Проект федерального закона N 99097368-2
"О борьбе с коррупцией"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Предупреждение коррупции
Глава 3. Коррупционные правонарушения и ответственность за них
Глава 4. Устранение последствий коррупционных правонарушений
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства; обеспечение функционирования законодательной, исполнительной, судебной власти, органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации путем выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных.
Статья 2. Основные понятия
1. Под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимаются не предусмотренное законом принятие материальных и нематериальных благ и преимуществ субъектами, перечисленными в статье 3, с использованием их официального статуса и связанных с ним возможностей, а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
2. Правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность и включают:
правонарушения, создающие условия для коррупции, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона;
коррупционные правонарушения, совершаемые в виде принятия и предоставления, материальных, иных благ и преимуществ, предусмотренные статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона.
3. Должностное лицо в настоящем Федеральном законе понимается в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
4. Под членами семьи в настоящем Федеральном законе понимаются лица, состоящие в близких родственных отношениях с лицом, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, и иные лица, совместно с ним проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией
1. За противоправное принятие материальных и нематериальных благ и преимуществ, а также иные связанные с коррупцией правонарушения, на основании настоящего Федерального закона несут ответственность:
1) все должностные лица, занимающие государственные должности категории "А";
2) государственные служащие, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также иные должностные лица, получающие денежное содержание (вознаграждение) из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;
3) лица, занимающие соответствующие должности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и воинских учебных заведениях, создаваемых в предусмотренном законом порядке;
4) лица, избранные в органы местного самоуправления;
5) служащие, постоянно или временно работающие (проходящие службу) в органах местного самоуправления и получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти либо органами местного самоуправления;
6) должностные лица государственных и муниципальных организаций - юридических лиц, иных муниципальных образований, а также тех юридических лиц, в имуществе которых суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет не менее половины, либо таких, в которых государство и органы местного самоуправления непосредственно, либо через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации, либо через иные структуры суммарно имеют контрольные пакеты акций;
7) помощники выборных лиц, получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;
8) руководители и служащие Центрального банка Российской Федерации и его учреждений, государственных внебюджетных фондов и их подразделений;
9) народные и присяжные заседатели в судах, а также иные граждане, участвующие в отправлении правосудия;
10) руководители и служащие учреждений, на которые государственными органами или органами местного самоуправления возложены в соответствии с законодательством экспертные, распорядительные, контрольные и иные функции;
11) руководители и сотрудники межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется правовой статус государственных служащих Российской Федерации;
12) лица, в установленном законом порядке постоянно или временно выполняющие на общественных началах либо в порядке частной деятельности, либо по договору (контракту) функции, аналогичные функциям должностных лиц в государственных органах или органах местного самоуправления, муниципальных образованиях;
13) лица, привлеченные государственными органами или органами местного самоуправления на договорной основе или на общественных началах для производства экспертиз, дачи заключений, участия в работе экспертных, консультативных, разрабатывающих проекты правовых актов и иных комиссиях, выводы которых учитываются при принятии решений государственными органами и органами местного самоуправления;
14) физические лица, осуществляющие от имени и по поручению государственных органов или органов местного самоуправления, или организаций - юридических лиц представительство этих органов и организаций в суде, других государственных органах, третейском суде;
15) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных должностей и в качестве кандидатов в члены выборных органов государственной власти, а также выборных органов местного самоуправления.
2. За противоправное предоставление материальных, нематериальных благ и преимуществ лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, ответственность на основании настоящего Федерального закона несут физические и юридические лица.
Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации, в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а за пределами территории Российской Федерации отношении граждан Российской Федерации и юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с учетом международных договоров Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон является актом прямого действия применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией. Уголовная ответственность и наказание предусматриваются соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией, не противоречащие Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, указанные нормативные правовые акты считаются не действующими со дня их принятия.
Статья 5. Участники борьбы с коррупцией
1. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут следующие органы Российской Федерации: прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенные, пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы.
В указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией.
