Проект федерального закона N 99028420-2
"О свободных экономических зонах"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Порядок создания, функционирования и ликвидации
свободной экономической зоны
Глава III. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон на территории Российской Федерации, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах.
Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах
Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 3. Понятие свободной экономической зоны. Виды свободных экономических зон
Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого в соответствии с настоящим Федеральным законом, таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для субъектов предпринимательской деятельности.
К регулируемым настоящим Федеральным законом свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов.
В исключительных случаях с учетом географического расположения территории субъекта Российской Федерации, осуществляющего приграничную торговлю с сопредельными государствами в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", может быть создана особая экономическая зона в пределах территории данного субъекта Российской Федерации. Создание особой экономической зоны и регулирование правового режима инвестиций и предпринимательской деятельности в ней устанавливаются на основании специального федерального закона, принимаемого для каждой особой экономической зоны.
Статья 4. Цели создания свободных экономических зон
Свободные экономические зоны создаются в целях повышения эффективности производства, развития производительных сил и экспортного потенциала Российской Федерации, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения производства импортозамещающей продукции, развития финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, увеличения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 5. Субъекты предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны
Субъектами предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны являются зарегистрированные в свободной экономической зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности коммерческие организации независимо от их организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалы иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне в соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Указанные в части первой настоящей статьи субъекты предпринимательской деятельности осуществляют на территории свободной экономической зоны производственные и иные коммерческие операции с товарами, за исключением их розничной продажи. Правительство Российской Федерации может устанавливать в целях соблюдения законодательства Российской Федерации и с учетом вида соответствующих товаров запреты и ограничения осуществления указанных операций с такими товарами на территории свободной экономической зоны.
Статья 6. Особый режим предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне
1. Для целей настоящего Федерального закона под особым режимом предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне понимается:
таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в отношении иностранных товаров и транспортных средств независимо от лиц, перемещающих такие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации;
таможенный режим экспорта товаров в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в отношении вывоза российских товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации;
налогообложение с применением договора об инвестиционном налоговом кредите в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и пунктом 2 настоящей статьи в отношении субъектов предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в свободной экономической зоне.
2. Уполномоченный финансовый орган заключает с субъектом предпринимательской деятельности, который зарегистрирован (аккредитован) в свободной экономической зоне и соблюдает требования, установленные статьями 7, 8 и 9 настоящего Федерального закона, договор об инвестиционным налоговом кредите на налог на прибыль, а также на региональные и местные налоги на срок и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. В случае, если в течение двух лет со дня заключения договора об инвестиционном налоговом кредите субъект предпринимательской деятельности, который зарегистрирован (аккредитован) в свободной экономической зоне, не приступит к выполнению своих обязательств в соответствии с требованиями, указанными в статьях 7, 8 и 9 настоящего Федерального закона, или если до истечения срока договора об инвестиционном налоговом кредите субъект предпринимательской деятельности прекратит свою деятельность в свободной экономической зоне, в отношении такого участника зоны должен быть произведен пересчет налоговых обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 7. Зона экспортного производства
1. Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Такой режим устанавливается для субъектов предпринимательской деятельности, которые:
зарегистрированы (аккредитованы) в данной зоне;
осуществляют техническое перевооружение собственного производства, создают новые или совершенствуют применяемые технологии, производят новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья;
вывозят с территории данной зоны за пределы таможенной территории Российской Федерации более двадцати процентов товаров, отвечающих критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.
Критерии продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны определяются Правительством Российской Федерации.
2. Субъект предпринимательской деятельности, который зарегистрирован (аккредитован) в зоне экспортного производства, обязан по истечении срока, установленного администрацией зоны экспортного производства, производить продукцию, предназначенную для экспорта, в определенном объеме и вывозить ежегодно с территории данной зоны за пределы таможенной территории Российской Федерации не менее двадцати процентов произведенной продукции, отвечающей критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.
3. Зона экспортного производства создается на участке территории Российской Федерации, имеющем выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Статья 8. Свободная таможенная зона производственного типа
Свободная таможенная зона производственного типа представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Такой режим устанавливается для субъектов предпринимательской деятельности, которые:
зарегистрированы (аккредитованы) в данной зоне;
осуществляют техническое перевооружение производства, создают новые или совершенствуют применяемые технологии, производят новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья;
вывозят с территории данной зоны на остальную территорию Российской Федерации более двадцати процентов товаров, являющихся импортозамещающими товарами и отвечающих критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.
