Письмо Президента РФ от 29 октября 1998 г. N Пр-1431
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 сентября 1998 г. и одобренный Советом Федерации 14 октября 1998 г.
Федеральный закон не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Закону РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", а также международным соглашениям о взаимной защите инвестиций, заключенным Российской Федерацией с иностранными государствами.
Федеральным законом запрещается заниматься туроператорской деятельностью индивидуальным предпринимателям по истечении срока действия лицензии, выданной им ранее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Федеральном законе отсутствуют основания для лишения индивидуальных предпринимателей права заниматься туроператорской деятельностью и ограничения срока их деятельности в зависимости от срока действия лицензии, выданной конкретному предпринимателю.
Федеральным законом предусматривается дополнение Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" статьей 4-1, которой правоспособность юридических лиц ставится в зависимость от их организационно-правовой формы, вида инвестирования, размера доли участия в уставном капитале иностранных инвесторов, а также гражданства руководителей этих юридических лиц, что противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей равенство участников гражданских отношений.
Установление размера доли участия в уставном капитале коммерческой организации иностранных инвесторов и инвесторов, являющихся гражданами Российской Федерации, также противоречит статье 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которой все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности и инвестор самостоятельно определяет размеры инвестиций, а также статье 7 указанного Закона, устанавливающей, что выбор партнеров и любых условий хозяйственных взаимоотношений является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.
Вводимое Федеральным законом количественное ограничение (по принципу гражданства Российской Федерации и постоянного проживания на территории Российской Федерации) состава коллегиального исполнительного органа (единоличного исполнительного органа) юридического лица не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормами статьи 4-1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" существенно ограничивается правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, что противоречит статьям 8, 19, 55 и 62 Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным считаю необходимым пересмотреть концепцию Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", предусмотрев в нем в первую очередь введение норм, обеспечивающих законные интересы граждан Российской Федерации при получении туристских услуг.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 29 октября 1998 г. N Пр-1431
Текст письма официально опубликован не был