Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 25245-3 "О защите растений"
Досье на проект федерального закона
1. Обоснование необходимости принятия федерального закона "О защите растений".
Потери урожая от вредителей, болезней и сорняков значительны
во всем мире (см. таблицу).
(в %)
Культура | Вредители | Болезни | Сорняки | В сумме |
Пшеница | 5 | 9,1 | 9,8 | 23,9 |
Кукуруза | 12,4 | 9,4 | 13 | 34,8 |
Просо, сорго | 9,6 | 10,6 | 17,8 | 38 |
Рис | 26,7 | 8,9 | 10,8 | 46,4 |
Хлопчатник | 11 | 9,1 | 4,5 | 24,6 |
Соя | 4,5 | 11,1 | -13,5 | 29,1 |
Картофель | 17,1 | 21,8 | 4 | 32,3 |
Томаты | 7,5 | 11,6 | 5,4 | 24,5 |
Существенно снизить потери урожая от вредителей, болезней и сорняков позволяет защита растений - область деятельности по обеспечению, выполнению и обслуживанию комплекса, защитных мероприятий, включающего использование устойчивых сортов, агротехнического, биологического, химического и других методов предупреждения развития и борьбы с вредными организмами.
Однако отсутствие в Российской Федерации современной законодательной базы в области защиты растений не позволяет эффективно выполнять комплекс защитных мероприятий, что наносит экономический ущерб и в отдельных случаях приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
Для обеспечения эффективности сельскохозяйственного производства, защиты окружающей среды во всех развитых странах мира существуют законы, регламентирующие правовые отношения при осуществлении мероприятий по защите растений.
Большое взимание этой проблеме уделяется международными организациями. Создана Международная Конвенция по защите растений.
В связи с радикальными социально-экономическими и политическими изменениями, а также принятием ряда федеральных законов необходимость принятия федерального закона "О защите растений" стала еще более актуальной.
Необходимо законодательно определить правовые, экономические и организационные основы защиты растений на территории Российской Федерации для предупреждения появления вредных организмов и борьбы с ними, наносящими ущерб землям, растительности, лесам, и обеспечения получения высоко качественных урожаев сельскохозяйственных культур, обеспечения его сохранности.
Принятие федерального закона "О защите растений" будет способствовать обеспечению продовольственной и экологической безопасности Российской Федерации, благодаря законодательному регулированию работы Федеральной системы защиты растений.
Государственная служба защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в настоящее время работает на основании устаревших документов: постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1969 года N 113 и постановления Совета Министров РСФСР от 9 июля 1970 года N 416.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается резкое ухудшение фитосанитарной обстановки. Эти негативные тенденции обусловлены в определенной степени и недостаточным правовым регулированием в области защиты растений.
2. Общая характеристика и основные положения законопроекта.
Законопроект направлен на решение двух задач:
введение законодательных норм в области защиты растений, соответствующих Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации;
введение законодательных норм, необходимость разработки которых предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и подтверждена практикой работы в области защиты растений, сегодняшними потребностями сельхозтоваропроизводителя.
Законопроект предусматривает проведение единой государственной политики в области защиты растений на территории Российской Федерации: определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты растений, организацию защиты растений в Российской Федерации и порядок ее финансирования, определяет обязанности землепользователей, землевладельцев, граждан и должностных лиц, осуществляющих деятельность в области защиты растений, порядок осуществления государственного фитосанитарного надзора и лицензирования деятельности в области защиты растений, а также терминологию в области защиты растений в Российской Федерации.
В целях усиления и ужесточения системы государственного фитосанитарного контроля и надзора и надлежащего выполнения мероприятий по защите растений в законопроект введены понятия о специально уполномоченном государственном органе в области защиты растений.
Принятие проекта федерального закона "О защите растений" потребует внесения изменений и дополнений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также разработки и принятия новых нормативных правовых актов, перечень которых прилагается.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О защите растений"
Реализация проекта федерального закона "О защите растений" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению
и дополнению в случае принятия Федерального закона "О защите растений"
В случае принятия Федерального закона "О защите растений" до вступления его в силу необходимо внести изменения и дополнения в:
1) Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (перечень) от 25.09.98 N 158-ФЗ;
2) постановление Совета Министров СССР от 10.02.69 N 113 "Об улучшении организации защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней".
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых
необходимо для реализации Федерального закона "О защите растений"
В случае принятия Федерального закона "О защите растений" должны быть разработаны и введены в действие:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке лицензирования в области защиты растений";
2) постановление Правительства Российской Федерации "О государственной службе защиты растений в Российской Федерации";
3) постановление Правительства Российской Федерации "Порядок обеспечения проведения государственной политики в области защиты растений на территории Российской Федерации".
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А.Бекетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.