Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99037024-2 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года"
Досье на проект федерального закона
Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года устанавливает международные правила и процедуры в связи с таким ущербом. Ее принятие обусловлено опасностью, которая создается перевозками таких веществ морем, и необходимостью обеспечить компенсацию ущерба потерпевшим лицам.
Конвенция устанавливает правовой режим, при котором экономические последствия ущерба распределяются между собственником судна и получателями опасных и вредных веществ, перевозимых на судне в качестве груза. При этом ответственность возникает и компенсация выплачивается за причиненный ущерб при перевозке опасных и вредных веществ, определенных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, участником которой является Российская Федерация.
Для покрытия ответственности за ущерб собственник судна обязан осуществить страхование или предоставить другое финансовое обеспечение на сумму, составляющую предел его ответственности. При отсутствии умысла или грубой неосторожности судовладелец имеет право на ограничение ответственности общей суммы, которая зависит от валовой вместимости судна, но не может превышать 100 миллионов СДР (единица специального права заимствования, установленная Международным валютным фондом) - эквивалент 135 млн.долларов США.
В случаях, если уплачиваемая собственником судна компенсация является недостаточной или он освобождается от ответственности, компенсация потерпевшим лицам выплачивается в сумме до 250 млн. СДР (эквивалент - 337,5 млн.долларов США) Международным фондом по опасным и вредным веществам с зачетом компенсации, выплачиваемой собственником судна за ущерб. Фонд формируется за счет взносов импортеров (получателей) опасных и вредных веществ. Ставка взносов определяется в зависимости от количества опасных и вредных веществ, полученных импортером на территории государства в течение календарного года.
Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года еще не вступила в силу. Для этого необходимо, чтобы ее участниками стали 12 государств. В период, открытый для подписания, к ней присоединились Великобритания, Германия, Канада, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и Нидерланды.
Конвенция отвечает интересам Российской Федерации, российских судовладельцев и владельцев (получателей) опасных и вредных веществ при перевозке морем.
При присоединении Российской Федерации к Конвенции предлагается сделать заявление, из которого следует, что Российская Федерация в соответствии с п.1 ст.5 этой Конвенции не будет применять ее положения к судам вместимостью не более чем 200 тонн, осуществляющих перевозку опасных и вредных веществ только в упакованном виде в рейсах между портами или сооружениями Российской Федерации.
Присоединение Российской Федерации к Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения действующего порядка их финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.