Проект федерального закона
"О традиционной и народной медицине (целительстве)"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Правовое регулирование отношений "пациент,
народный целитель, общество - государство"
Глава 3. Организация науки и координации работ в сфере
традиционной и народной медицины
Глава 4. Система профессиональной подготовки
Глава 5. Экспертиза, лицензирование и регистрация деятельности
в сфере традиционной и народной медицины
Глава 6. Этический кодекс народного целителя
Глава 7. Международная деятельность народных целителей,
специалистов традиционной медицины и организаций
традиционной и народной медицины
Глава 8. Контроль и прокурорский надзор
Глава 9. Заключительные положения
Руководствуясь конституционно закрепленными правами и свободами человека по охране здоровья, признавая богатый общечеловеческий культурно-исторический опыт и духовно-нравственный потенциал традиционной медицины, уникальность и самобытность народных традиций целительства, учитывая исключительную важность создания условий для обеспечения профессиональной подготовки и легализации деятельности специалистов традиционной медицины и народных целителей, путем создания правовой и организационной основы для деятельности специалистов в этой сфере, стремясь к обеспечению законных прав и защиты интересов граждан при обращении их за медицинской помощью, поддерживая и развивая плодотворный опыт интеграции официальной, традиционной и народной медицины на профессиональной основе, признавая принципы и нормы международного права в сфере охраны здоровья и принимая рекомендации ВОЗ по всестороннему развитию и государственной поддержке традиционной и народной медицины, Государственная Дума принимает настоящий Федеральный закон.
Глава 1. Общие положения.
Статья 1. Законодательство о традиционной и народной медицине.
Законодательство Российской Федерации о традиционной и народной медицине состоит из настоящего Закона, иных правовых нормативных актов законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также имеющих нормативный характер правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, издаваемых в соответствии с настоящим Законом.
Законодательные и иные правовые нормативные акты, принимаемые Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации не могут ограничивать права граждан и гарантии их соблюдения, предусмотренные настоящим законом.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о традиционной и народной медицине, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 2. Цели и задачи закона
Целью настоящего Федерального закона по осуществлению Федеральной политики в сфере охраны здоровья Российской Федерации являются:
1. Установление принципов осуществления федеральной политики и государственной поддержки традиционной и народной медицины.
2. Сохранение и обогащение опыта, знаний и духовно-нравственного потенциала традиционной медицины, а также уникального национального опыта и традиций народной медицины.
3. Обеспечение безопасности и повышение эффективности методов и средств традиционной и народной медицины.
4. Обеспечение защиты прав граждан при обращении их за традиционной медицинской помощью и к услугам народных целителей.
5. Установление правовых норм и условий, способствующих углублению процесса интеграции официальной, традиционной и народной медицины.
6. Регулирование отношений (установление прав, обязанностей, гарантий, ограничений и ответственности), возникающих между пациентом и специалистами, использующими методы и средства традиционной и народной медицины, а также отношений государства и общества с лицами, осуществляющими деятельность в указанной области.
7. Установление правовых норм и условий для российских и зарубежных физических и юридических лиц, обеспечивающих предоставление и получение полноценного образования в области традиционной медицины, профессии и легализации деятельности специалистов по традиционной и народной медицине.
8. Установление порядка создания и деятельности Федерального межведомственного общественного научно-экспертного совета, Федерального центра по координации практической и научной деятельности в области традиционной и народной медицины.
9. Утверждение "Кодекса народного целителя".
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе употребляются используемые в сфере традиционной и народной медицины при оздоровлении, профилактике, диагностике, лечении и реабилитации следующие термины:
Традиционная медицина - отрасль медицинской деятельности, предметом которой является использование методов, основанных на систематизированных философских и медицинских знаниях, установившихся и практически используемых с древнейших времен зарегистрированных в качестве медицинских в соответствии с законодательством Российской Федерации или в Государственном реестре средств, методов и оборудования, применяемых в традиционной медицине, в соответствии с настоящим законом, и осуществляемая лицами, имеющими медицинское образование и профессиональную подготовку по традиционной медицине или специальное образование, полученное в соответствии с настоящим законом.
Народная медицина (целительство) - отрасль практической деятельности в сфере охраны здоровья граждан, направленная на оздоровление, диагностику, лечение, профилактику заболеваний и их осложнений, реабилитацию после перенесенных заболеваний, коррекцию психического и физического состояния оригинальными способами, основанными на опыте, мировоззрении и культуре предыдущих поколений, осуществляемая юридическими и физическими лицами с использованием уникальных возможностей целителей, продукции естественной окружающей среды и природных ресурсов человеческого организма, методов, средств и оборудования утвердившихся в местных культурных народных традициях в соответствии с установленным настоящим законом порядком.
Официальная медицина - отрасль научно-практической медицинской деятельности, основанная на системе научных медицинских знаний и осуществляемая медицинскими работниками, имеющими государственное медицинское образование (или приравненное к нему), с использованием методов, медицинских технологий и медицинского оборудования, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, разрешенных и рекомендованных для применения в медицинской практике в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Специалисты по традиционной медицине - лица, получившие профессиональные медицинские знания и специальности (специализации) по программам, соответствующим государственным образовательным стандартам в лицензированном учебном заведении и осуществляющие лечебно-практическую, научную и (или) педагогическую деятельность в данной области в соответствии с настоящим законом.
Народный целитель - лицо, использующее с своей профессиональной деятельности методы народной медицины, прошедшее в установленную настоящим законом комплексную экспертизу и регистрацию, обладающее опытом и навыками народной медицины.
Методы народной медицины (целительства) - авторские, неинвазивные методы (включающие психологическое, психотерапевтическое, информационное, биоэнергетическое, контактное и бесконтактное воздействие на пациента) с применением (или без такового) природных средств и пищевых продуктов, приборов и предметов, безопасность и медицинская эффективность которых подтверждена компетентными учреждениями и направленные на оздоровление, профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию и раскрытие естественных резервов человеческого организма, восстановление его адаптационных способностей и духовное совершенствование и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в качестве медицинских.
