Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О борьбе с коррупцией"
Коррупция, понимаемая как подкуп - продажность различных категорий служащих, совершающих в связи с этим разные злоупотребления, приобрела в России невиданные ранее масштабы и представляет реальную угрозу не только правам гражданина и человека, но также национальной безопасности.
Как с любым антиобщественным явлением, борьба с коррупцией должна вестись на основе и в рамках закона, без законодательного определения правовых границ данного явления и путей борьбы с ним нельзя ни разрабатывать, ни реализовывать любые программы по борьбе с коррупцией. Однако действующие правовые акты в настоящее время уже не обеспечивают эффективную борьбу с коррупцией во всех ее современных проявлениях, не учитывают последние международно-правовые акты, касающиеся борьбы с коррупцией, в том числе рекомендации по приоритету предупредительных мер.
Как показывает зарубежный опыт, на борьбу с коррупцией - этим многообразно себя проявляемым и изменчивым явлением, ориентирован комплекс постоянно пополняемых правовых актов. Антикоррупционное законодательство и в России неизбежно будет в дальнейшем развиваться. Предлагаемый закон - первый в ряду специальных антикоррупционных нормативных правовых актов в России. Он не исключает внесения в разные правовые акты изменений, предупреждающих злоупотребления в сфере акционирования, приватизации и т.п.
Данный законопроект является результатом многочисленных согласований и дополнений в процессе его прохождения, и, прежде всего, с учетом замечаний Президента Российской Федерации.
При этом исходными являются следующие положения.
1. Граждане (налогоплательщики) имеют право на честное исполнение своих обязанностей государственными служащими и другими лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а также приравненными к ним, на неподкупность таких лиц. Одной из важнейших гарантий реализации данного права является соблюдение правила, в соответствии с которым указанные лица не вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества, помимо предусмотренных законом и вне установленного законом порядка.
2. Коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, когда одна сторона подкупает услуги другой, а та за вознаграждение выполняет определенные действия либо обеспечивает бездействие. В разоблачении такой сделки не бывает заинтересована ни одна, ни другая сторона. Поэтому раскрытие соответствующих преступлений представляет существенные трудности и главное в их предупреждении и обнаружении - контроль за доходами и расходами различных категорий должностных и иных лиц, указанных в части 1 статьи 3 законопроекта. На этом основании в проект введена глава 2 "Предупреждение коррупции".
3. Широкая распространенность коррупции и многообразие ее проявлений являются основанием для использования системы разнообразных правовых средств борьбы с проявлениями коррупции разной степени общественной опасности. При этом решала задача использования всего спектра правовых мер, а не только предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. В законопроекте предусматривается применение дисциплинарных, административных и гражданско-правовых мер.
4. Законодательство о борьбе с коррупцией и о государственной службе рассматриваются не как дублирующие, а как взаимно дополняющие друг друга акты. Во-первых, законодательство о государственной службе регулирует широкий круг вопросов, связанных с государственной службой, в том числе права и обязанности государственных служащих. В законе о борьбе с коррупцией предусматриваются конкретные нарушения соответствующих обязанностей коррупционного характера и ответственность за указанные правонарушения. Во-вторых, субъектами коррупционных правонарушений могут быть также должностные лица, занимающие должности категории А, присяжные и народные заседатели, частные нотариусы и ряд других лиц.
5. Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" подготовлен как акт прямого действия, который непосредственно позволяет привлекать лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности. Уголовная ответственность и наказание должны наступать по соответствующим статьям Уголовного кодекса.
7. Проект федерального закона "О борьбе с коррупцией" содержит четыре главы:
Глава 1 - Общие положения.
Глава 2 - Предупреждение коррупции.
Глава 3 - Коррупционные правонарушения и ответственность за них.
Глава 4 - Устранение последствий коррупционных правонарушений.
Тем самым регулируются основные вопросы борьбы с коррупцией на всех этапах борьбы. Приоритетными рассматриваются предупредительные меры в соответствии с основными положениями криминологии и международно-правовыми документами.
7. Проектом федерального закона "О борьбе с коррупцией" предусматривается ответственность и тех, кто подкупается, и тех, кто подкупает. При этом субъектами подкупа признаются как физические, так и юридические лица. Юридические лица привлекаются только к административной ответственности, Административная ответственность юридических лиц действующим законодательством предусматривается, в частности, за нарушение строительных правил, налоговые правонарушения.
8. В условиях действия нового Уголовного кодекса Российской Федерации представляется использование разъясняемых в нем терминов, Применяются и конкретизируются понятия других действующих законодательных актов.
9. Предлагается принять именно комплексный федеральный закон "О борьбе с коррупцией", во-первых, с учетом пожеланий подавляющего большинства субъектов Федерации, высказанных в отзывах на первый законопроект, во-вторых, исходя из его поддержки федеральными правоохранительными органами и судами, в-третьих, с учетом оценки существующего положения дел с коррупцией как угрожающего безопасности государства.
10. Вопросы обеспечения безопасности в соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации относятся к ведению федеральных органов власти. Кроме того, предусмотренное законопроектом некоторое ограничение прав и свобод допустимо в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации только на основании федерального закона.
11. Борьба с таким крайне общественно опасным явлением, как коррупция должна вестись на основе и в рамках именно федерального закона.
12. Проект федерального закона "О борьбе с коррупцией" финансовых затрат из федерального бюджета не требует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.