Проект федерального закона N 99034972-2
"О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации
Глава III. Формы и экономические особенности государственной
поддержки судостроительной промышленности
Глава IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы государственной поддержки судостроительной промышленности Российской Федерации в целях экономического стимулирования размещения на предприятиях Российской Федерации заказов на суда, корабли и судоремонт, а также правовые основы привлечения в судостроительную промышленность инвестиций для эффективного использования ее производственного и научно-технического потенциала.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная поддержка судостроительной промышленности в Российской Федерации (далее - государственная поддержка судостроительной промышленности) - совокупность мер по обеспечению государством благоприятных экономических и правовых условий для осуществления научных исследований, проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов и кораблей, функционирования и развития судостроительной промышленности;
судостроительная промышленность - совокупность, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, которые осуществляют проектирование, постройку, ремонт, модернизацию, переоборудование, утилизацию, судов, кораблей, средств океанотехники и иных плавучих сооружений различного назначения, а также создание для них комплектующего оборудования, приборов, вооружения и технических средств (далее - предприятия и организации);
научно-технический потенциал судостроительной промышленности - уровень научной, технической и технологической оснащенности предприятий и организаций судостроительной промышленности и обеспеченности их квалифицированными кадрами.
Статья 2. Цели государственной поддержки судостроительной промышленности
Целями государственной поддержки судостроительной промышленности являются:
содействие развитию экономики Российской Федерации;
обеспечение национальной безопасности государства;
развитие судоходства, промышленного рыболовства и освоение континентального шельфа Российской Федерации;
увеличение объемов производства продукции судостроительной промышленности и соответствующее дополнительное поступление средств в федеральный бюджет;
сохранение и повышение уровня научно-технического потенциала судостроительной промышленности;
повышение конкурентоспособности и расширение экспорта продукции судостроительной промышленности на мировом рынке;
создание системы лизинга судов, построенных на предприятиях судостроительной промышленности Российской Федерации;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
Статья 3. Основные принципы государственной поддержки судостроительной промышленности
Основными принципами государственной поддержки судостроительной промышленности являются:
использование средств и методов экономического стимулирования предприятий и организаций судостроительной промышленности;
государственное регулирование развития судостроительной промышленности;
применение в установленном настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке экономических стимулов в отношении российских судовладельцев, размещающих заказы на постройку или ремонт судов на предприятиях и организациях судостроительной промышленности для дальнейшей эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации, в том числе для эксплуатации построенных судов на лизинговой основе;
применение средств и методов экономического стимулирования судостроительной промышленности для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке судов и кораблей, построенных на предприятиях Российской Федерации;
защита предприятий судостроительной промышленности от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний.
Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области государственной поддержки судостроительной промышленности
Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области государственной поддержки судостроительной промышленности:
разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации на утверждение концепцию развития военно-морского флота, формирует концепции развития гражданских флотов, федеральные целевые программы развития судостроения, отдельных направлений судостроительной науки и техники и обеспечивает реализацию этих программ;
реализует меры государственной поддержки и экономического стимулирования судостроительной промышленности, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
применяет специальные защитные меры в отношении импорта в Российскую Федерацию продукции судостроительной промышленности иностранных государств, если аналоги такой продукции могут быть изготовлены предприятиями судостроительной промышленности Российской Федерации.
Глава III. Формы и экономические особенности
государственной поддержки судостроительной промышленности
Статья 5. Формы государственной поддержки судостроительной промышленности
Государственная поддержка судостроительной промышленности осуществляется путем:
проведения бюджетной и финансовой политики, обеспечивающей развитие судостроительной промышленности;
предоставления предприятиям и организациям судостроительной промышленности в установленном настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке налоговых и иных льгот;
предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоговых и иных льгот российским судовладельцам, размещающим на предприятиях судостроительной промышленности Российской Федерации заказы на постройку или ремонт судов для дальнейшей эксплуатации под Государственным флагом Российской Федерации, в том числе для эксплуатации на лизинговой основе;
защиты интересов судостроительной промышленности и судоходства Российской Федерации в международных организациях;
осуществления мероприятий по реализации сбалансированной политики в области экспорта и импорта продукции, товаров и услуг в интересах судостроительной промышленности, в том числе путем введения импортных квот и специальных пошлин на импорт судов;
информационного и правового обеспечения развития судостроительной промышленности;
реализация мер, предусматривающих размещение заказов на ремонт, за исключением аварийного, переоборудование и модернизацию судов российских судовладельцев только на основе открытых конкурсов с обязательным привлечением к участию в таких конкурсах предприятий и организаций судостроительной промышленности Российской Федерации.
