Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря"
Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 г. подписан 27 ноября 1999 года в г.Москве.
Соглашение и Протокол затрагивают важный вопрос, от решения которого в значительной мере будет зависеть будущее российского газа. Вопрос, который напрямую влияет на геополитические и стратегические интересы России.
В условиях неплатежей за поставленный газ его потребителям, поступления от экспортных поставок являются основным источником поддержания стабильности газовой отрасли. Эти же поступления обеспечивают значительную часть государственного бюджета. Поддержание развития добычи природного газа на уровне, необходимом для внутреннего потребления, не может быть обеспечено без увеличения валютных поступлений от экспорта газа.
В рамках общего объема экспорта российского природного газа особое место занимает проект "Голубой поток", который удвоит объем поставок российского газа на турецкий рынок, обеспечит прямой выход на Турцию, минуя третьи страны.
Значительная часть трубопровода - 390 километров, проходит по дну Черного моря на глубинах до 2150 метров. Прокладки трубопровода на таких глубинах водных акваторий будет осуществляться в мировой практике впервые. Строительство газопровода будет осуществляться при строгом соблюдении действующего российского законодательства об экологии и Бухарестской конвенции 1993 года по защите Черного моря от загрязнений.
Организация финансирования проекта "Голубой поток" в условиях резкого снижения инвестиционного рейтинга российских компаний оказалась чрезвычайно сложной и потребовала специального подхода. ОАО "Газпром" разработал схему финансирования, базирующуюся на разделении рисков с итальянским государственным концерном "ЭНИ". Выбор этого партнера не был случайным. Его определил опыт строительства и 18-летней эксплуатации концерном многониточного Транссредиземноморского газопровода, а также наличие в составе концерна крупнейшего в мире трубоукладочного флота. Финансирование проекта намечается осуществить преимущественно за счет заемных средств в объеме 1,5 миллиарда долларов США, представляемых банками под гарантии агентств экспортного кредитования "САЧЕ" Италия, "Джексимити" Япония и "Гермес" Германия. Остальные инвестиции в сухопутную часть осуществляет ОАО "Газпром", а в морскую - ОАО "Газпром" и ЭНИ в соотношении 50 на 50 процентов. Однако успешное финансирование и реализация проекта становятся возможным при обеспечении ряда условий.
Экономические расчеты показывают, что при существующей системе налогообложения проект "Голубой поток" является убыточным вследствие значительного удаления источника сырья в районе Северного Ледовитого океана до места его доставки - Турция. Он обретает экономическую привлекательность при формировании специального стабильного налогового режима.
С этой целью в рамках межведомственной рабочей группы с участием МИДа России, Минфина России, МНС России, Минтопэнерго России и других заинтересованных министерств и ведомств был разработан Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики от 15 декабря 1997 г., которое обеспечивает создание необходимых условий для реализации проекта "Голубой поток".
Протоколом определяются условия строительства и эксплуатации магистрального газопровода "Голубой поток". Применительно к морскому участку газопровода это будет осуществляться Компанией, учреждаемой ОАО "Газпром" и ЭНИ. Компания станет собственником морского участка газопровода (пункт 3 статьи 10).
Деятельность Компании, относящаяся к морскому участку газопровода, будет подлежать налогообложению исключительно в России (стать 4).
Основным поставщиком всего объема газа по магистральному газопроводу является ООО "Газэкспорт" ОАО "Газпром" (статья 2).
В Протоколе содержится ряд положений, не предусмотренных российским законодательством.
Согласно статье 3 Протокола Российской Федерации освобождает подрядчиков и субподрядчиков, осуществляющих строительство, от уплаты действующих и могущих быть принятыми в будущем: налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налогов и сборов в дорожные фонды и иных подобных налогов и сборов, непосредственно связанных со строительством магистрального газопровода на территории России и в ее исключительной экономической зоне, а также налога на прибыль иностранных организаций, связанную со строительством морского участка в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
На период до 31 декабря 2015 г. от налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налогов и сборов в дорожные фонды и иных подобных налогов и сборов, непосредственно связанных с техническим обслуживанием и ремонтом магистрального газопровода, освобождаются также организации, непосредственно осуществляющие техническое обслуживание и ремонт газопровода.
На период до 31 декабря 2007 г. освобождаются от налогов, сборов, таможенных пошлин и иных подобных платежей, за исключением таможенных сборов за таможенное оформление, предметы материально-технического назначения, предназначенные для строительства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта магистрального газопровода.
В статье 5 Протокола предусматривается освобождение Компании от уплаты налога на имущество, налога на добавленную стоимость, налогов и сборов в дорожные фонды и иных подобных налогов и сборов, непосредственно связанных с реализацией Соглашения от 15 декабря 1997 г.
Статье 6 Протокола ОАО "Газпром" и ООО "Газэкспорт", в отношении деятельности связанной с поставками газа по газопроводу, освобождаются от уплаты налогов и сборов в дорожные фонды до полной окупаемости инвестиций (но не более, чем до 31 декабря 2015 г.) и от уплаты налога на добавленную стоимость и вывозной таможенной пошлины на природный газ. Определяется также ставка уплаты акцизов по экспортируемому ОАО "Газпром" газу в период до полной окупаемости инвестиций (но не более, чем до 31 декабря 2015 г.).
В соответствии со статьей 9 Протокола законодательные акты, ухудшающие положения плательщиков налогов и сборов, не распространяются на организации, налоговый режим для которых установлен Протоколом.
Действие Протокола (статья 11) увязано со вступлением в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15 декабря 1997 года, а деятельность, осуществляемая в соответствии с Протоколом, подпадает под упомянутое Соглашение (статья 10).
Принятие решение о специальном налоговом режиме не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Напротив, помимо дополнительных валютных поступлений от увеличения экспорта газа, в бюджет с момента начала эксплуатации начнут поступать деньги в виде акциза, величина которого прямо пропорционально зависит от цены на газ.
Специальный стабильный налоговый режим в согласованном с Правительством Российской Федерации виде позволит обеспечить при цене в г.Самсун (Турция) 60 долларов США за 1000 кубометров газа поступление в федеральный бюджет более 4,5 миллиардов долларов США, а при цене 80 долларов за 1000 кубических метров газа - более 7 миллиардов долларов США.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.