Методы традиционной медицины и виды традиционной медицинской деятельности - методы, основанные на систематизированных медицинских и философских знаниях зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве медицинских или в порядке, установленном настоящим законом. К видам традиционной медицинской деятельности относятся: рефлексотерапия (акупунктура и ее разновидности), фитотерапия и лечение другими средствами природного происхождения, гомеопатия, мануальная терапия (и ее разновидности), массаж, традиционные системы оздоровления, традиционная диагностика, биоэнергоинформатика.
Статья 4. Принципы федеральной политики в области традиционной и народной медицины
Традиционная и народная медицина являются составными частями государственной системы охраны здоровья граждан.
Специалисты по традиционной медицине и Регистрированные народные целители пользуются правами медицинских работников и несут обязанности и ответственность в соответствии с настоящим законом.
Место традиционной и народной медицины в государственной системе охраны здоровья граждан определяется в соответствии с принципом взаимной интеграции с официальной медициной в пределах их компетенции.
Статья 5. Финансирование
Финансирование Федерального центра по координации практической и научной деятельности в области традиционной и народной медицины, учебных заведений и получение профессионального образования, госбюджетных учреждений здравоохранения, осуществляющих экспертизу методов и видов традиционной и народной медицины в научных целях и программ подготовки специалистов, в том числе, подготовка государственных образовательных стандартов по отдельным специальностям и программ профессионального образования осуществляется из традиционных источников - федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (не менее _ %), из средств налоговых поступлений от деятельности в сфере традиционной и народной медицины (не менее _ %), иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Экспертиза с целью последующего лицензирования финансируется из внебюджетных средств.
Финансирование повышения квалификации, лицензирования деятельности осуществляется из внебюджетных средств.
Учебные и научные заведения, независимо от формы собственности, ведущие исследовательские, внедренческие работы в области традиционной и народной медицины, имеют льготное налогообложение в части этих работ.
Налогообложение юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области народной медицины осуществляется в порядке, принятом для медицинских учреждений и частной медицинской практики.
Финансирование Федерального межведомственного общественного научно-экспертного совета и его отделений осуществляется из внебюджетных средств или собственных источников финансирования.
Статья 6. Страхование.
Медицинское страхование в области традиционной медицины осуществляется по общепринятым правилам для официальной медицины.
Медицинское страхование в области народной медицины осуществляется на добровольной основе.
Глава 2. Правовое регулирование отношений "пациент,
народный целитель, общество - государство"
Статья 7. Место традиционной и народной медицины в государственной системе охраны здоровья
Место традиционной и народной медицины в государственной системе охраны здоровья граждан определяется в соответствии с принципом интеграции в существующую систему официальной медицины в пределах их компетенции (профессиональной подготовки, прав и должностных обязанностей специалистов официальной, традиционной и народной медицины).
Допускается использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в соответствии со статьей 43 Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан (или 141 Федерального закона о системе здравоохранения Российской Федерации.)
Учреждения, государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации имеют право заключать договора о совместной деятельности с физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области народной медицины, в том числе в рамках штатного расписания. При этом контроль за деятельностью специалиста традиционной медицины, имеющего среднее медицинское образование и народного целителя на основе отдельного договора, осуществляет конкретный врач, имеющий соответствующую профессиональную подготовку. Учреждения, где осуществляется вышеуказанная деятельность, несут солидарную ответственность с врачами и специалистами традиционной медицины и народными целителями за допущенные ошибки.
Учреждения, принимающие участие в экспертизе методов, средств традиционной и народной медицины в т.ч. и в целях лицензирования, обязаны иметь компетентных высококвалифицированных экспертов и не вправе, отказывать заявителю, проживающему на подведомственной территории в праве экспертизы и выдаче соответствующего заключения и рекомендации. Результаты экспертизы действительны и принимаются к сведению экспертными комиссиями и лицензионными палатами вне зависимости от их территориального подчинения.
Статья 8. Права граждан при обращении к специалистам традиционной медицины и народным целителям. (Права и ответственность специалистов традиционной медицины и народных целителей)
Участниками целительской деятельности являются:
Пациенты, народные целители, целительские организации, специалисты традиционной медицины, профессиональные ассоциации, а также страховые компании, в случае заключения соответствующих договоров.
8.1. Пациент. Права.
Пациенты имеют право свободного выбора специалиста и метода помощи.
Пациент имеет право на сохранение в тайне факта обращения за помощью к специалисту традиционной и народному целителю, сведений о состоянии здоровья и иных сведениях, сообщенных или полученных в процессе обследования и лечения.
Пациент обязан засвидетельствовать письменно согласие проходить диагностику (лечение) у специалиста традиционной медицины и народного целителя.
Пациент не имеет права обращаться к специалисту традиционной медицины и народному целителю за помощью третьим лицам без их письменного согласия.
Пациент имеет право потребовать и получить достоверную информацию от специалиста традиционной медицины и народного целителя об эффективности применяемого метода и возможных последствиях, лицензии и других документах, имеющих отношение к профессиональной подготовке и легальной деятельности.
Пациент имеет право на обслуживание специалистами традиционной медицины по принципу страховой медицины.
Пациент имеет право на обеспечение (в существующей аптечной сети) средствами традиционной и народной медицины.
Пациент имеет право на возмещение ущерба его здоровью (в том числе и за введение в заблуждение относительно эффективности применяемых методов) по вине специалистов традиционной медицины и народных целителей в том числе профессиональными ассоциациями и страховыми компаниями, имеющими отношение к участникам целительской деятельности.
8.2. Народный целитель. Права. Обязанности. Ответственность.
Деятельность народного целителя считается профессиональной, когда она осуществляется систематически и распространяется на лиц не состоящих в родстве с целителем. Факт отсутствия финансовых взаимоотношений между народным целителем и пациентом, не является критерием отрицания профессиональной деятельности.
Народный целитель, как носитель эмпирических знаний и не имеющий ориентированного базового медицинского образования имеет право претендовать на осуществление целительской деятельности только после регистрации статуса Предпринимателя без образования юридического лица в уполномоченном органе и комплексной экспертизы, включающей экспертизу его авторского (запатентованного) метода и профессиональной подготовки. Территориальный регистрирующий орган вправе потребовать от заявителя - народного целителя, пройти дополнительную экспертизу в своем территориальном экспортно-квалификационном совете. За процедуру регистрации заявитель уплачивает государственную пошлину. Размер пошлины определяет Территориальный орган по месту регистрации. Народный целитель имеет право на бесплатную экспертизу применяемого им метода однократно. Все повторные экспертизы осуществляются за счет народного целителя.
