Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99063341-2 "О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР"
Досье на проект федерального закона
17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Указанным законом в Российской Федерации был учрежден новый институт мировых судей, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Названным Федеральным законом предусматривается, что порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Предлагаемый законопроект разработан в целях реализации указанного положения.
Подсудность уголовных дел в данном проекте определена следующим образом. Мировому судье подсудны дела частного обвинения и дела о преступлениях, по которым Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается максимальная санкция в виде двух лет лишения свободы. Таким образом, мировые судьи будут рассматривать около 40 составов преступлений, предусмотренных новым Уголовным кодексом РФ.
Порядок рассмотрения уголовных дел мировыми судьями практически не отличается от существующего в настоящее время порядка рассмотрения дела судьей единолично. Однако, в целях обеспечения своевременного и максимально полного исправления судебных ошибок до вступления приговоров мировых судей в законную силу в проекте предусматривается новый порядок проверки их законности - апелляционный и кассационный.
Жалобы и протесты на приговоры мировых судей рассматриваются судом, являющимся вышестоящим по отношению к тому, который вынес приговор, то есть районным судом. Судебное разбирательство в апелляционном порядке производится судьей районного суда единолично. При этом суд апелляционной инстанции вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Апелляционная инстанция вправе признать доказанными факты, которые не были установлены по приговору суда первой инстанции и, наоборот, отвергнуть факты, которые судом первой инстанции были признаны доказанными. Судебное рассмотрение в апелляционной инстанции завершается постановлением нового приговора. При этом оправдательный приговор может быть отменен апелляционной инстанцией с вынесением обвинительного не иначе как по протесту прокурора, либо по жалобе органа дознания или потерпевшего (частного обвинителя) или их представителей на необоснованность оправдания подсудимого. При изменении приговора суда первой инстанции апелляционный суд вправе применить закон о более тяжком преступлении или назначить более строгое наказание только в случае, когда по этим основаниям был принесен протест прокурором либо подана жалоба органом дознания, потерпевшим, частным обвинителем или их представителями, но в пределах предъявленного обвинения.
Приговор суда апелляционной инстанции может быть в установленные сроки обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам областного или приравненного к нему суда. В надзорном порядке указанное решение может быть обжаловано в Президиум указанного суда, причем решение, принятое Президиумом суда по надзорной жалобе является окончательным и дальнейшему обжалованию в рамках национальной процедуры не подлежит.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР" предусматривает процедуру рассмотрения уголовных дел мировыми судьями, а также порядок апелляционного обжалования приговоров мировых судей.
Согласно подсчетам Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации затраты на содержание мировых судей (при условии введения этого института по всей стране) составят 27.391.304 рубля, затраты на содержание аппаратов мировых судей - 44.838.750, затраты на материально-техническое и иное обеспечение деятельности мировых судей - 1.206.570.000 руб.
Введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений, вынесенных мировым судьей, исходя из существующих норм нагрузки судей повлечет увеличение численности районных судей в три раза, и повлечет затраты на их содержание в размере 132.148.800.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.