Статья 6. Меры экономического стимулирования судостроительной промышленности
В целях экономического стимулирования судостроительной промышленности ее предприятиям и организациям предоставляются следующие льготы:
1) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации гарантом выполнения обязательств предприятий и организаций судостроительной промышленности (государственных унитарных предприятий, акционерных обществ, которые производят продукцию, товары, услуги, имеющие стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, а также акционерных обществ с контрольным пакетом акций, закрепленных в федеральной собственности государства или со специальным правом - "Золотая акция") и российских судовладельцев по кредитам, предоставляемым иностранными государствами, российскими и иностранными инвесторами на постройку судов, реализацию инвестиционных проектов модернизации и реструктуризации производства, является Российская Федерация, от имени которой гарантии выдает Правительство Российской Федерации. Объем гарантируемых государством кредитов не должен превышать 80 процентов стоимости судна или инвестиционного проекта со сроком выплаты кредита не более восьми лет.
При выдаче государственных гарантий под зарубежные связанные кредиты и контракты финансового лизинга, предполагающие обязательную покупку импортного оборудования и материалов, предусматривается ограничение их объемов суммами, составляющими не более 50 процентов стоимости оборудования и материалов, предназначенных для постройки или модернизации судна.
В качестве залога при предоставлении государственных гарантий могут использоваться имущество, имущественные права, в том числе пакеты акций предприятий и организаций судостроительной промышленности или судовладельцев, за исключением:
имущества предприятий и организаций судостроительной промышленности, которые производят продукцию оборонного значения и приватизация которых запрещена;
пакетов акций акционерных обществ, производящих продукцию, товары, услуги, имеющие стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;
пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, которые не подлежат досрочной продаже.
2) предоставление предприятиям и организациям судостроительной промышленности (в первую очередь государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам с контрольным пакетом акций у государства или со специальным правом - "Золотая акция") или судовладельцам субсидий для постройки судов, предусмотренных федеральными целевыми программами. Размер субсидий должен определяться с учетом экономической и социальной значимости строящегося судна для страны или отдельного региона при условии российской регистрации и эксплуатации нового судна под Государственным флагом Российской Федерации не менее десяти лет.
3) предоставление в установленном статьей 8 настоящего Федерального закона порядке налоговых льгот предприятиям и организациям судостроительной промышленности и судовладельцам по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество, а также по частичному их освобождению от таможенных пошлин.
4) выделение предприятиям и организациям судостроительной промышленности, судовладельцам и российским компаниям, осуществляющим постройку и/или лизинг судов, долгосрочных (на пять - десять лет) льготных кредитов на конкретные программы проектирования, постройки, модернизации и переоборудования судов, а также бюджетных инвестиций на модернизацию и реструктуризацию производственных мощностей. При этом льготные кредиты предоставляются на конкурсной основе при условии российской регистрации и обязательства дальнейшей эксплуатации судов под Государственным флагом Российской Федерации не менее десяти лет.
5) предоставление предприятиям и организациям судостроительной промышленности, судовладельцам и российским компаниям, осуществляющим лизинг судов, построенных на предприятиях Российской Федерации, отсрочки по расчетам за кредиты иностранных финансовых организаций, выделенные на постройку судов на основе межправительственных кредитных соглашений, на срок два - четыре года после сдачи судов заказчикам в эксплуатацию.
Статья 7. Источники финансирования развития судостроительной промышленности
1. Источниками финансирования судостроительной промышленности Российской Федерации могут быть:
собственные средства заказчиков;
заемные средства;
средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов федерации.