Сведения об экспертизах поступают в Единый государственный реестр.
Народный целитель имеет право осуществлять лечебно-консультационную целительскую деятельность только в рамках полномочий, определяемых уровнем профессиональной подготовки и в строгом соответствии с решением территориального экспертно-квалификационного совета (комиссии) под контролем государственного уполномоченного органа и профессиональной ассоциации. Допуск народного целителя к целительской деятельности осуществляется под контролем врача, имеющего специализацию по традиционной медицине.
Народный целитель обязан соблюдать Кодекс целителя и профессиональную этику, осуществлять деятельность исключительно в рамках своей компетенции и в соответствии с принятыми в здравоохранении нормами.
Народный целитель имеет право отказать в консультации, лечении пациенту, если объем требуемой помощи выходит за рамки его компетенции.
Членство народного целителя в Профессиональной ассоциации является гарантией его профессиональной компетенции.
Народный целитель несет ответственность за свою деятельность в рамках действующего законодательства в т.ч. и за умышленное введение в заблуждение пациента (потребителя услуг) относительно эффективности применяемых им методов в виде штрафа в размере __ минимальных окладов. Средства от штрафов поступают в погашение имущественных претензий пациентов (или страховых компаний) в соответствии с решением суда и/или в доход территориального бюджета на финансирование научной и педагогической деятельности в области традиционной и народной медицины.
Народный целитель не имеет права осуществлять педагогическую деятельность без экспертизы своей учебной программы в соответствии со статьями 13 и 14 настоящего закона. Лица, претендующие на допуск к целительской деятельности из числа получивших подготовку по авторской учебной программе, проходят индивидуальную комплексную экспертизу.
Народный целитель не имеет права проводить массовые сеансы лечения.
8.3. Специалист традиционной медицины. Права. Обязанности. Ответственность.
Деятельность специалиста традиционной медицины считается профессиональной, когда она осуществляется систематически в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения или в порядке индивидуальной предпринимательской деятельности.
Специалист традиционной медицины обязан соблюдать профессиональную этику, осуществлять деятельность в рамках средств и методов традиционной медицины и своей компетенции. Применение авторских и незарегистрированных в установленном настоящим Законом порядке средств и методов допустимо в рамках целительской деятельности со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Специалист традиционной медицины имеет право отказать в консультации, лечении методами традиционной медицины пациенту, если объем требуемой помощи выходит за рамки его компетенции или медицинских показаний.
Специалист традиционной медицины несет ответственность за свою деятельность в т.ч. за умышленное введение в заблуждение относительно эффективности применяемых им методов в виде штрафа в размере __ минимальных окладов. Средства от штрафов поступают в погашение имущественных претензий пациентов (или страховых компаний) в соответствии с решением суда и /или доход территориального бюджета на финансирование научной и педагогической деятельности в области традиционной и народной медицины.
С целью обеспечения высокого интегрированного профессионального уровня, лечебный процесс специалистами традиционной медицины, имеющих среднее медицинское образование, осуществляется совместно с врачом, имеющем специализацию по традиционной медицине на основе договора о совместной деятельности. В случаях превышения рамок полномочий специалистом традиционной медицины, ответственность за конкретные ошибки в большей степени несет врач.
Специалист традиционной медицины не имеет права осуществлять педагогическую деятельность без экспертизы учебной программы в соответствии со статьями 13 и 14 настоящего закона.
8.4. Целительская организация - любая обособленная форма предприятия не относящаяся к системе учреждений Минздрава Российской Федерации и ведомств, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, целью деятельности которой является оздоровление, укрепление здоровья, духовное развитие личности путем осуществления комплекса мер целительского, социально-культурного, научного, организационного характера с учетом национальных, этнических, религиозных и других особенностей народов России, формирование понимания личностью духовных ценностей здоровья, возможностей своих естественных внутренних резервов, знания путей сохранения и укрепления здоровья, роли здорового образа жизни и личной ответственности за свое здоровье, содействие классической системе здравоохранения в более эффективном излечении больных.
К целительским организациям относятся также обособленные специализированные предприятия, осуществляющие оборот средств, предметов и оборудования традиционной и народной медицины, а также предприятия, производящие средства, предметы и оборудование традиционной и народной медицины.
Для помещений, где целительские организации, ведут прием пациентов или осуществляют торговлю средствами или предметами традиционной и народной медицины или их производство, действуют (разрабатываются и утверждаются) собственные санитарные нормы и требования.
При приеме на постоянную (или по совместительству) работу в целительские организации требование иметь индивидуальную лицензию не правомочно.
Если в структуре целительской организации имеется структура, осуществляющая торговлю средствами, предметами и оборудованием традиционной и народной медицины и желающая осуществлять оборот официальных лекарственных средств и медицинского оборудования, то при выдаче лицензии применяются правила, существующие для предприятий официальной медицины,
В рекламе торговое подразделение целительской организации обязано недвусмысленно сообщать указание на принадлежность к традиционной или народной медицине.
8.5. Профессиональные ассоциации в сфере традиционной и народной медицины.
Специалисты традиционной медицины, равно как и народные целители, осуществляющие деятельность в сфере традиционной и народной медицины, вправе на добровольной основе создавать профессиональные ассоциации и другие общественные объединения для защиты профессиональных прав и законных интересов специалистов и народных целителей, развития медицинской практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью специалистов и народных целителей. Свою работу они направляют на повышение уровня профессиональной подготовки, повышение эффективности лечебно-оздоровительной практической деятельности своих членов, развитие интеграционных процессов традиционной и народной медицины с официальной медициной и другими направлениями традиционной и народной медицины. В качестве участников (членов) профессиональных ассоциаций могут быть физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в профессиональных направлениях создаваемых ассоциаций. Коллективными членами профессиональных целительских ассоциаций могут быть коммерческие и некоммерческие целительские организации.
Профессиональные целительские ассоциации - общественные объединения физических и юридических лиц - общественных организаций, - являются профессиональными медицинскими ассоциациями, осуществляют свою деятельность в соответствии с уставом и действующим законодательством, определяющими их самостоятельность.
