Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99087425-2 "Об увековечении памяти жертв событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предметом законодательного регулирования настоящего проекта федерального закона являются вопросы увековечения памяти жертв событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации".
Предлагается законодательно закрепить общепринятые формы мемориальной работы в отношении тех, кто во время указанных событий ценой собственной жизни выполнил свой общественный и гражданский долг по защите конституционного строя Российской Федерации от неправовых, насильственных действий по его изменению. Не должна быть забыта и память других невинных жертв октябрьской трагедии.
События 21 сентября - 5 октября 1993 года имеют общенациональное значение, не сводимое к политическим интересам какой-либо партии или движения. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, среди жертв указанных событий не только сторонники Верховного Совета и "правительственных сил", но и большое число людей, не принимавших участия в политическом противостоянии. Установлены случаи, когда люди пришли к Дому Советов Российской Федерации по призыву Е.Т.Гайдара "защищать демократию", но во время штурма по гуманистическим мотивам стали оказывать помощь раненым сторонникам Верховного Совета и стали жертвой стрелков "правительственных сил". Поэтому в настоящем проекте федерального закона жертвами событий 21 сентября - 5 октября 1993 года признаются все погибшие, которые показали пример приверженности принципам законности и гуманизма, независимо от их политической ориентации, а также те погибшие, которые не принимали участия в политическом противостоянии (статья 1).
Необходимость принятия настоящего федерального закона диктуется, с одной стороны, важностью предмета его законодательного регулирования для формирования исторической памяти народов Российской Федерации и воспитания молодых поколений в духе патриотизма, приверженности закону и принципам гуманизма, а с другой - нерешенностью этих вопросов несмотря на шесть лет, прошедших после трагедии.
В настоящее время фактически нелегально существует единственная мемориальная зона на месте массовой гибели безоружных граждан в районе бывшего Дома Советов Российской Федерации - напротив дома N 11а по Дружинниковской улице, возведенная энтузиастами начиная с 1993 года. Сносу зоны препятствуют лишь опасения московских и федеральных властей вызвать массовые протесты населения. По политическим мотивам уже подвергалась сносу бетонная стена стадиона "Красная Пресня", являющаяся органической частью мемориальной зоны. Зона поддерживается и развивается на скудные пожертвования частных лиц и общественных объединений, что сказывается на ее состоянии и перспективах дальнейшего развития.
В то же время, мемориальная зона ежегодно становится центром массовых мероприятий, посвященных памяти трагических событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, в которых принимают участие десятки тысяч граждан, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, видные деятели отечественной науки и культуры, священнослужители Русской Православной Церкви.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II рядом с мемориальной зоной предполагается возвести храм-часовню в память о событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года. Получен землеотвод, создан благотворительный фонд, попечительский совет которого возглавляет епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), но из-за отсутствия средств строительство до сих пор не начато.
Настоящий проект федерального закона законодательно закрепляет общепринятые формы мемориальной работы в отношении жертв трагических событий 21 сентября - 5 октября 1993 года (статья 2), порядок организации посвященных этому мероприятий (статья 3) и их финансового обеспечения (статья 4).
Финансовое обеспечение мероприятий по увековечению памяти жертв указанных событий предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, а также за счет добровольных (в том числе целевых) взносов и пожертвований физических и юридических лиц.
Организация мероприятий по увековечению памяти должна осуществляться при взаимодействии с заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями (статья 3).
Законопроект разработан в Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года.
Финансово-экономическое обоснование
Законопроект закрепляет общепринятые формы мемориальной работы в отношении жертв событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Объем затрат из федерального бюджета будет определяться ежегодно в соответствии с конкретными планируемыми мероприятиями по его реализации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
лил принятию в связи с принятием данного закона
Принятие данного закона не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Депутат Государственной Думы |
Т.А.Астраханкина |
и.о.173
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.