Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99087421-2 "О социальных гарантиях пострадавшим в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"
Предметом законодательного регулирования настоящего проекта федерального закона являются вопросы установления необходимых социальных гарантий и создания условий для медико-социальной реабилитации пострадавших в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации".
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только в событиях у мэрии города Москвы, у телецентра "Останкино" и во время штурма Дома Советов Российской Федерации 3 - 4 октября 1993 года погибло 123 и получили ранения 348 человек. В основном это гражданские лица. Приведенные данные по пострадавшим являются неполными, поскольку многие пострадавшие, опасаясь репрессий, не обращались к следствию, а наоборот - раненые старались уйти из больниц, назывались чужими именами, получали медицинскую помощь анонимно. Следствию удалось установить только тех убитых, которые были доставлены в морги города Москвы. По разным оценкам общее число пострадавших во время событий 21 сентября - 5 октября 1993 года (включая погибших, их ближайших родственников, а также лиц, получивших ранения и травмы различной степени тяжести) может составлять до двух тысяч человек.
В ходе расследования уголовных дел, возбужденных в связи с указанными событиями, большинство пострадавших и близкие родственники всех погибших были признаны потерпевшими. Установлено, что многие погибшие и получившие ранения и травмы были случайными прохожими и любопытствующими, не принимавшими участия в политическом противостоянии.
Среди установленных следствием погибших преобладали лица юношеского, молодого и среднего возраста. Большинство составляли лица в возрасте от 21 года до 30 лет (31,2 %), 13% погибших не достигли 20-летнего возраста. Преобладали лица рабочих профессий (14,2%) и служащие (12%), 3,6% погибших - школьники, 11% были студентами вузов. Погибшие проживали не менее чем в 17 регионах России и республиках бывшего СССР. Среди погибших 2 журналиста из ФРГ и Великобритании и 2 студента из Ливана.
Большинство из них погибли от огнестрельных ранений (96,5%), в том числе 11,4% скончались от множественных огнестрельных ранений. 24,8% умерли от ранений в голову, чуть меньше - 24,2% от ранений в грудь. От ранений в живот и ранений груди и живота скончалось 27%. Один человек заколот штыком, один раздавлен в результате умышленного наезда БТРа.
Сходную структуру имеет статистика лиц, получивших ранения и травмы различной степени тяжести.
Большинство пострадавших проходило лечение в гражданских медицинских учреждениях - НИИ "Скорой Помощи" им.Склифосовского, клинических больницах города Москвы, врачи которых, как правило, не имели специального опыта лечения огнестрельных ранений. Это не могло не сказаться на качестве лечения, особенно ранений, причинивших тяжкий и средней тяжести вред здоровью. 24 пострадавших перенесли до 9 - 10 операций, в том числе тяжелых.
Обследование семей пострадавших в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года, проводившееся Комиссией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, показало, что на сегодняшний день от последствий полученных ранений умерло не менее 8 человек. Нуждаются в срочном обследовании и лечении не менее 56 человек. 5-ти пострадавшим необходима серьезная операция.
Во всех обследованных случаях лица, получившие увечья, жаловались на трудности с изготовлением и ремонтом протезов конечностей, а также на качество протезов и ортопедической обуви. В протезировании нуждаются 12 пострадавших.
У многих пострадавших, в том числе молодых людей, установлены признаки психических отклонений и расстройств, развившихся на почве ранений и пережитого психологического шока. Распространены связанные с ними депрессивные состояния, нарушения сна, различные фобии, шизофренические расстройства. Обнаружены случаи суицида, разрыва социальных связей, ухода в тоталитарные секты. Установленные факты позволяют говорить об "октябрьском синдроме", по аналогии с "чеченским" и "афганским".
Многим пострадавшим с обеих сторон политического противостояния, проходившим во время событий 21 сентября - 5 октября 1993 года срочную военную службу, полученные ранения были оформлены как "травмы, не связанные с исполнением обязанностей военной службы". В результате, на них не распространяются социальные гарантии, предусмотренные для лиц, получивших ранения при исполнении воинских обязанностей.
Подавляющее большинство семей погибших и пострадавших относится к категории малообеспеченных. Августовский кризис 1998 года отбросил эти семьи за черту бедности. Многие пострадавшие месяцами и даже годами не могут найти работу по причине увечий, полученных в связи с событиями 21 сентября - 5 октября 1993 года. Не менее 25 семей пострадавших имеют крайне стесненные жилищные условия.