Профессиональные ассоциации, при наличии высококвалифицированных специалистов в своем составе, могут осуществлять деятельность по нескольким направлениям традиционной и народной медицины. Ряд профессиональных ассоциаций могут объединяться в союзы, принимая на себя обязательства по поддержке всех ассоциированных направлений деятельности.
Профессиональные ассоциации принимают участие:
- в разработке и реализации общих положений проведения квалификационной экспертизы специалистов своей профессиональной направленности, их сертификации, лицензирования или регистрации народных целителей, а также легализации или ограничения деятельности специалистов в данной профессиональной сфере;
- в разработке общих положений аккредитации и лицензирования учебных и лечебно-оздоровительных учреждений и организаций профессиональной направленности ассоциации;
- в разработке государственных образовательных стандартов, программ профессиональной подготовки, определении квалификационного уровня и критериев экспертной проверки и подготовки, усовершенствования и повышения квалификации специалистов традиционной медицины или народных целителей в соответствии с видом деятельности ассоциации; участвуют в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев контроля профессиональной подготовки и повышения квалификации, в присвоении работникам квалификационных категорий
- в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системах обязательного и добровольного медицинского страхования;
- в разработке норм целительской этики и рассмотрением вопросов, связанных с нарушением этих норм;
- в определении номенклатуры специальностей в традиционной и народной медицине,
- в разработке документов учета и отчетности в области традиционной и народной медицины,
Профессиональные ассоциации несут ответственность за профессиональный уровень и подготовку специалистов - членов ассоциации;
- являются гарантом для пациента медицинских работников, общества и государства профессиональной компетентности своих членов;
- делегируют подготовленных экспертов и уполномоченных специалистов для работы в экспертных и лицензионных комиссиях.
Профессиональные ассоциации могут принимать участие и осуществлять непосредственно экспертно-квалификационную, сертификационную, образовательную, диагностическую, лечебно-оздоровительную и иную деятельность, а также осуществлять консультационные функции и контроль качества деятельности физических и юридических лиц в сфере своей профессиональной направленности.
Статья 9. Единый государственный регистр специалистов традиционной медицины и народных целителей. Государственный реестр средств, методов и оборудования, применяемых в традиционной и народной медицине
Для широкого доступа к информации работников лицензионных палат, экспертных комиссий создается Единый государственный регистр специалистов традиционной медицины и народных целителей.
Единый государственный регистр состоит из трех частей:
1 - народные целители, 2 - специалисты традиционной медицины, 3 - целительские организации. Сведения, содержащиеся в регистре: ФИО (название организации), дата, место регистрации, краткое заключение об экспертизе (1 (специалиста) и 2 (метода)).
Органы, осуществляющие экспертизу, регистрацию и лицензирование в субъектах Российской Федерации передают сведения в Единый государственный регистр.
Государственный реестр средств, методов и оборудования, применяемых в традиционной и народной медицине содержит сведения о всех методах, средствах и видах оборудования с установленной (доказанной) в результате экспертной оценки медицинской эффективностью и безопасностью для пациентов или неэффективных. Публикация в Государственном реестре предусматривает защиту авторских прав (защищается патентование) в соответствии с действующим законодательством.
Ведение Государственного реестра и Единого государственного регистра осуществляет Федеральный центр.
Регистрация в Государственном реестре (в отличие от регистрации в официальной медицине, являющейся административно-правовым оформлением с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации порядком) не подразумевает разрешение применения метода в широкой медицинской практике - только административное оформление. Административное оформление требуется для принятия решения о легализации деятельности конкретного целителя.
Государственное или международное патентование методов, средств и оборудования не тождественно регистрации и не носит разрешительных для деятельности последствий.
Глава 3. Организация науки и координации работ в сфере
традиционной и народной медицины
Статья 10. Реализация федеральной политики в области науки
Эффективность и безопасность лечебно-оздоровительной деятельности в сфере традиционной и народной медицины основывается на научных исследованиях в данной сфере и обеспечивается: предоставлением возможности получения полноценного специального профессионального образования, реализацией Федеральных программ, созданием организационной структуры координации проведения научных исследований, осуществлением предоставленных прав профессиональными ассоциациями, установлением правового регулирования в данной сфере и иными закрепленными настоящим законом возможностями.
Статья 11. Координация работ в области традиционной и народной медицины
Координация работ по основным установленным настоящим законом направлениям деятельности в области традиционной и народной медицины возлагается на Федеральный центр по координации практической и научной деятельности в области традиционной и народной медицины (далее по тексту закона - Федеральный центр) при поддержке Министерства здравоохранения и других заинтересованных министерств и ведомств и при непосредственном участии в координационной деятельности Федерального экспертно-научного совета по традиционной и народной медицине (далее по тексту закона - Федеральный совет) и Профессиональных ассоциаций.
Разрабатываемые Федеральным центром материалы по закрепленным направлениям деятельности в области традиционной и народной медицины представляются в соответствии с положением о Федеральном совете как совместные и согласованные решения Федерального центра и Федерального совета.
Статья 12. Клинические исследования в сфере традиционной и народной медицины
Результаты экспертизы, включающей клинические исследования и апробацию методов и средств традиционной и народной медицины, являются основанием для проведения или ограничения регистрации, сертификации и (или) официального разрешения на применение авторских методов и средств и последующего лицензирования деятельности учреждений, организаций, специалистов традиционной медицины и допуска к деятельности народных целителей.
Клинические исследования и апробация проводятся по методам и критериям эффективности и безопасности общепринятым в официальной медицине в сочетании с дополнительно вводимыми и апробированными критериями, отражающими специфику методов и средств традиционной и народной медицины в соответствии с требованиями статьи 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (или 141 Закона о системе здравоохранения Российской Федерации). Новые методы и критерии клинических исследований и апробации могут вводятся по предложениям специалистов после экспертизы и утверждения их Федеральным центром и Федеральным советом.
В соответствии с настоящим законом вводятся: регистрация и оформление индивидуального разрешения на применение метода и (или) средства традиционной и народной медицины в практической деятельности заявителя. Не занесенные в Реестр методы и средства не могут быть внесены в число заявляемых видов деятельности учреждений, организаций и специалистов при их лицензировании в качестве медицинской деятельности. Ведение Государственного Реестра методов и средств традиционной и народной медицины возлагается на Федеральный центр.