Критерии продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны и отнесения товаров к числу импортозамещающих товаров определяются Правительством Российской Федерации.
Свободная таможенная зона производственного типа создается на участке территории Российской Федерации, имеющем развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В свободной таможенной зоне производственного типа разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, в том числе позиция товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара.
Статья 9. Свободная таможенная зона торгового типа
Свободная таможенная зона торгового типа представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Такой режим устанавливается для субъектов предпринимательской деятельности, которые:
зарегистрированы (аккредитованы) в данной зоне;
осуществляют коммерческие операции, связанные с выполнением особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или оказанием особо важных услуг населению.
Свободная таможенная зона торгового типа создается в морском (речном) порту, в аэропорту, на железнодорожной станции, участке автомобильной магистрали, в пограничном пункте и на иных ограниченных участках территории Российской Федерации, через которые осуществляются регулярные международные перевозки грузов. Территория данной зоны используется для проведения выставок, а также для осуществления подработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в данную зону товаров для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации. В свободной таможенной зоне торгового типа не допускается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.
Глава II. Порядок создания, функционирования и ликвидации свободной
экономической зоны
Статья 10. Решение о создании свободной экономической зоны на территории Российской Федерации
Решение о создании свободной экономической зоны в виде зоны экспортного производства, свободной таможенной зоны производственного типа или свободной таможенной зоны торгового типа на территории Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральной программой создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации.
Статья 11. Положение о свободной экономической зоне
Правительство Российской Федерации утверждает положение о свободной экономической зоне по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого создается свободная экономическая зона.
В положении о свободной экономической зоне должны быть указаны:
вид свободной экономической зоны;
наименование свободной экономической зоны;
границы свободной экономической зоны;
сведения об обустройстве свободной экономической зоны и о наличии в ней развитых производственной и транспортной инфраструктур;
наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выполняющего функции администрации свободной экономической зоны, и состав администрации свободной экономической зоны;
срок функционирования свободной экономической зоны.
Статья 12. Федеральная программа создания н развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывает и ежегодно уточняет Федеральную программу создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке разработки и реализации федеральных целевых программ.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии отбора проектов создания свободных экономических зон для их включения в указанную Федеральную программу.
На основе указанной Федеральной программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и принимают региональные программы создания и развития свободных экономических зон, органы местного самоуправления - местные программы создания и развития свободных экономических зон.
2. По решению Правительства Российской Федерации соответствующий федеральный орган исполнительной власти разрабатывает совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федеральной программы, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на основе вносимых в Правительство Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложений о создании свободных экономических зон. Указанные предложения должны соответствовать целям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, и содержать технико-экономическое обоснование создания свободной экономической зоны, проект положения о свободной экономической зоне и заключение государственной экологической экспертизы. Указанный федеральный орган исполнительной власти согласовывает проект федеральной программы, указанной в пункте 1 настоящей статьи, с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органами местного и представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации.
3. При утверждении Федеральной программы, указанной в пункте 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации включает в нее перечень источников финансирования затрат на создание свободных экономических зон, в том числе объектов инфраструктуры, зданий и сооружений производственного и административного назначения.
Федеральная программа, указанная в пункте 1 настоящей статьи, включает в себя следующие основные разделы:
основные направления экономической политики Российской Федерации в области создания и развития свободных экономических зон;
анализ функционирования свободных экономических зон на территории Российской Федерации и меры по повышению эффективности их функционирования;
перечень существующих свободных экономических зон на территории Российской Федерации, а также свободных экономических зон, которые планируется создать на территории Российской Федерации;
материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации Федеральной программы создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением указанных ресурсов по свободным экономическим зонам.