2. Исполнение обязательств по использованию заемных средств (кредитованию) для проектирования и постройки судов, кораблей, средств океанотехники и иных плавучих сооружений обеспечивается государственными гарантиями Российской Федерации. Риски вследствие неисполнения обязательств страхуются уполномоченной Правительством Российской Федерации страховой компанией в согласованных размерах. Средства для предоставления государственных гарантий предусматриваются в Федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 8. Внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации
В связи с принятием настоящего Федерального закона внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1. В Законе Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 52, ст.1871, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 23, ст.1229; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 14, ст.486; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст.3010; N 33, ст.3407; 1995, N 18, ст.1591; N 26, ст.2402; N 32, ст.3204; N 35, ст.3503; N 49, ст.4695; 1996, N 1, ст.4; N 14, ст.1399; N 22, ст.2582; 1997, N 12, ст.1377; N 18, ст.2102; 1998, N 31, ст.3825; N 47, ст.5702; 1999, N 2, ст.237; N 7, ст.879; N 14, ст.1662; N 18, ст.2221):
пункт 2 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Для предприятий, осуществляющих постройку и/или ремонт судов, облагаемым оборотом является стоимость реализованной судостроительной и судоремонтной продукции (работ, услуг). Авансовые платежи в облагаемый оборот не включаются до момента сдачи построенных или отремонтированных судов и кораблей заказчикам.";
статью 5 дополнить подпунктами "я5" и "я6" следующего содержания:
я.5) работы по постройке и ремонту судов и кораблей для государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;
я.6) работы по ремонту иностранных судов на предприятиях судостроительной промышленности Российской Федерации.";
пункт 3 статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:
"Возмещение сумм налога, уплаченных предприятиями судостроительной промышленности в период постройки и/или ремонта экспортных судов и кораблей за приобретаемое комплектующее оборудование и материалы, осуществляется ежеквартально в полном объеме из сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих внесению предприятием-изготовителем указанной экспортной продукции в федеральный бюджет.";
пункт 5 статьи 8 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
"Предприятиям судостроительной промышленности и судовладельцам в установленном порядке предоставляется отсрочка по уплате налога на импортируемое комплектующее и технологическое оборудование и запчасти на период погашения целевых кредитов на постройку и ремонт судов или модернизацию и реструктуризацию предприятий судостроительной промышленности.".
2. Статью 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст.281; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3204; N 48, ст.4567; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 6, ст.709; 1999, N 7, ст.879; N 18, ст.2221) дополнить пунктами "п" и "р" следующего содержания:
"п) иностранные суда и корабли, приходящие на ремонт на российские предприятия;
р) импортируемые оборудование и материалы, не изготавливаемые российской промышленностью, но необходимые российским предприятиям судостроительной промышленности для постройки конкурентоспособных судов и кораблей и ремонта судов в соответствии с требованиями международных конвенций.".
3. Часть первую статьи 5 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-I "О налоге на имущество предприятий" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 12, ст.599; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 25, ст.905; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1590; 1999, N 18, ст.2221) дополнить пунктами "л" и "м" следующего содержания:
"л) объема незавершенного производства судов и кораблей в период их постройки и ремонта на предприятиях судостроительной промышленности;
м) технологического и подъемно-транспортного оборудования, временно выведенного из эксплуатации вследствие отсутствия заказов на строительство и ремонт судов и кораблей (с оформлением в установленном порядке актов о консервации и пломбировании указанного оборудования).".
4. Пункт 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.525; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; Российская газета, 3 ноября 1993 года, N 205; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст.2823; N 29, ст.3010; N 32, ст.3304; 1995, N 18, ст.1592; N 26, ст.2402, 2403; N 49, ст.4695; 1996, N 1, ст.4, 20; N 51, ст.5682; 1997, N 3, ст.357; 1998, N 47, ст.5702; 1999, N 2, ст.237; N 10, ст.1162; N 14, ст.1660) дополнить абзацами следующего содержания:
"доходы судовладельцев от эксплуатации новых транспортных и промысловых судов, средств океанотехники и иных плавучих сооружений различного назначения российской постройки, используемые на погашение целевых кредитов на постройку судов при государственных гарантиях инвесторам;
доходы предприятий судостроительной промышленности, используемые на погашение целевых кредитов на реализацию инвестиционных проектов модернизации и реструктуризации производства при государственных гарантиях инвесторам.".
Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 10. О приведении законодательных и нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои Указы в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Поручить Правительству Российской Федерации:
в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" согласно статье 8 настоящего Закона.
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.