Рекомендации по отдельным методам традиционной и народной медицины, имеющим национальные или территориальные особенности, зарекомендовавшим на протяжении длительного времени себя как эффективные и безопасные, на их практическое применение могут давать независимые территориальные экспертно-квалификационные комиссии, с последующей регистрацией методов и средств в установленном настоящим законом порядке и их применение ограничивается по территориальному признаку.
Правом на проведение клинических исследований и апробации методов и средств традиционной и народной медицины обладают лицензированные и аттестованные научные, лечебно-оздоровительные и учебные государственные, муниципальные и независимые медицинские учреждения и организации.
По результатам экспертизы, клинических исследований и апробации выдается официальное заключение, требуемое для регистрации данного методы или средства, как разрешенного для применения в системе традиционной и народной медицины.
Статья 13. Федеральный центр традиционной и народной медицины (по координации научно-практической деятельности в традиционной и народной медицине)
Федеральный центр по координации научно-практической деятельности в традиционной и народной медицины как головной государственный научно-практический центр в области традиционной и народной медицины по организационно-правовому статусу подчиняется и финансируется /частично финансируется/ Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Научная и организационно-методическая деятельность Федерального центра носит межведомственный характер и осуществляется совместно и при поддержке заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Российской академии медицинских наук и других зарегистрированных в установленном порядке независимых Академий, осуществляющих деятельность в области традиционной и народной медицины.
Федеральный центр по согласованию с субъектами Российской Федерации может создавать региональные филиалы. Деятельность Федерального центра не исключает права создания иных научных учреждений и организаций любой формы собственности.
На Федеральный центр возлагаются выполнение следующих задач и функций:
1) Организация и проведение межведомственной координации, направленной на развитие науки, лечебно-оздоровительной деятельности, профессиональной подготовки специалистов в области традиционной и народной медицины.
2) Организационно-методическая деятельность, совместное и непосредственное проведение фундаментальных и научно-практических исследований, клинических исследований и апробации методов, средств, приборов и оборудования в области традиционной и народной медицины, решение в установленном порядке вопросов их регистрации, сертификации, нормирования и разрешения на применение.
3) Организационно-методическая деятельность и участие в разработке и утверждении в установленном порядке специальностей и специализаций, программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, подготовки научных кадров и базовой подготовки народных целителей в области традиционной и народной медицины.
4) Разработка и представление в установленном порядке на утверждение общих Положений по клиническим исследованиям и апробации, квалификационной экспертизе, сертификации, аттестации, лицензированию деятельности научных, лечебно-оздоровительных, образовательных и учебных государственных, муниципальных и независимых учреждений и организаций, специалистов и народных целителей.
5) Разработка комплексных и целевых Федеральных программ, направленных на поддержку и развитие традиционной и народной медицины.
6) Изучение и обобщение отечественного, зарубежного и международного, в том числе решений Всемирной организации здравоохранения, научно-практического, законодательного и организационного опыта в сфере традиционной и народной медицины и представление в соответствующие органы государственного управления предложений по реализации государственной поддержки и совершенствованию законодательного и правового регулирования в данной сфере.
7) В соответствии с действующей Государственной системой стандартизации организация и проведение работ по стандартизации и нормированию в области традиционной и народной медицины. Информационное и правовое обеспечение, организация издания профессиональной научной и просветительской литературы в данной области знаний.
8) Ведение базы данных и государственного Реестра (разрешенных и запрещенных) методов и средств традиционной и народной медицины, направлениям и видам деятельности специалистов и народных целителей, и государственного Регистра научных, лечебно-оздоровительных и учебных государственных, муниципальных и частных учреждений и организаций, специалистов и народных целителей, осуществляющих деятельность в сфере традиционной и народной медицины. Участие в реализации программ мониторинга здоровья населения Российской Федерации.
9) Осуществление в объеме предоставленных прав экспертных и контрольных функций в сфере традиционной и народной медицины.
Статья 14. Федеральный научный экспертный совет по традиционной и народной медицине
Федеральный научный экспертный совет по традиционной и народной медицине является постоянно действующей независимой организацией, представляющей интересы общества, организаций и граждан в сфере традиционной и народной медицины, осуществляющей свою деятельность на принципах права официального представления предложений, проведения экспертизы и организации с Федеральным центром работ по основным актуальным направлениям развития традиционной и народной медицины.
Федеральный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением и формируется из авторитетных ученых и специалистов, представляющих права и интересы научных, лечебно-оздоровительных, учебных государственных и частных учреждений и организаций, подразделений Академии медицинских наук, профессиональных ассоциаций, осуществляющих деятельность в сфере традиционной и народной медицины.
Состав Федерального совета и Положение о Федеральном совете утверждаются Правительством Российской Федерации, в котором закрепляются направления научно-экспертной деятельности, полномочия, права, обязанности, ответственность и независимый характер деятельности.
По предложению субъектов Российской Федерации могут создаваться региональные отделения Федерального совета, которым, в соответствии с закрепленными настоящим законом распределением компетенций между субъектов Российской Федерации в сфере традиционной и народной медицины, могут делегироваться определенные права и полномочия.
Федеральному совету предоставляются следующие права и возлагаются функции:
1) Научная, профессиональная, экономическая, правовая экспертиза и официальное представление заключений по проектам, конкурсам и отдельным проблемам, связанным с профессиональной подготовкой специалистов и легализацией их деятельности, развитием науки и практической деятельности, разработкой Федеральных программ и межведомственной координацией в сфере традиционной и народной медицины.
2) Обобщение отечественного, зарубежного и международного опыта, направленного на защиту законных прав и интересов граждан при обращении их за медицинской помощью, специалистов и организаций при оказании ими медицинской помощи в сфере традиционной и народной медицины, и подготовка совместно с Федеральным институтом предложений по реализации государственной поддержки и совершенствованию правового регулирования в данной сфере.
3) Осуществление в объеме предоставленных положением прав контрольных функций качества деятельности в сфере традиционной и народной медицины, разрешение спорных вопросов.
