Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"
Проект нового федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) подготовлен в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", являющимся основополагающим нормативным актом в области избирательного законодательства Российской Федерации.
Законопроект во многом уточняет порядок осуществления избирательных действий, финансирования выборов и условия проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, установленные действующим Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации". Следует также отметить, что по сравнению с этим Федеральным законом в законопроекте содержатся принципиально новые положения, касающиеся прав и обязанностей кандидата, участия в выборах избирательных объединений и избирательных блоков, сбора подписей избирателей, определения результатов выборов, вступления в должность Президента Российской Федерации.
Законопроект состоит из 12 глав, включающих в себя 83 статьи. Из положений законопроекта, существенным образом изменяющих действующий порядок подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, полагаем необходимым отметить следующие.
Законопроектом четко определяется период в течение которого Совет Федерации должен принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, - не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. При этом днем голосования на выборах является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации, а не первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации, как это предусматривается действующим порядком назначения выборов главы государства.
В соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" исчисление указанного конституционного срока начинается со дня избрания Президента Российской Федерации. Такой подход, который был допустим при проведении первых после принятия новой Конституции Российской Федерации выборов Президента Российской Федерации, в настоящее время уже не приемлем, поскольку он не согласуется со статьей 92 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, при сохранении действующего порядка определения дня голосования (учитывая при этом высокую степень вероятности проведения повторного голосования) существенно увеличивается период между днем истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации, и моментом, когда вновь избранный Президент Российской Федерации приступает к исполнению своих полномочий.
Этим же обстоятельством обусловлено изменение дня голосования при проведении выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в случае если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в срок, установленный федеральным законом. Согласно законопроекту днем голосования в этом случае является второе или третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.
Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации в соответствии с законопроектом предоставляется непосредственно избирателям (инициативной группе избирателей в количестве не менее 100 человек), избирательным объединениям и избирательным блокам. При этом под избирательным объединением понимается общероссийское политическое общественное объединение, которое создано в порядке, установленном федеральными законами, и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации. Кроме того, необходимо, чтобы общественное объединение либо изменения, вносимые в его устав в целях придания ему статуса политического общественного объединения, были зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования. Указанные требования вытекают из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Наряду с этим законопроектом учитываются требования названного Федерального закона, предъявляемые к кандидатам. Так, при наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости, а также при наличии у него, помимо гражданства Российской федерации, гражданства иностранного государства, кандидат обязан указать это в своем заявлении о согласии баллотироваться. Одновременно с заявлением кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, полученных им и его супругом за два года, предшествующих году выборов, а также сведения об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе на праве общей собственности). Более жесткий по сравнению с названным Федеральным законом и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" подход к кандидатам обусловлен тем, что лицо баллотируется на должность Президента Российской Федерации.
В отношении кандидатов, замещающих государственные должности категории "А" и выборные муниципальные должности, a также кандидатов, находящихся на государственной и муниципальной службе, законопроектом предусматривается целый ряд ограничений, запрещающих им использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Такой запрет устанавливается и в отношении Президента Российской Федерации, баллотирующегося на второй срок, а также Председателя Правительства Российской Федерации, временно исполняющего в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязанности Президента Российской Федерации и являющегося зарегистрированным кандидатом. Следует отметить, что указанные должностные лица продолжают осуществлять свои полномочия.
В соответствии с законопроектом в поддержку кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 70 тысяч подписей избирателей, постоянно или преимущественно проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется за пределами территории Российской Федерации, общее количество подписей не может превышать 70 тысяч.
Законопроектом, подробно регламентирующим процесс сбора подписей, запрещается их сбор в местах и во время выдачи заработной платы, получения иных денежных выплат. Участие органов управления организаций всех форм собственности и учреждений в сборе подписей избирателей также не допускается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может служить основанием для признания подписей недействительными, отказа в регистрации кандидата или отмены регистрации зарегистрированного кандидата.
Законопроектом предусматривается процедура проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, а также сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками и инициативными группами избирателей, выдвинувшими кандидатов. В случае если количество недостоверных подписей составит более 15 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке (проверке подлежит в общей сложности не менее 30 процентов всех собранных подписей), регистрация кандидата не производится.
Возможность внесения избирательного залога вместо сбора подписей не предусматривается.
Законопроектом, как и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей. При этом избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если по результатам общих выборов ни один кандидат не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Вместе с тем повторное голосование не проводится, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае выборы признаются несостоявшимися.
Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах, при этом требование о 50-процентной явке избирателей может не соблюдаться. Если ко дню проведения повторного голосования осталась одна кандидатура на должность Президента Российской Федерации, то по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации второй кандидатурой признается зарегистрированный кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатур, по которым первоначально назначено повторное голосование.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Согласно законопроекту Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах. В случае проведения досрочных или повторных выборов устанавливается иной срок: Президент Российской Федерации вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
Законопроект подготовлен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Принятие нового Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не повлечет дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.