Социальное самочувствие людей тяжелое. Ситуация в стране оценивается ими как катастрофическая, они боятся лишиться последних средств к существованию, не видят для себя и своих детей никаких перспектив.
У некоторых погибших остались несовершеннолетние дети, а также одинокие престарелые родители или другие ближайшие родственники, потерявшие в их лице единственного кормильца. Одинокая старость грозит и некоторым пострадавшим.
Принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления от 23 февраля 1994 года N 65-1 ГД "Об объявлении политической и экономической амнистии" привело к прекращению в досудебной стадии расследования уголовного дела, возбужденного по факту массовых беспорядков в городе Москве 3 - 4 октября 1993 года, по которому проходило большинство пострадавших. В результате пострадавшие фактически лишились законного возмещения нанесенного им ущерба, поскольку вопрос об этом с момента прекращения расследования должен был решаться вне рамок уголовного дела в порядке гражданского судопроизводства. В то же время, по существующей судебной практике подобный иск практически не имеет шансов на удовлетворение.
Материальная помощь оказывалась в незначительном объеме преимущественно общественными объединениями и гражданами.
Настоящий проект федерального закона распространяется на близких родственников всех погибших, а также на лиц, получивших в связи с событиями 21 сентября - 5 октября 1993 года ранения и травмы (статья 1). Исключение составляют те лица, получившие ранения или травмы, которые совершили в связи с указанными событиями уголовные преступления, если их виновность доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (статья 2). Поступая таким образом, авторы законопроекта исходили из статьи 49 Конституции Российской Федерации, согласно которой виновность лица в совершении преступления может быть доказана только в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Законопроект предусматривает подтверждение органами прокуратуры факта гибели (смерти), получения ранений или травм, причинивших вред здоровью, в связи с событиями 21 сентября - 5 октября 1993 года. Это связано с тем, что лишь немногие пострадавшие имеют на руках подтверждающие указанные факты документы. Установлены случаи повторной выдачи свидетельств о смерти погибших в связи с событиями 21 сентября - 5 октября 1993 года, взамен утраченных, в которых не было указано, что их гибель связана с указанными событиями. Органы прокуратуры, ссылаясь на прекращение производством уголовных дел, связанных с событиями 21 сентября - 5 октября 1993 года, отказывают признанным пострадавшими по этим делам в выдаче справок, свидетельствующих о признании потерпевшим.
Ввиду неопределенного количества лиц, получивших ранения и травмы в связи с указанными событиями, которые из-за боязни репрессий уклонились от следствия (их число может исчисляться по крайне мере десятками человек), законопроект предусматривает возможность установления факта гибели (смерти) лица, получения им ранений или травм в связи с указанными событиями, а также в судебном порядке (статья 5).
Законопроект, в частности, предусматривает обеспечить лиц, получивших в связи с событиями 21 сентября - 5 октября 1993 года ранения и травмы, причинившие тяжкий или средней тяжести вред здоровью, постоянным диспансерным наблюдением за состоянием здоровья, а в необходимых случаях - госпитализацией в госпиталя Министерства обороны Российской Федерации и другие специальные профильные лечебно-профилактические учреждения по своему выбору", правом на бесплатное изготовление и ремонт протезов конечностей, ежегодными бесплатными путевками в лечебно-оздоровительные учреждения (статья 7).
Наиболее пострадавших и уязвимых в социальном отношении предлагается наделить правом на снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов, на бесплатный проезд на общественном транспорте, на снижение оплаты за установку и пользование телефоном и ряд других льгот (статья 8)
Нуждающимся в улучшении жилищных условий дается право на первоочередное получение жилья, а проживающим в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Всем категориям пострадавших предлагается установить льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг (статья 9).
Расходы, связанные с реализацией законопроекта, отнесены на счет федерального бюджета (статья 10).
Законопроект разработан в Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года.
Финансово-экономическое обоснование
Из-за объективных трудностей просчитать реальное количество пострадавших в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года, дать квалифицированное финансово-экономическое обоснование законопроекта и оценку возможных затрат из федерального бюджета крайне сложно, что отмечено и в Заключении Правительства Российской Федерации на данный законопроект.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению лил принятию в связи с принятием данного закона
Принятие данного закона не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Депутат Государственной Думы |
Т.А.Астраханкина |
и.о.173
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.