Статья 15. Федеральные программы
1) Основной формой осуществление государственной политики и поддержки развития работ в области традиционной и народной медицины является реализация комплексных Федеральных программ, разрабатываемых на конкурсной основе, в которых отражаются проблемы, направленные на обеспечение получения профессионального образования и специальности, распространение передового практического опыта, расширение и координацию фундаментальных, научно-практических и клинических исследований, решение задач интеграции традиционной и народной медицины с официальной медициной.
2) Комплексные Федеральные и целевые отраслевые программы разрабатываются Федеральным центром при поддержке Министерства здравоохранения, заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке Правительством Российской Федерации. Программы разрабатываются при непосредственном участии Федерального совета с подключением государственных и независимых научных, лечебно-оздоровительных, учебных медицинских учреждений и организаций, подразделений Российской Академии медицинских наук и профессиональных ассоциаций.
Комплексные и целевые программы по традиционной и народной медицине могут входить составной частью в Федеральные или отраслевые программы Российской Федерации по охране здоровья.
Глава 4. Система профессиональной подготовки
Статья 16. Понятие системы профессиональной подготовки
16.1. Система профессиональной подготовки специалистов по традиционной представляет собой совокупность правового, научного, образовательного и организационного обеспечения, реализующая предоставление прав и возможностей на получение профессионального образования и специальности (профессии) лицам, избравшим для себя область традиционной медицины сферой профессиональных знаний и практической деятельности.
16.2. Реализация задач системы профессиональной подготовки, наряду с обеспечением конституционного права граждан на получение профессии, гарантирует защиту прав граждан по безопасности и обеспечению профессионального медицинского обслуживания при обращении за медицинской помощью.
Статья 17. Профессиональная подготовка
17.1. Профессиональная подготовка специалистов по традиционной и народной медицине является целенаправленным процессом предоставления, достижения и подтверждения определенного образовательного уровня знаний, требуемого практического опыта и приобретения специальности (специализации, профессии).
17.2. Профессиональная подготовка (образование) предусматривает обучение и аттестацию знаний специалистов по утверждаемым в установленном настоящим законом порядке программам и гарантирует присвоение по завершении обучения сертификата (диплома) соответствующей специальности (специализации).
Статья 18. Программы профессиональной подготовки, переподготовки и усовершенствования специалистов
18.1. Обучение при профессиональной подготовке, переподготовке и усовершенствовании специалиста по традиционной и народной медицине осуществляется в лицензированном учебном заведении по программам соответствующим государственным образовательным стандартам.
18.2. Программы ориентированного базового медицинского образования по традиционной медицине представляют собой обязательную ступень профессиональной подготовки специалистов и включают в себя требуемый объем новейших базовых медицинских знаний и определенный объем знаний в области традиционной и народной медицины.
18.3. Программы специального образования представляют собой программы профессиональной подготовки, ориентированные на определенную специальность (специализацию) в области традиционной медицины, предусматривающие требуемый для данной специальности (специализации) объем практической подготовки (государственный стандарт).
18.4. Лицензированные государственные и независимые медицинские учебные заведения, которым в установленном порядке предоставляется право подготовки специалистов по традиционной медицине и обучения народных целителей, свободны в расширении содержания и объема образовательных программ. Право выдачи диплома (сертификата) установленного образца предоставляется тем специализированным медицинским учебным заведениям (организациям), которые выполняют требование по предоставлению при обучении специалистов установленного образовательного минимума (учебных программ) и имеют аккредитацию.
18.5. Уровень допустимого минимума профессионального образования (высшее или среднее специальное) для специалистов по традиционной определяется видом профессиональной деятельности и учитывается при разработке программ.
18.6 Для лица, получившего образование в соответствии с настоящим законом, специальность является самостоятельной (медицинской) профессией или может быть дополнительной специализацией к основной медицинской профессии в его практической медицинской, научной и/или педагогической деятельности.
Статья 19. Переподготовка и усовершенствование специалистов
Профессионально подготовленные (дипломированные и имеющие официально присвоенную специальность - профессию) специалисты с периодичностью прохождения лицензирования проходят переаттестацию по специальным программам (в соответствии с присвоенной им специальностью) усовершенствования или повышения квалификации в лицензированных учебных заведениях (факультетах, отделениях) системы усовершенствования и повышения квалификации специалистов по традиционной и народной медицине.
Статья 20. Регистрация образовательных программ
20.1. Разработку научных концепций по созданию программ подготовки, переподготовки и усовершенствования специалистов по традиционной и народной медицине осуществляет научный экспертный Совет, формируемый из ученых данной области науки, в том числе представителей РАМН, представителей лицензированных государственных и независимых медицинских учебных заведений (кафедр, факультетов, отделений), профессиональных ассоциаций, министерств и ведомств, ответственных за организацию работ в области охраны здоровья и профессиональную подготовку специалистов.
20.2. Научно экспертный Совет осуществляет экспертизу и отбор работ, представляемых (на конкурсной основе) в Федеральные программы, подготавливает предложения по специальности для их официальной регистрации.
20.3 Регистрация программ, после согласования их с профессиональными ассоциациями (по принадлежности), осуществляется в установленном порядке по представлению научного экспертного Совета министерствами и ведомствами, ответственными за профессиональную подготовку медицинских работников.
20.4 Авторские программы
Авторскими программами признаются программы подготовки, переподготовки и усовершенствования по традиционной и народной медицине, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности и патентовании.
Глава 5. Экспертиза, лицензирование и регистрация деятельности
в сфере традиционной и народной медицины
Статья 21. Легализации деятельности учреждений, организаций, специалистов традиционной медицины
21.1 Легализация деятельности в сфере традиционной медицины осуществляются путем лицензирования и государственной регистрации юридических и физических лиц, и проводятся с целью упорядочения деятельности, обеспечения и дальнейшего повышения профессионализма, эффективности и безопасности медицинского обслуживания граждан в данной сфере.
21.2. Лицензирование и регистрация закрепляют права, гарантии, обязанности, ограничения и ответственность организаций, учреждений и специалистов, осуществляющих деятельность в сфере традиционной медицины.
21.3. Правовой основой для лицензирования юридических и физических лиц является официальное профессиональное экспертное заключение на заявленную деятельность.