2. Руководители всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Федерального закона и применение предусмотренных им мер ответственности с привлечением кадровой, контрольной и юридической служб.
3. Совет Безопасности Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации.
Глава 2
Предупреждение коррупции
Статья 6. Специальное требование к лицам, претендующим на выполнение полномочий, указанных в настоящем Федеральном законе
Лица, указанные в статье 3, принимают на себя установленные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса, а также основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах, при этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.
Непринятие ограничений влечет отказ в привлечении лица к выполнению соответствующих официальных функций либо увольнение или иное освобождение в предусмотренном законом порядке от выполнения указанных функций.
Статья 7. Специальный порядок представления декларации в налоговые органы
1. Субъекты, указанные в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона за исключением лиц, указанных в пунктах 9, 13, 14 данной статьи, ежегодно до 1 апреля представляют в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию, в которой указываются следующие сведения:
о доходах (личных и тех субъектов, с которыми у них имеется общая, совместная собственность), включая оцененные в денежном выражении все имущество, а также услуги имущественного характера, поступления, полученные из всех источников;
об имуществе, имеющимся в частной и общей собственности, входящем в объект налогообложения, в том числе том, которое находится за пределами территории Российской Федерации, с указанием оценочной стоимости и места нахождения указанного имущества;
о вкладах в банковских учреждениях, в том числе за пределами территории Российской Федерации, с указанием банковского учреждения, номеров банковских счетов, под которыми указанные должностные лица имеют право подписи, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;
о ценных бумагах, законными владельцами которых они являются;
о своем прямом или об опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;
о трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если должностное лицо или его супруг является бенефициаром этих трастов;
о названиях и реквизитах других организаций, у которых с должностным лицом имеются договорные отношения, соглашения или обязательства (в том числе и устные) по пользованию материальными и финансовыми средствами, принадлежащими должностному лицу или его супругу, или по временному хранению указанных средств;
о получении в пользование по доверенности имущества стоимостью свыше двухсот минимальных размеров оплаты труда;
о задолженности на сумму свыше ста минимальных размеров оплаты труда;
об иных обязательствах финансового характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации;
иные сведения, предусмотренные для всех граждан Российской Федерации.
2. Все должностные лица ежегодно в период выполнения предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона функций, а затем ежегодно в течение трех лет после освобождения от их выполнения, в том числе после выхода на пенсию, представляют в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию, в которой сообщают указанные выше сведения и следующие данные:
о совершенных после представления предыдущей декларации имущественных сделках на сумму свыше двухсот минимальных размеров оплаты труда;
о принятых в отчетный период подарках, материальных благах и услугах общей стоимостью свыше двух минимальных размеров оплаты труда с указанием перечня принятого, оцененного в денежном выражении, а также источников поступления.
Указанные лица представляют по месту работы справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.
3. Непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений, перечисленных в настоящей статье, в случае, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет его увольнение или иное освобождение в установленном законом порядке от выполнения предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона функций.
Те же действия, совершенные впервые в течение трех лет после выхода на пенсию или иного освобождения лица от выполнения предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона функций, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, налагаемым по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Повторное совершение таких действий в указанный срок влечет штраф в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в том же порядке.
4. Поступающие в налоговые инспекции сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Разглашение таких сведений, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также для их публикации в установленном статьей 8 настоящего Федерального закона порядке.
Статья 8. Публикация деклараций лиц, занимающих государственные должности категории "А"
1. Подлежат ежегодной публикации следующие сведения из налоговой декларации лиц, занимающих государственные должности категории "А": о размерах и об источниках доходов; об оценочной стоимости имущества, имеющегося в частной и общей собственности, входящего в объект налогообложения, в том числе находящегося за пределами территории Российской Федерации; о размерах вкладов в банковских учреждениях, в том числе за пределами территории Российской Федерации, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами; о ценных бумагах, законными владельцами которых они являются; о задолженности на сумму свыше двести минимальных размеров оплаты труда и об иных обязательствах финансового характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи сведения представляются лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, за исключением лиц, указанных в пунктах 9, 13, 14, заверяются руководителями налоговых органов по месту жительства указанных лиц и налоговыми органами передаются до 1 мая каждого года для публикации в официальных изданиях государственных органов Российской Федерации, или субъектов Российской Федерации, или органов местного самоуправления в зависимости от статуса соответствующего лица.