Статья 13. Финансирование свободной экономической зоны
Финансирование свободной экономической зоны в целях обустройства производственной и транспортной инфраструктур свободной экономической зоны осуществляется в соответствии с Федеральной программой, указанной в статье 12 настоящего Федерального закона, за счет российских и иностранных инвестиций, средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 14. Управление свободной экономической зоной
1. Управление свободной экономической зоной осуществляется администрацией свободной экономической зоны. Функции администрации свободной экономической зоны осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается свободная экономическая зона.
Положение об администрации свободной экономической зоны разрабатывается и утверждается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается свободная экономическая зона, по согласованию с Правительством Российской Федерации и соответствующим органом местного самоуправления.
Администрация свободной экономической зоны подотчетна Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органу местного самоуправления муниципального образования, на территории которого создана свободная экономическая зона, по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов.
Основными функциями администрации свободной экономической зоны являются:
выполнение программы развития свободной экономической зоны и подготовка предложений о ее корректировке;
обеспечение создания и функционирования производственной и транспортной инфраструктур свободной экономической зоны, в том числе организация проектирования и строительства зданий и сооружений производственного, складского, транспортного и иного служебного назначения и контроль за эксплуатацией;
содействие заключению с субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы в свободной экономической зоне (с головными организациями филиалов иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне), договоров об аренде (субаренде) земельных участков, зданий и сооружений производственного, складского, транспортного и иного служебного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и с субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы в свободной экономической зоне (головными организациями филиалов иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне) договоров о проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений производственного, складского, транспортного и иного служебного назначения в данной зоне;
контроль за осуществлением в соответствии с Федеральной программой создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации и принятых на ее основе региональных и местных программ создания и развития свободных экономических зон инвестиций и предпринимательской деятельности субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в свободной экономической зоне;
представление отчетности о функционировании свободной экономической зоны соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
представление находящихся в соответствии с Федеральной программой создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации и принятыми на ее основе региональных и местных программ создания и развития свободных экономических зон законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в свободной экономической зоне, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
оказание содействия в создании кредитных организаций, фондов развития свободных экономических зон и страховых организаций в свободной экономической зоне.
Администрация свободной таможенной зоны торгового типа помимо выполнения указанных выше основных функций оказывает содействие заключению договоров об оказании услуг по хранению, сортировке, подработке, экспонированию товаров и иных услуг торгового типа с субъектами предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в данной зоне.
2. Координация деятельности администрации свободной экономической зоны и контроль за функционированием такой зоны осуществляются наблюдательным советом, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
3. Оперативное руководство деятельностью администрации свободной экономической зоны осуществляет глава администрации свободной экономической зоны. Главу администрации свободной экономической зоны назначает и отзывает указанный в пункте 1 настоящей статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создана свободная экономическая зона, по согласованию с Правительством Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Статья 15. Создание единой администрации нескольких свободных экономических зон
При необходимости допускается создание единой администрации нескольких свободных экономических зон, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования.
Статья 16. Ликвидация свободной экономической зоны
1. Ликвидация свободной экономической зоны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом по решению Правительства Российской Федерации.
Свободная экономическая зона может быть ликвидирована по следующим основаниям:
истечение срока функционирования свободной экономической зоны, установленного положением о свободной экономической зоне, и отсутствие мотивированного предложения органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о продлении указанного срока при условии успешного функционирования свободной экономической зоны;
несоответствие функционирования свободной экономической зоны интересам безопасности государства, в том числе экономической и экологической безопасности. Предложения о досрочной ликвидации свободной экономической зоны могут вносить соответствующие федеральные органы исполнительной власти или органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данная зона. Ликвидация свободной экономической зоны по указанному основанию осуществляется в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее ликвидации.
В иных случаях досрочная ликвидация свободной экономической зоны не допускается.
2. Ликвидация свободной экономической зоны влечет за собой лишение субъекта предпринимательской деятельности, который зарегистрирован (аккредитован) в свободной экономической зоне прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, однако ее ликвидация не влечет за собой каких-либо правовых последствий в отношении деятельности или ликвидации юридических лиц и филиалов иностранных юридических лиц на территории бывшей свободной экономической зоны, осуществляющих деятельность или ликвидируемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Рассмотрение споров, возникших в связи с применением настоящего Федерального закона
Споры, возникшие в связи с применением настоящего Федерального закона, рассматриваются судами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава III. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 19. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и рекомендовать Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.