Статья 22. Виды деятельности в сфере традиционной и народной медицины, подлежащие лицензированию
В соответствии с настоящим законом в сфере традиционной медицины лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
а) практическая медицинская деятельность учреждений и организаций государственной, муниципальной и независимой систем здравоохранения, а также специалистов, осуществляющих частную медицинскую практику;
б) проведение государственными, муниципальными и независимыми научными, лечебно-оздоровительными и учебными учреждениями и организациями подготовки специалистов в том числе:
- обучение лиц и повышение квалификации специалистов в объеме принятых в соответствии с настоящим законом программ ориентированного базового медицинского образования (первая ступень подготовки специалистов);
- профессиональная подготовка специалистов по традиционной и народной медицине (вторая ступень), повышение квалификации и усовершенствование специалистов;
- осуществление практической базовой подготовки по определенной специальности или специализации (третья ступень), повышение квалификации и усовершенствования специалистов;
- подготовка и повышение квалификации специалистов профессиональных аттестационных комиссий.
в) проведение клинических исследований и апробации методов и (или) средств традиционной и народной медицины государственными, муниципальными и независимыми научными, лечебно-оздоровительными и учебными медицинскими учреждениями и организациями;
г) производство и реализация сертифицированных диагностических и лечебно-оздоровительных приборов, оборудования и продукции из сырья растительного и животного происхождения.
Статья 23. Право на занятие народной медициной (целительством)
Правом на занятие народной медициной (возмездное оказание услуг в области традиционной и народной медицины) обладают граждане Российской Федерации, имеющие медицинское образование и профессиональную подготовку по традиционной или народной медицине, или получившие специальное образование по традиционной или народной медицине, или успешно прошедшие экспертно-квалификационную проверку и имеющие Диплом целителя единого государственного образца.
Диплом целителя выдается органами исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации. Диплом целителя единого государственного образца действителен на всей территории Российской Федерации.
Решение о выдаче Диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины.
Лица, получившие Диплом целителя, занимаются народной медициной на основании законодательства Российской федерации о предпринимательской деятельности в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии с критериями допуска к деятельности в области народной медицины, разрабатываемыми федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (Федеральным центром) совместно с профессиональной медицинской ассоциацией специалистов традиционной и народной медицины и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Легализация деятельности народных целителей
Легализация деятельности лиц, имеющих Диплом целителя и осуществляющих предпринимательскую деятельность в области народной медицины, производится путем их регистрации в территориальной регистрационной комиссии с выдачей Свидетельства о регистрации установленного образца.
Регистрационные комиссии создаются по решению органов управления государственного управления субъектов Российской Федерации или местной администрацией по поручению соответствующего государственного органа управления субъектов Российской Федерации. Регистрационные комиссии могут быть в составе лицензионных палат (комиссий) или создаются как самостоятельные.
Для получения заключения о соответствии заявителя заявленному виду целительской деятельности регистрационная комиссия направляет его в лицензированную экспертно-квалификационную комиссию.
Статья 25. Экспертно-квалификационные комиссии
Работа Экспертно-квалификационных комиссий направлена на обеспечение объективной оценки деятельности народных целителей в сфере народной медицины при регистрации и в процессе их практической деятельности. Работа комиссий может проводиться в следующих направлениях квалификационной экспертизы в сфере народной медицины:
- экспертиза профессиональной пригодности и уровня квалификации народных целителей, проходящих регистрацию, и определение степени готовности их к самостоятельной целительской деятельности (выдача квалификационного сертификата целителя с определением ограничений на заявленный вид деятельности);
- аттестация медицинских и целительских лечебно-оздоровительных учреждений и организаций и выдача заключений (сертификата) о соответствии профессиональных и квалификационных условий для проведения заявленных ими видов практической целительской деятельности;
- выдача профессиональных экспертных заключений на отдельные методы и средства целительской деятельности, не требующие клинической апробации и исследований. Право на осуществление квалификационной экспертизы комиссии приобретают на основании лицензии, выдаваемой Лицензионной палатой в соответствии с Положением о порядке выдачи лицензии экспертно-квалификационным комиссиям. Экспертно-квалификационные комиссии могут осуществлять деятельность только по заявленным и подтвержденным лицензией видам деятельности при наличии в их составе (в том числе привлекаемых на контрактной основе) высококвалифицированных специалистов по традиционной и народной медицине требуемого профиля.
Экспертно-квалификационные комиссии могут создаваться государственных, муниципальных и частных лечебно-оздоровительных учреждениях и организациях, медицинских учебных заведениях и профессиональных ассоциациях, имеющих лицензию на право проведения экспертизы. В отдельных случаях экспертно-квалификационные комиссии могут создаваться при лицензионных палатах или регистрационных комиссиях.
Решения Экспертно-квалификационной комиссии могут быть обжалованы в установленном порядке.
Статья 26. Ответственность должностных лиц и официальных организаций
Нарушения настоящего закона лицензионными палатами, регистрационными, экспертно-квалификационными, аттестационными и сертификационными комиссиями могут быть обжалованы в установленном порядке и влекут за собой административную и иную предусмотренную законодательством ответственность.
Отказ в выдаче лицензии, регистрации, квалификационном заключении должен быть аргументированным, оформляется официально и в срок __ дней вручается заявителю.
Любая иная, касающаяся традиционной и народной медицины деятельность, проводимая вне устанавливаемых настоящим законом норм и правил лицензирования и регистрации, не входит в сферу правового регулирования, регламентированными настоящим законом.
Статья 27. Правовые вопросы деятельности народных целителей, не прошедших регистрацию
Настоящая статья устанавливает правовые нормы для лиц, еще не имеющих Диплома целителя, не прошедших в установленном настоящим законом порядке регистрацию и осуществляющих целительскую деятельность безвозмездно по месту постоянного местожительства в регионах (населенных пунктах) не городского типа, отдаленных от лицензионно-регистрационных комиссий.
Закон устанавливает правовые отношения и нормы для данной категории лиц как переходные с последующей реализацией программы расширения повсеместной профессиональной подготовки целителей.