3. В порядке, предусмотренном частями 1 и 3 настоящей статьи, публикуются сведения о доходах и собственности лиц, претендующих на занятие государственных должностей категории "А", при выдвижении их кандидатур.
4. Непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений, перечисленных в настоящей статье, в случае, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет его увольнение или иное освобождение в установленном законом порядке от выполнения предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона функций.
5. Нарушение руководителями налоговых органов и официальных изданий положений настоящей статьи, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет их отстранение от должности.
Статья 9. Запрещение счетов на предъявителя и заключения гражданско-правовых сделок не под своим именем
1. Ведение в банковских учреждениях счетов на предъявителя (без указания сведений о клиенте) запрещается. Нарушение этого требования влечет лишение банковского учреждения лицензии на осуществление банковских операций.
2. Запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем - на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Указанные сделки признаются ничтожными в установленном законом порядке.
Статья 10. Деятельность, не совместимая с выполнением государственных функций
1. Лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, за исключением лиц, указанных в пунктах 9, 13, 14 части 1 данной статьи, запрещается занимать другие должности, а также запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору (контракту):
на всех иностранных предприятиях, в иностранных учреждениях, организациях или на всех предприятиях, в учреждениях, организациях с иностранными инвестициями;
в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях различных организационно-правовых форм и в общественных объединениях в Российской Федерации, деятельность которых подконтрольна, подотчетна органу, в котором указанные лица состоят на службе, если иное прямо не предусмотрено законом.
2. Лицам, которые занимают государственные должности категории "А" и порядок назначения или избрания которых регулируется Конституцией Российской Федерации, запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору (контракту).
Указанным лицам не запрещается заниматься неоплачиваемой творческой, научной, преподавательской, лечебной деятельностью, если такая деятельность не наносит ущерб государственной службе и выполняемым служебным обязанностям.
3. Другим лицам из числа указанных в части 1 настоящей статьи запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору (контракту), за исключением оплачиваемой творческой, научной, преподавательской, лечебной деятельности, при соблюдении положений части 1 настоящей статьи, если такая деятельность не наносит ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и не используется как средство подкупа или иного необоснованного обогащения этих лиц.
4. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и являющимися должностными лицами запрещается лично заниматься предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законом функций, как путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия), так и путем принятия решений в составе органов управления предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или после начала выполнения государственных функций в ином порядке обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, имущество, вклады в предприятия, а также иные ценности, использование которых влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.
5. Нарушение лицами, указанными в части 1, требований настоящей статьи влечет увольнение или иное освобождение в установленном законом порядке от выполнения соответствующих функций. Такие лица не могут быть вновь уполномочены на выполнение аналогичных функций до тех пор, пока не прекратят заниматься указанной в настоящей статье деятельностью.
Статья 11. Недопустимость совместного прохождения службы близкими родственниками или свойственниками
1. Лица, указанные в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, не могут занимать должности или наделяться полномочиями, находящимися в прямой подчиненности, подконтрольности либо подотчетности должностям и полномочиям их близких родственников или свойственников (родителей, супругов, братьев, сестер, детей, внуков, а также братьев, сестер, родителей, детей и внуков супругов), за исключением прямо установленных законодательством Российской Федерации случаев.
2. Лица, нарушающие требования настоящей статьи, в случае, если они добровольно в течение двух недель с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, для выполнения полномочий, исключающих такие подчиненность, подконтрольность либо подотчетность, а при невозможности такого перевода одно из указанных лиц подлежит увольнению либо его полномочия прекращаются в ином, предусмотренном законом порядке.
3. Лица, уволенные, отстраненные от выполнения полномочий по указанным основаниям, имеют право поступления на государственную службу в другие государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации, либо выполнять соответствующие полномочия в иных организациях.
4. Лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, запрещается принимать участие в подборе и назначении на должности лиц, которые являются их близкими родственниками или свойственниками, или каким-то иным образом влиять на этот процесс.
Статья 12. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них
1. Запрещаются следующие деяния лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона:
1) использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и связей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг полномочий указанных лиц и не предусмотрено законом;
2) использование своего статуса при решении вопросов, затрагивающих личные интересы указанных лиц либо интересы их близких родственников или свойственников;
3) оказание неправомерного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений;
4) участие в качестве поверенных физических или юридических лиц по делам органа, в котором лица, указанные в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, состоят на службе, либо по делам органов, подчиненных указанным лицам, либо по делам органов, деятельность которых указанные лица контролируют;
5) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если данная информация не подлежит официальному распространению;
6) несвоевременное доведение или доведение в неполном объеме до сведения физических и юридических лиц информации о правовых актах, регулирующих их взаимоотношения с лицами, указанными в части 1 статьи 3;
7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также задержка, передача недостоверной или неполной информации;
8) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;
9) передача государственных или муниципальных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;
10) использование финансовых и материальных ресурсов других физических и юридических лиц в собственных интересах либо в интересах других лиц, указанных в части 1 статьи 3;
11) нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц, а также порядка решения иных вопросов, находящихся в компетенции лиц, указанных в части 1 статьи 3;
12) дарение подарков и оказание неслужебных услуг материального характера вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;
13) заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других азартных играх денежного или иного материального характера;
14) экономически неоправданная с точки зрения государственных интересов передача каким-либо юридическим или физическим лицам финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих государственным фондам, государственным или муниципальным хозяйствующим субъектам, а также хозяйствующим субъектам, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в которых составляет не менее половины;
15) искусственное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
16) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за ней.
2. Совершение какого-либо из указанных в настоящей статье правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение в установленном законом порядке одного из следующих дисциплинарных взысканий: понижение в должности, отстранение от должности.
3. В случае совершения лицами, указанными в пункте 15 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона какого-либо из указанных в настоящей статье правонарушений, органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об атом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести до сведения избирателей путем опубликования в официальном издании или иным способом факт правонарушения, допущенного кандидатом.
4. Невыполнение требований части 3 настоящей статьи должностными лицами указанных органов или председателем избирательной комиссии, или руководителем официального издания влечет их отстранение от должности или иное освобождение в установленном законом порядке от выполняемых полномочий.
Статья 13. Ограничения для отдельных категорий должностных лиц
Законодательством о статусе судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных служащих, об иных возможных субъектах правонарушений, связанных с коррупцией могут устанавливаться другие, помимо изложенных в настоящем Федеральном законе, ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции. Ответственность соответствующих лиц устанавливается в порядке, предусмотренном специальными законодательными актами.
Глава 3
Коррупционные правонарушения и ответственность за них
Статья 14. Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным принятием материальных и нематериальных благ и преимуществ
1. Лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, запрещается:
1) принятие за свою деятельность любого дополнительного вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от негосударственных организаций, общественных объединений, физических лиц, если иное не предусмотрено законом.
Денежные средства, поступившие на счет лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение настоящего пункта, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению на специальный счет органам государственного казначейства с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств;
2) принятие подарков или услуг в связи с исполнением официальных полномочий либо от лиц, зависимых по службе, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.
Общая стоимость полученных в течение года указанных подарков и услуг не может превышать пяти минимальных размеров оплаты труда.
Подарки или услуги, указанные в настоящем пункте, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего пункта, подлежат безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд в семидневный срок или по желанию лица, к которому они поступили, и с согласия вышестоящего должностного лица - выкупу из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в Российской Федерации на момент выкупа. Вырученные денежные средства специальный государственный фонд перечисляет на специальный счет органов государственного казначейства.
3) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, за исключением поездок;
по приглашению близких родственников за их счет;
осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;
4) использование в личных, групповых и иных неслужебных интересах предоставляемых им для выполнения государственных функций помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств или государственного имущества в случаях, если это не предусмотрено законом и наносит ущерб государственным или муниципальным интересам;
5) использование не предусмотренных законом преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
2. Члены семьи лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо связано по службе.
Указанное лицо обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств на специальный счет органов государственного казначейства.
3. Совершение лицом, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, какого-либо из коррупционных правонарушений, если такое правонарушение не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение одного из дисциплинарных взысканий, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, или увольнение либо иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке. Решение о применении наказания может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
4. Незаконно полученные подарки и денежные средства подлежат конфискации по решению суда в порядке, предусмотренном статьей 243 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость незаконно полученных услуг взыскивается с виновного лица по решению суда и перечисляется на специальный счет органов государственного казначейства. Суд рассматривает также дела по искам органов, указанных в частях 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.
5. В случае совершения лицами, указанными в пункте 15 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, какого-либо из указанных правонарушений, органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая в течение пяти дней после поступления материалов обязана довести до сведения избирателей путем опубликования или иным способом факт правонарушения, допущенного кандидатом.
6. Не подлежат ответственности лица, принявшие незаконные материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги, но затем добровольно заявившие об этом в правоохранительные органы в течение семи дней.
Статья 15. Ответственность физических и юридических лиц за незаконную выплату вознаграждений лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона
1. Физические лица, предоставившие лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, незаконные материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги в случаях, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния и если не было вымогательства, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и других уполномоченных на то законом органов и должностных лиц.
2. Юридические лица и иные организации, предоставляющие сверх предусмотренных законами и иными правовыми нормативными актами материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги лицам, указанным в части 1 статьи 3, в случае, если не было вымогательства, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия, совершенные повторно в течение трех лет со дня наложения взыскания, влекут прекращение деятельности виновного юридического лица в установленном законом порядке.
3. Не подлежат ответственности физические и юридические лица, предоставившие лицам, указанным части 1 статьи 3, незаконные материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги и добровольно заявившие об этом в правоохранительные органы в течение семи дней.
Статья 16. Ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций за неправомерную предпринимательскую деятельность, получение неправомерных доходов
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации, финансируемые из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, занимающиеся предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законом функций и целей деятельности либо принимающие материальные и нематериальные блага и преимущества помимо указанных источников финансирования, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от пятидесяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно полученных сумм или незаконно переданного имущества по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
2. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, а также предприятий, учреждений, организаций, финансируемых из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, за деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Статья 17. Ответственность руководителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией
Руководители федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, не принимающие в пределах своих полномочий меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с коррупцией, либо принимающие указанные меры с нарушением настоящего Федерального закона, либо не представляющие соответствующую информацию в налоговые органы по месту жительства виновных лиц, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Те же действия, совершенные повторно, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, или отстранением от должности, или увольнением от должности в установленном законом порядке.
Глава 4
Устранение последствий коррупционных правонарушений
Статья 18. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг
1. Во всех случаях необоснованного обогащения лиц, указанных в части 1 статьи 3, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно предоставленных услуг - взысканию в доход государства.
В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 3, отказывается добровольно сдать имущество, незаконность получения которого установлена, либо оплатить государству его стоимость или стоимость предоставленных услуг, незаконность предоставления которых очевидна, это имущество или соответствующая стоимость подлежат взысканию судом в доход государства по иску прокурора, налоговой службы, органов Министерства финансов Российской Федерации либо других органов и должностных лиц, уполномоченных на то законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, денежные средства и иные принадлежащие правонарушителю ценности.
2. Если лицо, указанное в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное предусмотренного настоящим Федеральным законом правонарушение отказывается выполнить требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговые органы по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.
Статья 19. Отмена актов, аннулирование действий, совершенных в результате правонарушений, связанных с коррупцией
Противоправные акты и действия, совершенные в результате правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аннулируются органом, либо должностным лицом, уполномоченными на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц или прокурора.
Судом могут быть аннулированы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации также другие акты и действия, предусмотренные в настоящей статье.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.