оперативности при первичной регистрации и приеме населения, подборе рабочего места и трудоустройстве, назначении и выплате пособий по безработице, информационно-издательской деятельности.
В проекте бюджета предусмотрено на реализацию данной программы 540,0 млн.рублей (в 1999 г. - 215,0 млн.рублей).
Содержание территориальных органов службы занятости
С целью предоставления гражданам предусмотренных законодательством занятости услуг функционирует единая, вертикально управляемая структура территориальных органов службы занятости. В настоящее время в эту систему входят 89 региональных, 10 органов ЗАТО (с прямым подчинением Минтранс России) и 2444 территориальных (местных) органов службы занятости, в том числе:
региональные органы, всего 89 единиц местные органы, всего: 2444 единиц
из них: из них:
республиканские 21 городские 390
краевые 6 районные в городе 210
областные 50 районные (сельские) 1657
окружные 10 межрайонные 187
гг.Москва, Санкт-Петербург 2
Учитывая требования по сокращению административных расходов, в проекте бюджета заложена численность работников основного персонала на 2000 год 35187 единиц (сокращена на 10 процентов по сравнению с 1998 годом).
В связи с тем, что в настоящее время не представляется возможным финансировать расходы на содержание территориальных органов службы занятости за счет средств федерального бюджета, финансирование этих органов в 2000 г. будет осуществляться за счет средств Фонда занятости.
Затраты на денежное содержание федеральных государственных служащих территориальных органов службы занятости в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 определены начислениями в сумме 1403,4 млн.рублей (в 1999 г. - 1052,3 млн.рублей).
На капитальные вложения предусмотрено направить 50,0 млн.рублей (в 1999 г. - 35,0 млн.рублей). Это связано с тем, что необходимо завершить строительство 7 объектов.
В расходы территориальных органов службы занятости включены также затраты этих органов на обеспечение капитального ремонта объектов службы занятости (116,0 млн.рублей) и приобретение оборудования и инвентаря (50,0 млн.рублей).
Статья "Прочие расходы" (90,0 млн.рублей) включает в себя уплату территориальными органами службы занятости местных налогов, страхования имущества и средства, необходимые на консервацию недостроенных объектов.
Бюджетом Фонда предусматривается также возмещение расходов, связанных с использованием займа МБРР в сумме 30,0 млн.рублей.
Пояснения по другим положениям законопроекта
Законопроектом (статья 5) предусмотрено формирование федеральной части Фонда занятости за счет отчислений 20% сумм обязательных страховых взносов работодателей, формируемых на территориях субъектов Российской Федерации (3090,4 млн.рублей). Не менее 80% средств, централизуемых на федеральном уровне, намечено направить в виде целевых дотаций территориям с критической ситуацией на рынке труда.
Это позволит частично решить на федеральном уровне проблему погашения задолженности по выплате пособий по безработице, организовать проведение аудиторских проверок финансовой и хозяйственной деятельности органов службы занятости в субъектах Российской Федерации, повышать квалификацию работников органов службы занятости, организовать научно-исследовательскую и информационно-издательскую деятельность, развитие АИС "Занятость".
В целях создания условий для погашения просроченной задолженности организаций по платежам в Фонд занятости в законопроекте (статьи 8 - 10) предусматриваются положения, регулирующие порядок предоставления организациям отсрочки по погашению задолженности по страховым взносам и начисленным пени с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между территориальными органами службы занятости и плательщиками страховых взносов, а также перерасчет (списание) пени на просроченную задолженность.
Статьей 11 законопроекта предусматривается утверждение Минтрудом России объема доходов и расходов Фонда занятости в разрезе субъектов Российской Федерации в пределах средств Фонда, определенных данным Федеральным законом, что позволит сбалансировать основные параметры бюджетов Фонда в целом по стране и по каждому субъекту Российской Федерации, а также усилить контроль за правильностью сбора и расходования средств Фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.