В отношении названных лиц устанавливается следующий порядок осуществления целительской деятельности:
- пациент при обращении к целителю вправе потребовать от целителя представления ему Диплома целителя, документов о целительском образовании и Свидетельства о регистрации целительской деятельности;
- целитель обязан представить пациенту диплом об образовании и Свидетельство о регистрации целительской деятельности или сообщить об отсутствии указанных документов;
При отсутствии указанных документов пациент сам для себя определяет вопрос о вступлении или не вступлении во взаимоотношения с данным целителем при этом, факт нанесения посетителю физического, психического, психологического или иного ущерба целителем, осуществляющими деятельность в данной сфере отношений, не квалифицируется как нанесение преднамеренного ущерба, влекущими за собой установленную законодательством ответственность.
Целитель, в рамках компетенции, может в экстренных случаях оказывать первую медицинскую помощь до прибытия врачебной помощи. При этом, целителю запрещается самостоятельно (без соответствующего контроля) заниматься медицинской деятельностью и, особенно, лечением особо тяжелых заболеваний.
Целитель должен рекомендовать посетителю обратиться прежде всего к врачу. Целитель обязан хранить медицинскую документацию в числе учетных документов в соответствии с правилами, принятыми в здравоохранении.
Целитель вправе обращаться в медицинское учреждение за консультацией по поводу проходящего у него лечение пациента, а лечащий врач не вправе отказать ему в консультации.
Методические руководства и рекомендации для целителей, осуществляющих целительскую деятельность в соответствии настоящей статьей закона, разрабатываются Федеральным центром совместно с Федеральным советом и профессиональной ассоциацией. В методических руководствах указываются:
- практические рекомендации по мерам безопасности и предосторожности при оказании целительской помощи;
- перечень заболеваний, лечение которых запрещается вести самостоятельно целителю;
- правила оказания первой до врачебной помощи в экстренных случаях;
- правила ведения целителем учета лиц, обращающихся за целительской помощью;
- юридические рекомендации по правам и ответственности целителей при проведении целительской деятельности.
Методические руководства и рекомендации для целителей пересматриваются Федеральным центром не реже одного раз в пять лет.
Целителям в соответствии с настоящим законом предоставляются права и возможности для получения соответствующей подготовки в лицензированном учебном заведении и регистрации их в качестве народных целителей.
Контроль деятельности целителей осуществляется местными органами управления здравоохранением, профессиональными ассоциациями, а так же в установленном законодательством порядке.
Профессиональные ассоциации осуществляют практическую консультативную помощь целителям данной категории, изучают опыт, методы и средства целительства и представляют материалы для обобщения в Федеральный центр.
Запрещаются любые административные преследования и ущемление прав целителей, за исключением случаев ограничения их деятельности предусмотренных законодательством. Лица виновные в административных нарушениях по отношению к целителям несут ответственность в установленном порядке. Целители вправе обжаловать нарушения по отношению к ним в местные административные органы или в суд.
Лица, относящиеся к категории, указанной в п.1 настоящей статьи, претендующие на осуществление целительской деятельности с выездом с постоянного места жительства, могут осуществлять целительскую деятельность только по прохождении территориальной экспертно-квалификационной комиссии и регистрации в установленном настоящим законом порядке.
Глава 6. Этический кодекс народного целителя
Этический Кодекс народного целителя - публичное заявление осуществлять деятельность в рамках профессиональной компетенции. (в соответствии со Ст.426 ГК Российской Федерации).
Текст "Этического Кодекса народного целителя":
Я, понимая всю важность миссии народного целителя в деле оздоровления своего народа, готов отдать весь ниспосланный мне дар, все силы своего таланта благородному делу служения ближнему, нести свет добра, облегчать страдания, успокаивать боль.
Я никогда, ни при каких обстоятельствах не обращу свой дар во зло, не воспользуюсь им для удовлетворения своего тщеславия, корысти, злобы.
Я обязуюсь всегда, во всех случаях жизни, всемерно поддерживать честь и достоинство Народного целителя России, укреплять его авторитет.
Как истинный народный целитель, я исповедую заветы:
- не навредить больному;
- воспринимать больного как духовного брата своего, нуждающегося в помощи;
- быть безукоризненно честным, чистым душой и телом;
- быть терпимым, открытым, готовым прийти на помощь страждущему;
- сохранять преданность своему делу.
Глава 7. Международная деятельность народных целителей,
специалистов традиционной медицины и организаций
традиционной и народной медицины
Народные целители и специалисты традиционной медицины - не граждане Российской Федерации - имеют право осуществлять профессиональную деятельность на территории Российской Федерации с соблюдением порядка, установленного настоящим законом для граждан Российской Федерации, за исключением обязательности членства в Российских профессиональных ассоциациях. То есть: до начала деятельности они должны представить в компетентные организации материалы, позволяющие осуществить экспертизу применяемых им средств и методов, получить свидетельства о регистрации. Свидетельства о регистрации и экспертные заключения дают право на выдачу лицензии на право профессиональной или преподавательской деятельности. Лицензия иностранным специалистам выдается в республиканской лицензионной комиссии (в срок ..... дней) и действительна на всей территории Российской Федерации.
Дипломы о профессиональном образовании, выданные зарубежными учреждениями признаются действительными на территории Российской Федерации после экспертизы правомочности и компетенции учреждения, выдавшего их.
Народные целители и специалисты традиционной медицины имею право осуществлять профессиональную деятельность вне пределов Российской Федерации в порядке и соблюдением требований страны пребывания без специальных разрешений и ограничений со стороны государственных органов Российской Федерации.
Порядок осуществления ими налоговых платежей - в соответствии с действующим законодательством и порядком.
Несанкционированное использование специалистами традиционной медицины и народными целителями при осуществлении международной деятельности фирменных названий организаций, зарегистрированных в Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Порядок регистрации на территории Российской Федерации предприятий и организаций со статусом "Международных" - в соответствии в действующим законодательством Российской Федерации.
Глава 8. Контроль и прокурорский надзор
Контроль за деятельностью по охране здоровья в области традиционной и народной медицины осуществляет органы управления здравоохранением, Федеральный центр и профессиональные ассоциации в рамках своих полномочий.
Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокуратурами.
Глава 9. Заключительные положения
Настоящий закон вступает в действие ______ 199_ года.
С момента вступления в действие настоящего закона утрачивает свою силу ст.57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в срок до _______ 199_ года привести действующие нормативные акты исполнительной власти в соответствие с настоящим законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.