Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий на территории Российской Федерации"
В Российской Федерации в настоящее время курит около 30 процентов населения, или около 45 млн. человек. Среднегодовая потребность в курительных изделиях населения России, по данным экспертов, составляет от 250 до 320 млрд. штук. В Российской Федерации официально зарегистрированы около 30 фабрик и до 100 малых предприятий, которые выпускают табачные изделия. Все они акционированы, а у 9 из них контрольные пакеты акций принадлежат иностранному капиталу, Российское табачное производство в состоянии обеспечить выпуск табачных изделий около 200 млрд. штук в год. Покрытие недостающей части до среднегодовой потребности обеспечивается за счет импорта сигарет, а это около 50 - 120 млрд. штук.
Почти вся российская табачная промышленность частная. Стоимость ее основных фондов составляет около 900 млн. долларов. Для национализации таких производственных мощностей и выкупа акций этих предприятий у государства средств нет.
Анализ ситуации, сложившейся на табачном рынке России, показывает, что сформировалась устойчивая группа посреднических частных фирм, которая поделила этот рынок по уровням, объемам и регионам. Эти частные фирмы, пролоббировав в виде нормативных актов различные схемы, ограничивающие возможности конкурентов, монополизировали импорт, крупную и мелкую оптовую торговлю и собирают монопольную сверхприбыль за счет, установленной ими в сговоре высокой торговой надбавки на табачные изделия, которая в среднем составляет до 80 процентов.
В Российской Федерации сложилась следующая структура ценообразования на табачные изделия:
- стоимость табачных изделий от товаропроизводителя;
- налоги, таможенные платежи (акциз, таможенная пошлина, НДС);
- наценка на табачную продукцию, осуществляемая фирмами - импортерами, до 20 %;
- наценка на табачную продукцию, осуществляемая крупными оптовиками, до 20%;
- наценка на табачную продукцию, осуществляемая мелкими оптовиками, до 15%;
- наценка на табачную продукцию, осуществляемая региональными оптовиками, до 6-8%;
- розничная наценка на табачную продукцию, до 20%.
Таким образом, попытка увеличить сбор средств в доход государства от торговли табачными изделиями за счет увеличения стоимости акцизов на табачные изделия, не меняя сложившуюся систему отношений в этой сфере деятельности, существенно не отразится на установившуюся долю торговой надбавки, вводимую фирмами-посредниками, так как автоматически войдет в конечную стоимость табачной продукции и ляжет дополнительным бременем на население.
По данным Госкомстата России, на российский рынок ежегодно направляется 12,5 млрд. пачек табачных изделий.
Среднестатистическая стоимость одной пачки сигарет от производителя составляет 5 рублей, а за счет торговой наценки возрастает до 9 рублей.
Следовательно емкость российского рынка табачных изделий составляет более 112,5 млрд. рублей.
В случае существенного изменения системы отношений в сфере деятельности, связанной с оптовым оборотом табака и табачных изделий, при передаче функций частных фирм - импортеров, крупных, мелких и региональных оптовиков специализированным государственным унитарным предприятиям государство, не вводя новые налоги и не меняя сложившуюся на российском рынке цену на табачных изделия, сможет дополнительно получить прибыль равную 60-63% от общей стоимости табачных изделий или около 40 млрд. рублей в год.
Эти меры не скажутся на снижении жизненного уровня населения, в то же время обеспечат существенное пополнение бюджетов всех уровней.
Введение государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий предусматривает получение прибыли от оптового оборота табака и табачных изделий и направление ее в федеральный и местные бюджеты за счет подмены деятельности частный посреднических фирм - системой государственных посредников в виде сети специализированных государственных унитарных предприятий федерального, регионального и местного уровней.
Установление государственной монополии в сфере оптового оборота табака и табачных изделий является предметом регулирования проекта федерального закона "О государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий на территории Российской Федерации".
Проект федерального закона состоит из 23 статей.
Он дает понятие государственной монополии, ее цели, а также полномочия органов государственной власти в области оборота табака и табачных изделий.
Проект федерального закона определяет систему отношений, связанных с оптовым оборотом табака и табачных изделий, вводит ограничения на организационные формы организаций, которым разрешено, заниматься перепродажей оптовых партий табачных изделий. Законопроект не вводит ограничения на организационные формы товаропроизводителей табачной продукции, в том числе участие иностранного капитала, и продавцов розничной торговли.
В то же время законопроект регламентирует сферу деятельности специализированных государственных унитарных предприятий по уровню деятельности, объемам оптовых продаж и регионам, а также на какие цели производится отчисление получаемой прибыли от оптового оборота табака и табачных изделий.
Кроме того, проект федерального закона предусматривает ответственность за нарушение государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий на территории Российской Федерации вплоть до уголовной.
Учитывая необходимость проведения подготовительных мероприятий, связанных с введением государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий, разработкой нормативных актов, а также возможностью выполнения своих обязательств частных фирм-посредников по ранее заключенным контрактам с товаропроизводителями, предлагается вступление в силу настоящего закона через шесть месяцев после его подписания.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О государственной монополии на оптовый оборот табака
и табачных изделий на территории Российской Федерации"
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов, дополнения и изменения которых
необходимо для реализации Федерального закона
"О государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий
на территории Российской Федерации
Принятие данного Федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности, а также в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.