Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
1. Цель Федерального закона.
Федеральный закон определяет правовые основы формирования трудового потенциала северных регионов Российской Федерации на принципах регулируемой рыночной экономики с учетом спроса на рабочую силу, закрепляет порядок привлечения рабочей силы для работы в северных регионах только на договорных условиях, определяет ответственность работодателя за выполнение государственных социальных гарантий и компенсаций.
2. Основные положения.
В северных регионах страны на протяжении целого ряда лет продолжается сокращение спроса на рабочую силу, связанное с падением объемов производства, растет численность незанятых и не имеющих перспектив трудоустройства граждан. Одновременно усиливается неконтролируемый приток в северные регионы населения, которое привлекают относительно высокие заработки и установленные государственные гарантии и компенсации. Только за 11 месяцев 1998 года в регионы Севера прибыло более 560 тыс. человек, в т.ч. свыше 70 тыс. - из стран СНГ. Так за январь-ноябрь 1998 года в Ханты-Мансийский АО въехало 47 тыс. человек, в Республику Саха (Якутия) - 21,5 тыс. человек. В то же время в 1998 году в Ханты-Мансийском АО насчитывалось более 30 тыс. безработных, в Ямало-Ненецком АО - более 10 тыс. граждан, не имеющих работы.
Имеет место повторное прибытие граждан, ранее выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, воспользовавшихся при выезде государственными льготами, гарантиями и компенсациями, в том числе получивших жилую площадь в климатически благоприятных регионах Российской Федерации.
В результате усугубляется проблема содержания на Севере избыточного (на уровне 14 - 20 процентов) населения, возрастает нагрузка на социальную инфраструктуру, отвлекаются средства федерального и регионального бюджетов на строительство жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Приватизация средств производства и изменение структуры собственности привели к появлению рынка труда, регулирующего спрос на рабочую силу и ее цену. Между тем, существующая система льгот и гарантий для северян ориентирована на компенсирование государством затрат на воспроизводство рабочей силы, используемой на предприятиях и в организациях негосударственного сектора экономики вне зависимости от их народно-хозяйственной значимости.
В настоящее время финансирование затрат на социальные гарантии и компенсации для работников бюджетных организаций и членов их семей осуществляется за счет бюджетов всех уровней, а для предприятий и организаций не бюджетной сферы - за счет отнесения затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. за счет работодателя. Исходя из порядка, установленного постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1992 года N 653 и от 5 августа 1992 года N 552, выплата по районным коэффициентам, надбавкам к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно и другие льготы, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Система государственных гарантий и компенсаций северянам, сформированная в условиях централизованной экономики, нуждается в кардинальном пересмотре. В соответствии с законопроектом, исходя из концепции, что расходы по привлечению трудовых ресурсов должны нести работодатели, а государство обязано гарантировать только обеспечение минимальных социальных стандартов, в статью 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" вносятся соответствующие изменения.
3. Прогноз социально-экономических последствий принятия Федерального закона.
Принятие Федерального закона дает возможность упорядочить миграционный поток населения в северные регионы и перейти к формированию трудового потенциала в зависимости от реальных потребностей экономики Севера России, позволит четко определить сферы ответственности государства и работодателей негосударственного сектора экономики за предоставление социальных гарантий и компенсаций. Таким образом, формирование трудового потенциала в северных субъектах Российской Федерации будет в большей степени зависеть от реальных потребностей производства и возможностей региональных рынков труда.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что принятие данной поправки никоим образом не ущемляет интересы тех, кто уже в настоящее время проживает и работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях".
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 не учитывает реальные возможности федерального бюджета в качестве источника финансирования основного объема государственных гарантий и компенсаций северянам. Кроме того, в федеральных бюджетах на 1993 - 1999 годы расходы на реализацию настоящего Закона отдельной строкой не предусматривались.
Вместе с тем, за 1998 год общая сумма затрат по реализации Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" оценивается в 142,0 млрд. рублей (без учета инфляционных последствий августовских событий). В структуре затрат на социальные гарантии и компенсации доля федерального бюджета составляет около 9 процентов, бюджетов субъектов Российской Федерации - 3,5 процента, предприятий и организаций - около 60 процентов. В свою очередь, предприятия и организации несут порядка 55 процентов суммарных затрат по выплате районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Таким образом, основную нагрузку по обеспечению северянам установленных социальных гарантий и компенсаций несут хозяйствующие субъекты (работодатели).
Принятие Федерального закона не потребует затрат средств федерального бюджета. Законодательное ограничение круга лиц, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", только лицами, прибывшими в указанные районы и местности до 1 января 2000 года, позволит обеспечить расчетную годовую экономию средств бюджетов всех уровней в размере 6 - 7 млрд. рублей (при сохранении существующей тенденции въезда в районы Севера порядка 400 - 500 тыс. человек и исходя из затрат на гарантии и компенсации на одного северянина - 14 - 16 тысяч рублей в год).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.